X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
18 марта 2019

Пермь может вдохновлять. Это доказано

Я регулярно езжу в Пермь с 2004 года. Сначала как в место, где была небольшая подработка для преподавателя, затем появились устойчивые профессиональные контакты с политологами из университета, а в 2010-х годах к этому прибавилось постоянное взаимодействие с местным культурным и интеллектуальным сообществом. Пермь стала местом, где я курировал несколько выставок, модерировал круглые столы и дискуссии, даже проводил экскурсии для туристов из других городов. Во всех этих ситуациях мне удавалось сохранять взгляд внешнего наблюдателя, заинтересованность и любопытство которого только возрастают со временем.

В Перми любят повторять как мантру: «В Екатеринбурге лучше». Теперь я отвечаю на это: в Перми по-другому. Этим мне и нравится Пермь как город. Она сохраняет возможности для собственного пути развития. Попытки копировать чужой опыт и экспортировать московские сценарии городского развития здесь натыкаются на невидимые, но не исчезнувшие, традиции Перми как губернской столицы. Город пока очень мало себя проговаривает, текстов о Перми, фиксирующих её уникальности и смыслы ещё немного. Однако для этого имеются колоссальные городские ресурсы — сохраняющаяся история, способы освоения ландшафта, мощный культурный капитал города.

Взять, например, Мотовилиху. Это же потрясающая история того, как внутри большого города почти столетие выживает структура и образ жизни другого города, некогда автономной от Перми заводской Мотовилихи. И это не классическая ситуация советского соцгорода Уралмаша в Екатеринбурге или ЧТЗ в Челябинске. Здесь два с половиной столетия собственной истории. Безумно интересно и пока никак не описано и не изучено. Кстати, здесь же находится и квартал, судьбе которого мы завидуем в Екатеринбурге. Рабочий поселок Мотовилихи — наследие эпохи советского конструктивизма — усилиями местных жителей превращается в наглядный кейс, как можно реновировать и оберегать авангардное наследие. Для Екатеринбурга, претендующего на статус центра конструктивизма, это пока недостижимая планка. В городе нет ни одного конструктивистского здания, которое подверглось бы реставрации и тщательному восстановлению исторического облика.То, что у Перми есть такой район Мотовилиха, — это колоссальное везение.

Перми повезло и в том, что в городе не случилось девелоперского бума, как в соседнем Екатеринбурге. Благодаря этому некоторые районы сохранили историческую застройку, более того, она продолжает формировать городскую среду. Можно прийти и увидеть, каким город был в XIX веке. В Екатеринбурге таких кварталов больше нет. А сейчас ведь уже очевидно: успешно город может развиваться, только сохраняя свои корни, оберегая свою идентичность. Через исторические объекты горожане находят ответы на непростые вопросы «Кто мы, откуда и куда мы идём?» (кстати, эта формулировка появилась в виде световой конструкции в самом центре Екатеринбурга, но екатеринбуржцам, утратившим исторический слой, сложно найти ответы).

В Перми учатся ценить свой сложный ландшафт и видеть в городе природу. Движение по защите речных долин — это колоссальный шаг вперёд в понимании своего города. Это ведь не чисто экологическое движение и не традиционная для мегаполисов градозащита. Это сеть взаимодействий разных людей с разными жизненными приоритетами. Именно вокруг малых рек Пермь обретает свойства настоящего города — многосоставного, сложно устроенного и с развитой культурой взаимодействия. В Екатеринбурге такой истории пока не сложилось.

И, наконец, культурное многообразие Перми. Да, в городе нет Ельцин Центра — огромной площадки, притягивающей тысячи людей и способной организовать масштабные ивенты. Зато в Перми несколько культурных центров, работающих со своей публикой и имеющих возможности организовывать прорывные проекты. И что очень важно, это центры, которые созданы пермяками, оберегаются ими и воспринимаются как узловые точки городской жизни. Я говорю здесь, прежде всего, о Пермской художественной галерее, оперном театре, музее современного искусства PERMM, университете. Сейчас этот список дополняет Центр городской культуры — место инициирования новых городских практик, точка сборки различных активистских групп горожан. Пермь культурная демонстрирует ещё одну важную особенность города — способность замечать друг друга, слушать и иногда делать что-то вместе. Для индивидуалистичного, на грани эгоцентризма, Екатеринбурга это пока что непостижимый опыт.

Занимаясь последние годы исследованиями городов, я понимаю, насколько разными они могут быть. Расстояние в 300 км порой превращается в путешествие между двумя разными мирами. Не надо их сравнивать по шкале «хорошо — плохо», «плюс — минус». Их надо сравнивать, чтобы обнаруживать интересное, необычное, уникальное и вдохновляющее. Пермь может вдохновлять. Это доказано.