X

Новости

Вчера
17 августа 2019
16 августа 2019
15 августа 2019

Для своих да наших?

Сегодняшнее пленарное заседание краевого парламента обещает быть громким и многолюдным

Ведь первым пунктом повестки значится доклад губернатора Виктора Басаргина «О первоочередных мерах по повышению устойчивости социально-экономического развития Пермского края в новых экономических условиях», который является своего рода посланием к политическим элитам региона. Поскольку депутаты ещё с осени прошлого года постоянно заявляли о необходимости выработки какой-либо антикризисной стратегии, то сегодня она появилась. И, вероятно, вызовет массу вопросов со стороны народных избранников. В особенности — от депутатов-одномандатников, обеспокоенных ухудшением социально-экономической ситуации в своих округах и желанием региональной исполнительной власти взвалить всё кризисное бремя на скудные муниципальные бюджеты.

Однако это далеко не единственная тема, которая вызовет широкие дискуссии. Тот же многострадальный закон «О промышленной политике в Пермском крае», который будет рассматриваться во втором чтении. Он до сих пор вызывает множество споров, поскольку уже второй губернатор и третий депутатский созыв никак не могут определиться с ролью власти в регулировании капиталистической экономики. И есть вероятность, что этот закон будет всего лишь пустой декларацией, а не реальным рычагом помощи бизнесу в новых реалиях. А вот что касается социальной политики, то Минздравом подготовлен новый законопроект, который должен улучшить ситуацию с медицинскими кадрами в глубинке. Но это благое дело таит в себе много подводных камней. И подобных двояких ситуаций хватает, что показали дискуссии на заседаниях парламентских комитетов, традиционно прошедших накануне пленарки.

На пороге большого секвестра

К главному вопросу пленарного заседания — докладу губернатора «О первоочередных мерах по повышению устойчивости социально-экономического развития Пермского края в новых экономических условиях» — краевая власть подошла основательно. Сначала Виктор Басаргин обозначил ключевые позиции в блоге. Затем все вопросы были детально проработаны в правительственных рабочих группах. И в конечном итоге с базовым докладом по парламентским комитетам пошёл председатель правительства Геннадий Тушнолобов. Вероятно, для того чтобы именно в рабочем режиме снять все вопросы и застраховать губернатора от депутатской пресс-конференции на самой пленарке.

Надо сказать, что премьер в кои-то веки был достаточно откровенен и конструктивен. Рассказал депутатам, что новые сценарные условия для бюджета будут рассчитываться, исходя из цены на нефть $50 за баррель. Что темпы роста зарплат в бюджетной сфере будут скорректированы, поскольку они опережают темпы роста экономики. Что для оптимизации нагрузки на бюджет ведутся переговоры по замене коммерческих кредитов на бюджетные. Также Геннадий Тушнолобов пояснил, что ключевыми направлениями в деятельности правительства станут концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, поддержка импортозамещения, снижение напряжённости на рынке труда, исполнение обязательств социального характера, завершение ранее начатых инвестпроектов, сокращение расходов на функционирование органов госвласти и ежегодное снижение расходных обязательств казны, как минимум, на пять процентов в течение трёх лет.

Вопросов премьеру было задано очень много. Особенно на заседании комитета по социальной политике, где Геннадий Тушнолобов общался с депутатами почти полтора часа. Причём темы были, что называется, «с земли».

— Реальные доходы населения снижаются, — задавал вопрос депутат Александр Третьяков. — В вашем докладе никаких мер для решения проблемы не увидел. Может, заморозить тарифы на ЖКХ? Сейчас людям придётся платить за капитальный ремонт, с июля планируется повышение тарифов. Давайте не забывать, что зарплата в кризис не повышается...

— На проблему надо смотреть в целом, — отвечал председатель правительства. — Ведь как происходит по тарифам? Выходит на уровне Федерации новый акт, мы в крае приводим в соответствие. Если шире, то мы планируем выполнение дорожной карты Президента РФ. Поддержка сферы экономики, работа с налогоплательщиками. 23 программы посвящено этому...

— Если вспомнить майские указы президента, то ранее были проблемы с финансированием, — напоминал премьеру депутат Алексей Бурнашов. — Вообще федеральные власти выделяют средства на повышение зарплат бюджетников в рамках этих указов?

— Кроме того, что в прошлом году добавили подоходный налог, больше ничего не было, — отвечал докладчик. — Но все бюджеты муниципалитетов выполнены с профицитом. Майские указы в 2014 году исполнены в полном объёме...

Заметим, что хотя дискуссия была бурной и долгой, но некоторые темы так и не были раскрыты. Ведь не секрет, что сегодня субсидирование и дотирование тех же муниципалитетов находится под большим вопросом. Основные средства поступят в территории только в четвёртом квартале. И как им до него дожить?

В тепле, но голодом

А вот на парламентском комитете по развитию инфраструктуры обсуждалась тема, которая где-то созвучна социальному профилю. Ведь Соликамская городская дума официально обратилась в краевое Законодательное собрание с просьбой приостановить действие июльского постановления правительства «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края».

Так, председатель Соликамской городской думы Николай Осокин рассказал депутатам, что новые нормативы на отопление начали действовать в территориях края с 1 октября 2014 года. В тех домах, в которых нет приборов учёта тепла, платежи с населения возросли аж на 37 %! При этом не соблюдаются ни федеральные нормативы, ни губернаторские указы, которые запрещают повышать тарифы более чем на 7,4 % в год. И, по признанию Николая Александровича, сегодня многие пенсионеры находятся просто в предынфарктном состоянии, когда получают квитанции на оплату тепла в районе 6-7 тыс. руб. в месяц. И именно поэтому Соликамская городская дума просит у парламента содействия в отмене этого правительственного постановления или введения моратория на его применение сроком на три года. Чтобы за этот период в правительстве нашли варианты решения данной проблемы.

И, разумеется, правительство с такой трактовкой не согласно. Его представитель пояснила, что всё совсем не так. Что те люди, которые проживают в домах, не оборудованных приборами учёта, раньше платили за тепло на протяжении всех двенадцати месяцев равными долями. А сейчас они будут платить ту же общую сумму, но только на протяжении отопительного сезона — семи месяцев. Именно потому, что летом за тепло они платить не будут, средняя оплата и выросла. А депутат Олег Жданов, который всегда стоит на страже интересов различных коммунальных монополий, вообще заявил, что повышение оплаты — это правильно. Ведь собственникам жилья уже неоднократно предписывалось установить приборы учёта. Неоднократно вводились конечные сроки. И их неоднократно предупреждали, что те, кто не выполнит это требование, будут платить больше. Как бы в качестве наказания.

— У всех своя правда, и аргументы всех сторон звучат убедительно, — полемизировал зампред инфраструктурного комитета Равкат Разутдинов. — Но проблема-то действительно есть. Можно сколько угодно красиво говорить про необходимость установки приборов учёта. Но бывает так, что приборы учёта установлены, а управляющие компании продолжают предъявлять жильцам квитанции по нормативам. Как это происходит в моём избирательном округе в селе Култаево, где жильцы стали получать платёжки на тысячу рублей больше. Никто не смотрит на счётчики! И давайте не будем лукавить: в большинстве муниципалитетов подобные вопросы регулярно возникают. Получается, что ни правительство, ни местная исполнительная власть вообще не ведут разъяснительную работу с населением. И куда обращаться жителям, если происходят такие неприятные вещи? И что делать с этим постановлением? Я не сторонник парламентского вмешательства в дела правительства, но нужно что-то делать...

Тему подхватили и другие народные избранники. Оказалось, что большинство депутатов сталкивалось с данными вопросами во время приёмов избирателей. Но ответов на них нет. И, наверное, прав тот же депутат Олег Жданов, что решение проблемы должно заключаться не столько в отмене постановления, ибо оно лишь в очередной раз даёт отсрочку, сколько в серьёзном разговоре с представителями исполнительной власти всех уровней. Пусть объяснятся и по тарифообразованию, и по нормативам, и по платежам. Заодно разберутся и с жилищной инспекцией, которая должна отслеживать ситуацию с приборами учёта и не допускать никаких злоупотреблений со стороны управляющих компаний, но почему-то этого не делает.

К забытому старому?

Одним из главных вопросов сегодняшней пленарки будет губернаторский законопроект «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан, обучающихся в образовательных организациях на условиях целевого приёма в рамках реализации госпрограммы Пермского края „Развитие здравоохранения“». Как поясняла на заседании комитета по социальной политике министр здравоохранения Анастасия Крутень, речь идёт о некоем прообразе советской системы распределения. Предлагается ввести с 1 января 2015 года дополнительные стипендии для студентов Пермского медицинского университета, которые учатся в вузе в рамках целевого набора. Студенты будут получать дополнительную стипендию в размере 1600 руб. в месяц, а обучающиеся в интернатуре и ординатуре — по 5,5 тыс. руб. в месяц. В рамках договора они будут обязаны отработать три года в конкретных учреждениях здравоохранения на территории региона.

Надо сказать, что подобный закон ждали уже давно. Ведь в периферийных больницах и поликлиниках реальный врачебный голод. И именно поэтому, невзирая на различные шероховатости, большинство народных избранников позитивно восприняли данный законопроект. Да, целевой набор — это некая лазейка для тех, кто, по меткому признанию ректора ПГМУ Ирины Корюкиной, никогда в жизни не поступил бы в медуниверситет. Потому что к целевикам конкурсные требования при поступлении совсем другие. Да, механизм закрепления специалистов за больницами до конца не проработан, и есть риски появления отказников. Хотя в законе и предусмотрен возврат целевиком всех затраченных средств в трёхкратном размере, если он откажется от обязательной трёхлетней отработки. Да, это новое добровольное расходное обязательство казны, которое в перспективе будет обходиться краевой казне в 22 млн руб. Но всё же это решение кадровой проблемы в медицинских учреждениях на периферии, куда по понятным причинам обычные выпускники ехать не хотят.

— Укомплектованность медицинских учреждений кадрами — это одна из позиций по исполнению Программы социально-экономического развития, — задавала вопрос министру депутат Дарья Эйсфельд. — В свете принятия данного законопроекта хотелось бы понять, достигнем ли мы когда-то 100-процентной обеспеченности?

— Не при нашей жизни! — откровенно ответила Анастасия Крутень. — Да, у нас есть 208 целевиков, которые будут направлены в различные больницы. Но и людей пенсионного возраста у нас приблизительно такое же количество. То есть это наша программа позволит поддерживать баланс. Впоследствии ситуация пойдёт в плюс, но лёгкий кадровый голод в здравоохранении всё равно сохранится...

Невзирая на всеобщий позитивный настрой, Дарья Эйсфельд всё же обратила внимание на то, что программа не может быть выполнена только в рамках работы Минздрава. По мнению депутата, этот вопрос более широкий и без вовлечения в него местных властей результата не будет. Ведь тот же врач-целевик должен получить не только рабочее место. Ему нужно предоставить нормальное жильё, помочь с обустройством на новом месте и так далее. И именно поэтому она предложила включить в проект постановления рекомендацию краевому правительству, чтобы оно разработало систему мер для исполнения данного закона, в том числе сформулировав определенные рекомендации для органов местного самоуправления.

Впрочем, сам законопроект ещё сырой. Его дорабатывать и дорабатывать. Потому что до сих пор непонятно, как в условиях существующего Трудового кодекса можно обязать человека работать в конкретном учреждении? И где будут брать целевиков, если процедура конкурсного отбора будущих студентов никак не прописана и не предусмотрена? Или будет, как в старые добрые времена, когда целевой набор на периферии существовал только для детей местного начальства? Или, исходя из новых реалий, места целевиков будут просто продаваться?

Халява для начальства

Также на комитете социальной политики прозвучали отголоски прений январского пленарного заседания, где был принят в первом чтении закон «Об обеспечении работников государственных и муниципальных учреждений Пермского края путёвками на санаторно-курортное лечение и оздоровление». Тогда депутат Алексей Бурнашов предлагал свою редакцию законопроекта, которая бы предусматривала предоставление льготных путёвок только тем бюджетникам, чья зарплата не превышает 70 % от средней зарплаты по экономике. Но правительство при поддержке крайсовпрофа настояло на своей редакции, где ограничения по зарплатам не предусматривались. И именно на той пленарке появилось поручение для Контрольно-счётной палаты оперативно выяснить, какой персонал получал путёвки и с каким уровенем зарплаты.

Нынче аудитор КСП Ирина Денисова отчиталась об исполнении данного поручения. Для систематизации они разбили всех получателей путёвок на три группы. Первая — это те, у кого зарплата не превышает 70 % от средней зарплаты по экономике. Вторая — это те, у кого от 70 % средней зарплаты по экономике до средней. Третья — это те, у кого зарплата выше средней (более 26 тыс. руб. в месяц). И хотя аудитор подчеркнула, что путёвки распределились равномерно по всем трём группам, но повод для размышлений есть. Ведь, к примеру, в разрезе краевых бюджетников 37,5 % путёвок пришлись на самую малочисленную, но самую хорошо оплачиваемую третью группу. У муниципальных бюджетников — та же ситуация. Только цифра чуть ниже — 34,3 %.

Понятно, что руководители учреждений и «бюджетная аристократия» злоупотребляют при распределении любой «халявы». Но есть и откровенные безобразия. В здравоохранении одну из путёвок получил бюджетник, имеющий зарплату 96,5 тыс. руб. в месяц, в образовании — с зарплатой 87,3 тыс. руб., в культуре — 69,9 тыс., в спорте — 66,4 тыс. и так далее. Собственно, на этом все дискуссии можно было бы закончить. Что и предложила КСП, рекомендовав рабочей группе всё-таки ввести в закон дифференцированный подход при распределении путёвок. Чтобы их получали те, кто в силу невысокой зарплаты в них действительно очень нуждается. А не те, кто легко и абсолютно безболезненно для кошелька могут ездить по курортам на свои деньги.

Этот акт КСП станет отправной точкой для разработки поправок к закону «Об обеспечении работников государственных и муниципальных учреждений Пермского края путёвками на санаторно-курортное лечение и оздоровление», который планируется к рассмотрению во втором чтении в марте. И зарплатный порог будет самой обсуждаемой темой. Хотя крайсовпроф наверняка опять будет против ограничений. Ибо «халявные» путёвки — это, наверное, единственное, что они могут предложить высокооплачиваемым руководителям учреждений в качестве бонуса за пока еще продолжающееся функционирование профсоюзных первичек.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+