X

Новости

Вчера
2 дня назад
12 июня 2019
11 июня 2019

Пародия на постправду: почему выдуманное возмущение становится реальной проблемой

В конце прошлой недели местные медийщики решили продемонстрировать, что тоже умеют играть в фейк-ньюз. Правда, до федерального размаха, с которым работают маститые телевизионные пропагандисты, им оказалось далеко: весь пафос затеи сводился к тому, чтобы на волне новостей о запрещённых и сорванных в России концертов пропиарить выступление рэперов из Петербурга. Вроде бы, совершенно заурядный эпизод провинциального креатива, но почему-то мне показалось важным заострить на этом внимание — даже несмотря на то, что я сам с огромной настороженностью отношусь к рассуждениям об этике.

Напомню суть истории: несколько дней назад в местных СМИ появились сообщения о том, что некие инициативные спортсмены написали заявление, в котором потребовали отменить концерт рэп-проекта Krec (якобы потому, что само название проекта, которое на деле расшифровывается как Kitchen Records — скрытая пропаганда наркотиков). Ну мы тоже об этом писали, можете прочитать вот тут чуть подробнее.

Организатор концерта — «Пермь активная», о чём её основатель Артём Феоктистов написал в «Фейсбуке». В этом же посте содержится специальный хэштег #яидунаkrec («хэштег свободной музыки», как его называет Артём). Кроме него самого по этому хэштегу — только депутат Лисняк, который по удивительному стечению обстоятельств как раз управляет «Пермью активной» и тоже, как и Артём, уважает творчество группы Krec. Да и вообще, как мы упоминали несколько дней назад, вся история с концертом от начала и до конца завязана на одной-единственной медийной тусовке. Но это совпадение, наверное. Логично ведь, что представители одного холдинга разделяют общие ценности свободы и любят одну и ту же музыку?

Логично. Только вот выяснилось, что история полностью выдумана —по той же ссылке один из её героев признаётся, что «обращение спортсменов» было придумано ради пиара, а организаторы концерта подбили его изображать агрессивного зожника за какой-то мелкий прайс.

Никакого ноу-хау в этом нет, подобные неловкие скандалы происходят в интернете с завидной регулярностью: постоянно находятся светлые головы, которым кажется, что ввести в заблуждение свою аудиторию, хайпанув на резонансной теме — это классная идея.

Я помню, два с половиной года назад она посетила Михаила Меерова и Абдула Керимова, администраторов популярного музыкального паблика «E:music». Они выдумали историю с собственным задержанием, а спустя некоторое время признались, что задержания никакого не было, а свою аудиторию они просто решили разыграть. Шёл 2016 год, всем уже было несколько лет как ясно, что цензура, незаконные задержания, полицейский произвол и попрание свободы слова — это не игрушки, а суровая реальность, непосредственно касающаяся каждого из нас. Поэтому прикол как-то не зашёл, а Мееров с Керимовым были подвергнуты порицанию и многократно названы разными нехорошими словами.

При этом они попытались сохранить хорошую мину при плохой игре и посвятили свой разоблачительный пост глумлению над федеральными СМИ, которые подхватили их новость без всякого фактчекинга. В этом, конечно, есть резон: чтобы понять, что всё это утка, следовало сделать всего один звонок в ОВД, который почти никто не сделал. Проблема в том, что админы «E:music», видимо, не поняли: дело было не в том (или не столько в том), что СМИ повели себя непрофессионально.

А в том, что подобная новость по нынешним временам — это не столько информационное сообщение, сколько жест солидарности. «Медиазона», «Медуза» и «TJ» поспешили опубликовать новость не потому, что рассказ о судьбе двух админов нагнал бы им трафика, а из-за социальной значимости происходящего. Сегодня, как и два года назад, общественный резонанс — это едва ли не единственный инструмент, который остаётся нам при столкновении с несправедливостью, произволом и беззаконием. В ситуации, когда большинство остальных методов привлечения внимания к своим бедам и борьбы за свои права просто не функционируют или отменены, социальные медиа — это важнейшие каналы связи, по которым в случае чего можно послать сигнал SOS. И поэтому здесь всё же существует некая негласная этика, которая предполагает, что создавать на этой частоте лишний шум ради собственного удовольствия — это, как бы деликатнее выразиться, западло. Это такая простая вещь, в которой должен быть заинтересован каждый из нас — предполагается, что мы всё-таки не идиоты, чтобы дискредитировать этот инструмент. Поэтому к людям, которые публикуют подобные сообщения, есть некий кредит доверия. Но он далеко не бесконечен.

А случай с группой Krec, конечно, гораздо отвратнее, чем случай с «E:music», потому что мы имеем дело не с беззаботной дурацкой шуткой, а со спланированной пиар-кампанией — и если это не верх цинизма, то я уж не знаю тогда, где у него верх. Особенно меня радует причастность к этой истории моего любимого паблика «Пермь Активная». Усреднённый комментатор этого паблика (меня там, правда, год назад забанили, но вряд ли за это время что-то кардинально поменялось) — это такой пермяк-популист, который реагирует на любой информационный повод одной из двух фраз: «Лучше бы дороги построили» и «Это пиар». Как сказал когда-то замечательный украинский арт-деятель Анатолий Ульянов, «если на улице мертвецы будут пожирать прохожего, найдутся те, кто назовёт это пиаром». Усматривать во всём пиар — это такой хрестоматийный признак узости мышления, дешёвая попытка показать себя человеком, смотрящим напрямую в самую суть вещей. А ещё через этот комментарий-мем нам явлено одно из самых неприятных свойств человеческой натуры — по умолчанию думать о людях и вещах хуже, чем они есть.

А люди, как правило, лучше. И не всё на свете они делают для пиара. Я думаю, исходить по жизни стоит именно из этого, чтобы не превратиться в оголтелого циника. Поэтому я радуюсь, когда усреднённый пермяк из каментов ошибается. А ошибается он почти всегда, но тем неприятнее случаи, когда он оказывается прав. Вот в случае с группой Krec он прав. Да-да, «это пиар». Организаторы концерта сами дали ему повод утвердиться в том, что люди иногда и правда хуже, чем кажутся. И спасибо им за это никто никогда не скажет.

Кстати, надо будет поинтересоваться, как в итоге прошёл концерт группы. Почему-то я уверен, что с наполняемостью зала всё было отлично. Да и с чего бы, собственно, возникнуть каким-то проблемам? Проблемы будут позже. Плоды поступка организаторов концерта Krec будут пожинать уже другие группы, концерты которых действительно будут (а ведь ещё будут, и не раз) срывать и отменять. И мы, конечно, за них вступимся. Только теперь в общем негодующем гомоне будет чуть-чуть заметнее мерзкий голос коллективного пермяка, кричащего о том, что «это пиар».