X

Новости

Сегодня
Вчера
21 сентября 2018
20 сентября 2018

Почему фестиваль уличных театров переехал в Чайковский? Объясняет его создатель — Борис Радостев

Фестиваль уличных театров PermInterFest впервые в этом году прошёл в Чайковском. Вернётся ли фестиваль в Пермь? Чего ждать любителям уличных представлений? И почему только в России власть решает, быть или не быть тому или иному фестивалю? Колонка организатора фестиваля Бориса Радостева посвящена театральным метаморфозам, феномену уличного искусства и культурой политике в России и Пермском крае.

Для начала хочу рассказать о специфике уличного театра. Он совмещает и современный цирк, и театр места, и иммерсивный театр (своеобразный квест) — много направлений. Декорации спектаклей — улицы, а зрители — участники представления. Здесь нет места для фальши.

Несколько лет назад мы с командой приступили к реализации этой идеи: в одном фестивале объединили цирк, хореографию, клоунаду и, конечно, импровизацию. Мы встретили большой отклик из разных стран. Если помните, к нам приезжали артисты со всего мира, делились друг с другом опытом и удивляли пермяков. В этом году очень надеялись, что PermInterFest пройдёт в нескольких территориях и завершится в Перми. Нас ждали в прикамских городах со сложившимися театральными традициями, например, Кунгуре и Лысьве. Но так вышло, что PermInterFest состоялся в Чайковском.

Чем замечателен был это год? Мы стали частью фестиваля имени Кабалевского, который проходил в те дни в Чайковском. И 1200 детей объединились с артистами в одном параде. Некоторые театры впервые вышли на улицу, например, чайковский Театр юного зрителя, но были и те, для кого уличные спектакли давно уже стали неотъемлемой частью репертуара — например, пермский театр кукол «Туки-Луки». Кстати, во время их представления пошёл дождь, но публику он не напугал — они досмотрели шоу до конца! Приехал московский театр «Эскизы в пространстве», который стремился попасть к нам шесть лет.

Каждый год что-то меняется. Театры представляют разные темы: от жизни офисов до постапокалиптического мира. Некоторые идеи не просто живут, а разрастаются. Например, я даже не предполагал, что востребованным станет социальный театр, где актёры — это люди с ограниченными возможностями здоровья. И кто бы мог подумать, что творческие лаборатории соберут ведущих режиссёров, продюсеров и артистов, которые бесплатно будут давать мастер-классы. Те возможности, которые были открыты для уличного театра ещё в 2012 году, мы не исчерпали.

В середине июля начнём планировать фестиваль следующего года. Поделюсь некоторыми идеями.

Возможно, PermInterFest расширит границы до Башкирии и Удмуртии. Хотя в родной Перми дать представления тоже очень хочется. Ищу возможность представить новый жанр site-specific, когда действие перенесено в знаковое место. Так, в живых декорациях, на основе режиссёрской сверхзадачи, рождается театральная постановка. Например, можно рассказать историю завода Шпагина прямо на его территории. Site-specific даёт актёрам возможность играть в самых неожиданных пространствах: предприятиях, супермаркетах или на крышах. Это может быть и драматическая постановка, и хореография, и цирк, и опера. Возможностей — уйма!

Хочу в следующем году привлечь художников-карикатуристов, которые будут отображать действия фестиваля, создавать полотна с артистами и зрителями. Мечтаю, чтобы результатом фестиваля стала совместная постановка всех коллективов, в которой отразится вся палитра уличной культуры. Но чего именно ожидать, пока точно неизвестно.

Важно, что останется после фестиваля. В первую очередь люди — проводники и апостолы, верные жанру. Для меня в этом смысле примером является Франция, где культура стала частью повседневной жизни и не зависит от волеизъявления власти или заказа. В России всё происходит иначе: власть решает, быть или не быть тому или иному фестивалю. У нас нет системы грантов, когда творческие организации конкурируют за право организации мероприятий. И это не способствуют культурному развитию старны.

Но я для себя определил чётко: неважно, поможет власть или нет, в любом случае я буду проводить PermInterFest, потому что вижу в нём потенциал для развития региона. Он может стать градообразующими и брендовым для всего Прикамья, формировать туристический поток и удерживать молодые кадры.

Эмоции, которые переживает зритель во время представлений, он вспомнит и через пять лет. Они не исчезнут. И хоть мы не раскрепостим людей, которых поглотила рутина, но заставим их улыбаться, а это уже победа. Радость тоже нужно тренировать. И одна из возможностей — участие в творчестве.

***

  • Борис Радостев — лауреат всероссийских и международных фестивалей и конкурсов циркового искусства в Питсбурге, Сиэтле, Монте-Карло, Сарасоте, Париже, Висбадене, почётный работник общего образования РФ, награждён орденами «Признание» Санкт-Петербургского общества защиты культуры, «Слава нации» международной академии общественных наук, «Звезда мецената» благотворительного общественного движения «Добрые люди мира». В конце 2014 года возглавляемый им МБОУДОД «Центр искусства и спорта» города Перми вошёл в 100 лучших школ России, а сам Борис Радостев был награждён медалью «Директор года».
  • В 2010 году придумал и организовал Международный фестиваль уличных театров PermInterFest.
  • В июле 2015 года Борис Радостев был уволен с должности директора «Центра искусства и спорта». В интервью интернет-журналу «Звезда» он рассказал почему: «Меня уволили, потому что кому-то приглянулись наши активы».