Иван Кустов

Режиссёр, продюсер

«Танцоры взяли в руки микрофон». Куда двинется местный шоу-бизнес?

31 января 2017

Приближался 2007 год, который был самым «хлебным» у организаторов, артистов и всех причастных к новогодним корпоративам. Количество шоу-групп и event-агентств стремительно росло. В 2007 не устраивал вечеринку в честь нового года разве что ленивый. Денег было очень много. Их не экономили. Надо карету в зал, значит будет! Надо чтобы Дед Мороз и Снегурочка на вертолёте прилетели, значит прилетят! Список чудачеств и размаха корпоративов можно продолжать бесконечно!

Для понимания масштабов могу добавить, что один мой знакомый, работающий в крупной алкогольной компании, вспоминает, что раньше их фирма устраивала невероятной красоты и пафоса мероприятия под новый год, тратили десятки миллионов на развлечения. В этом году, несмотря на то, что пить люди меньше не стали, корпоратив был скромным, в фойе головного офиса.

Пообщавшись с коллегами-организаторами, ведущими и артистами, часто слышал фразу «люди на корпоративах были уставшие, это витало в атмосфере». Проявлялась усталость и в пожелании заказчика свести к минимуму активные конкурсы, и в том, что люди не хотят придумывать никаких новых, невероятных форм для своего праздника, и в том, что в большинстве случаев традиционная официальная часть, в которой обычно подводят итоги года, вспоминают достижения компании, была отменена совсем или сведена к минимуму — поздравлению главного!

Несмотря на общую усталость, количество мероприятий, по мнению опрошенных ведущих и организаторов, не уменьшилось, а наоборот возросло, несмотря на существенные уменьшения бюджетов на празднование Нового года. Людям хочется веселиться, они научились выбирать всё самое лучшее и современное, что предлагает мировая индустрия развлечений. Людям нравится смотреть, поэтому в трендах на новогодних корпоративах-2017 был формат стенд-апа, всевозможные флешмобы, неизменный Дед Мороз со Снегурочкой и музыкальные группы. В выборе темы для новогодней вечеринки компании ориентировались на известные ТВ-проекты («Танцы», «Голос» и другие) и просили не упоминать о профессиональной деятельности компании, делать упор на разные другие темы, которые отвлекают от работы, дают возможность забыться в веселье и расслабиться. Хотя бы ненадолго.

Из модных фишек я бы отметил интерактивное караоке, лего-танцы и конкурс «Ok’google». Вообще артисты стали активнее продавать свои фишки, придумки через интернет. Можно купить целую программу, в которой есть всё, чтобы с нуля провести корпоратив — слова, музыкальное и звуковое сопровождение. Бери в руки микрофон, включай диск и поехали! Конкуренция на рынке самой востребованной услуги — ведущий — высока. У клана профессиональных ведущих появились конкуренты в лице профессиональных танцоров и певцов, которые тоже взяли в руки микрофон и стали вести мероприятия в формате «ведущий-танцор» или «поющий ведущий».

Артисты и организаторы становятся универсалами. Это значит, что организатор может выступать и ведущим и, например, певцом, потом Дедом Морозом и потом снова ведущим. Вариаций много. Или вокалисты-одиночки соединяются в небольшие группы и предлагают более широкий репертуар. Все укрупняются в сторону своих собственных умений и компетенций, приобретения новых навыков. Причина такого поворота в том, что легкие деньги закончились совсем. Большинство частных компаний не может себе позволить много разных артистов с разных сторон, так как это очень дорого. Отсюда появляются команды, которые позиционируют себя как многофункциональные, предлагают сразу пакет услуг «под ключ». Так существенно дешевле. Как сказал один знакомый ведущий: «Не от хорошей жизни это всё происходит». Из позитивных моментов можно отметить то, что на этой волне появляются новые, очень продуманные и интересные проекты. Из-за отсутствия работы и спроса рынка на новые уникальные услуги в сфере развлечений на праздники, творческие силы стали аккумулироваться и создавать уникальные совместные проекты, что-то новое, нестандартное, а это позитивное явление, потому что в нашем городе, пусть и миллионнике, очень редко появляется что-то новое в сфере развлечений на корпоратив.

Люди экономят — корпоративные подарки сотрудникам на праздниках встречаются всё реже, да и роскоши в каждом элементе новогоднего корпоратива всё меньше. В 2007 подарков, всякой мишуры, элементов декора, сумасшедших проектов, артистов было в несколько раз больше. Мы могли себе это позволить, нефтяных денег было много.

Все эти истории так или иначе касаются и больших, и малых компаний. Готовясь к празднованию Нового 2017 года все начали суетиться, придумывать свой корпоратив. Хотя начали это делать не спеша, не как обычно — в сентябре, а попозже, ближе к началу декабря, а то и в начале него. Никто не скрывал, что хочет потратить как можно меньше денег. Тактика у всех разная: большие компании экономили на том, что сами подбирали услуги на корпоратив, используя свои связи и наработки, а малые компании экономили на приобретении пакета услуг, полагаясь на советы ведущего или организатора. Кто где кого находил? Основным источником рекламы по-прежнему остаётся сарафанное радио. Интернет-реклама событийных услуг в Перми стала чаще появляться в сети, но, на мой взгляд, качество её далеко от идеала, есть к чему стремиться.

На замену или в дополнение большим, шумным корпоративам пришли необычные, нестандартные варианты. Люди поздравляли друг друга, например, на кулинарном мастер-классе или проводили корпоративный урок актёрского мастерства с разыгрыванием здесь же придуманного перформанса. Кто отправлялся на квест, а кто-то в баню вместо банкетов и конкурсов. Независимо от формата новогоднего праздника, большинство людей как-будто почувствовали, что нужно быть теплее друг с другом. Может быть, поэтому корпоративы-2017 стали уютнее, проще, более настоящими, без мишуры.

Мы прибыли с вами в год Петуха! Ку-ка-ре-ку! С чем прибыли? Общие, большие тренды в шоу-бизнесе на пермской земле — это частные концертные залы, квест-румы, детские развлекательные центры. Тренды в исполнительском искусстве не сильно изменились за последние лет десять. Да, появились разные коллективы, но что-то масштабное, звучащее хотя бы на всю страну, очень редко происходит. Музыкальные группы в основном пробиваются за счёт каверов. Группы со своими песнями тоже есть, но им намного сложнее пробить себе дорогу. С танцорами и оригинальным жанром всё ещё сложнее. Костюмы, специальный реквизит — всё это стоит немалых денег. Вот и получается, чтобы инвестировать в большой проект, надо заработать, а чтобы заработать, надо вложиться в этот проект. Замкнутый круг. Отсюда многое делается «на коленке», очень медленно и долго. Не все доводят до конца свои проекты. Без поддержки меценатов, спонсоров, грантов сделать очень качественный проект практически невозможно. Уж точно не в Перми. Во времена культурной революции, которая пронеслась как свежий ветер и исчезла с горизонтов, были шансы и надежды, что начало происходить что-то стоящее и масштабное. Что ещё немного, и мы, действительно, станем культурной столицей. Но нет. Это не прижилось на пермской земле. Хотя странно, многие люди восприняли эти годы как причину остаться в городе, развиваться здесь. Всё закончилось и многие из творческих знакомых уехали отсюда подальше. Событийный ряд со времен культурной революции стал намного беднее, события мирового масштаба стали происходить реже. И не нужна статистика, многие и так поймут. Интересные начинания, проекты могли бы в них превратиться, но нет, пермская культура вытесняет всё якобы чуждое с наших замёрзших земель.

А шоу-бизнес — это, конечно, развитые креативные индустрии, которые сложно уместить в рамки традиционной культуры. Чтобы развивать шоу-бизнес в Перми, чтобы эта деятельность была прибыльной и не в убыток, нужны глобальные проекты, с привлечением людей с разными творческими видениями. Возможно, тогда будут рождаться новые, не пыльные, яркие события. Многие креативные предприниматели создают свои частные истории без привлечения министерств. Но их немного, так как город маленький, вложения могут не оправдаться. Приживается что-то новое очень не охотно. Простой пример: слово «перформанс» знают далеко не все. Как показывает общение с разными людьми, чем дальше от центра, тем это слово звучит страшнее, вызывает приступ сложновыговаривания незнакомых слов. А про смысл я вообще не буду говорить. Возможно, оно чуждо нам? Может, нужно искать большие, разные проекты в традиционной культуре? Убедился летом 2016 года сам. Съездил на несколько фестивалей, проводимых по всему Пермскому краю. Все они хороши по-своему, но в большей степени похожи друг на друга, за редким исключением. Хороводы, костюмы, народные ремёсла. Может ли в эту сторону развиваться пермский шоу-бизнес? Наверное, да. Но не как бизнес, а как госзаказ. А вот в какую сторону двигаться именно шоу-бизнесу, творческим индустриям, частным инициативам в Перми — не очень понятно.

Остаётся ждать, брать, что дают. Поддерживать проекты, которые тебе нравятся. Меньше критиковать и больше делать.