
Рассылка
Подкасты

Стань Звездой



Арабески по Гоголю
Не каждый балетный конкурс — а их на географической карте планеты наберётся под три десятка — выходит за рамки хорошо «темперированного» состязания — с отработанными правилами и формулами, позволяющими проявить современную картину мирового хореографического искусства.
Более того, пожалуй, только пермский «Арабеск», чья история перевалила за четверть века, соревновательные рамки и преодолевает
Прецедентом стал вечер в честь Екатерины Максимовой, чьё имя и носит «Арабеск», когда Васильев свёл в Перми выдающихся артистов, взявших в репертуар максимовские шедевры и продолживших её традиции и интонации в отечественном балете. Пермяки и съехавшиеся на берега Камы конкурсанты, кстати, неожиданно для себя увидели в концерте, посвященном открытию «Арабеска», развёрнутую композицию по произведениям Андрея Платонова, чей писательский мир, казалось бы, бесконечно далёк от танца как такового, и испытали едва ли ни потрясение

Васильев собрал спектакль по Гоголю из хореографических картин, казалось бы, не складывающихся в единый драматургический ряд: пьеса «Игроки» (хореограф Павел Глухов), два рассказ из «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
Выбор материала каждым из хореографов, чему Васильев не довлел, а приветствовал любые идеи, по сути, выражает и авторскую индивидуальность, и художнические пристрастия, и точно передаёт границы взгляда на творчество Гоголя, расширявшиеся от начала вечера к его кульминации и финалу.
Павел Глухов в хореографической инсценировке неоконченной пьесы «Игроки» подпал под власть нарратива и отчасти запутался в изложении сложносочинённой интриги. Кто есть кто в его композиции, понять непросто, и, может быть, от того, что тему игроков он напрямую воспринял как тему карточной игры, что увело от наблюдений за человеческой природой, чем «Игроки» (игрой с жизнью, а не игрой в карты), собственно, и манят драматический театр. Не помог и зелёного сукна ломберный стол, водружённый в центр сцены, простодушно принятый Глуховым за главный драматургический образ пьесы. Дмитрий Антипов в миниатюре «Выклик» по мотивам «Майской ночи» под замечательные песни Николая Лысенко нарисовал пейзажную картину, собрав вокруг центрального персонажа Лёвка стройный девичий хор. Дальше этники и фольклористики по типу хореографии не пошёл, но внёс в общую панораму важную для понимания поэтики Гоголя краску. Точным выбором музыки («Петя и волк» С. Прокофьева и музыкальный фольклор) Арина Панфилова обеспечила себе и своей Солохе («Ночь перед Рождеством») верный гоголевский тон и не подменила лукавую мистику бытовой раскраской сюжета. Незадачливые ухажёры то ли женщины, то ли ведьмы превратились у хореографа в персонажей современных анимационных инсталляций (люди и мешки одновременно), а сама Панфилова как исполнительница создала сочный жанровый образ, совпадающий по колористике с прототипом

Безупречный по режиссёрской выверенности и многосложный по танцевальный лексике номер «В дороге» (музыка М. П. Мусоргского и Г. В. Свиридова) Елена Богданович поставила не как парафраз к авторским лирическим зарисовкам в «Мертвых душах», но
У Гоголя в очерке-ответе на критику «Выбранных мест из переписки с друзьями» ценно признание: «Я не совращался с своего пути. Я шёл тою же дорогой. Предмет у меня был всегда один и тот же: предмет у меня был жизнь, а не что другое», и это признание Могилёв разворачивает в полную драматических коллизий борьбу автора за себя и своих персонажей. Здесь всё построено на внутреннем конфликте и доводящей до душевных припадков рефлексии, изнуряющей писателя в диалоге с самим собой и читателем, перед коим он выставляет портреты и характеры собственных сочинений. Могилёв выбирает безупречное сопровождение своему монологу
Хореограф «Балета Панфилова» Алексей Расторгуев, выбирая «Шинель», неожиданно акцентирует тему не на характеристике главного персонажа с его «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», но на подспудном диалоге вечного титулярного советника со Значительным лицом, чья красная шинель и становится пределом мечтаний Башмачкина. Расторгуев берёт характеры Гоголя широко и свободно, укрупняя их с помощью хореографических образов до символов, сведённых автором ещё в одно признание и ещё одну исповедь: «И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы».

Собственно, отсюда
Волей Васильева пермский конкурс «Арабеск» становится явлением поистине уникальным. Можно гордиться.
Новое на сайте
6 indicators You and Your Partner are set for a Pet

Спрос на санатории Пермского края в 2022 году вырос на 90 %
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+
Программирование - Веб Медведь