X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

Политический дрейф: Прикамье вступает в предвыборный год

Финал прошлого года оказался богатым на громкие политические события: разборки в региональном отделении ОНФ, определение стратегий подготовки к выборам местных отделений основных парламентских партий, дискредитация процедуры назначения глав администраций городов и районов и фактический старт выборной кампании, в основном пока посредством наружной рекламы. Поэтому самое время рассмотреть основные группы влияния и их мобилизационные возможности на старте большого выборного цикла.

Предлагаю не останавливаться на участниках отдельных кампаний — Государственная дума Российской Федерации, Законодательное Собрание Пермского края или Пермская городская дума. Гораздо полезнее для понимания процесса объединить кандидатов не по уровню выборов, а по политическим интересам и командной привязке.

Лоялисты

К этой группе можно отнести послушных губернатору политических персон, лояльность которых, пожалуй, стала их единственным политическим капиталом. За ними нет коллективов предприятий или запредельных рейтингов. Нет социальных программ благотворительности. Есть способность присягать на верность губернатору, вовремя реагировать на каждый его чих и голосовать как надо.

Поэтому для краевых властей задача в отношении этих персон одна: встроить таких потенциальных кандидатов в списки «Единой России». А задача «партии власти» взять их в свои списки с минимальными потерями, потому как большинство этих фигур в электоральном плане скорее больше принесёт потерь, нежели приобретений. Среди таких людей — Геннадий Кузьмицкий, Андрей Старков, Виктор Плюснин, Зоя Галайда, Владимир Алистратов, Сергей Климов, Лариса Тингаева.

Промышленники

Совсем другая ситуация с политиками, чей капитал связан не с политической лояльностью той или иной команде. Руководители предприятий заинтересованы в гармоничном развитии муниципалитетов, в консервации политической ситуации. И в конечном итоге, в достойном рейтинге «Единой России». Промышленники будут выполнять свою постоянную задачу: на социально-политическом капитале, на личностном потенциале вытягивать результат. И свой, и «Единой России». Причём в этой группе есть политические долгожители, для которых обладание депутатским мандатом — самоцель, без корочек уже сложно представить свою жизнь. Это депутаты-стажисты, работающие четвёртый созыв: Равкат Разутдинов, Виктор Чичелов и некоторые другие. А также крупные предприятия — «Соликамскбумпром» (2 человека), «Лукойл» (4-6 человек), «Метафракс» (2 человека), «Уралкалий» и «УРАЛХИМ» (куда входит в качестве структурного подразделения бывший завод минеральных удобрений), которые тоже едва ли не с самого зарождения прикамского парламентаризма делегируют туда своих представителей.

С каждым политическим сезоном такое делегирование по ряду причин даётся промышленникам всё сложнее. Приходится отрывать ценный человеческий капитал с производства, и далеко не всегда обеспечиваются хоть какие-то дивиденды. Сомнительная политика края в отношении назначаемых глав муниципалитетов, когда с промышленниками при принятии решений практически не советуются. Вынужденная поддержка неоднозначных социальных инициатив, пробуксовка в строительстве инфраструктурных объектов на территории избирательных округов. За всё это несут ответственность не чиновники исполнительной власти, а депутаты от территорий. Именно им смотреть в глаза избирателям и объяснять, почему у них до сих пор не появились больницы, дороги, газопроводы. В общем, по этим и по ряду других причин эту группу можно выделить в обособленную. Ведь фамилии губернаторов меняются, а промышленники остаются. Удастся ли сейчас провести перезагрузку отношений исполнительной власти и промышленников, чтобы это не было игрой в одни ворота? Пока этот вопрос из разряда риторических. Что касается участия в выборах, то однозначно эта группа будет «заходить» через «партию власти». Потому что «Единой России» без финансового и организационного ресурса промышленников тоже никак.

Партия власти

Что касается самой «Единой России» как самостоятельного игрока, то проблемы по участию в выборах пока обозначаются только одни, которые они сами себе и придумали. Называются они «праймериз».

22 мая на территории края пройдут праймериз (предварительное голосование) для определения кандидатов для выдвижения от «Единой России» на выборах в Госдуму, в краевое Законодательное Собрание и в Пермскую городскую думу. С 1 марта начнётся кампания по выдвижению для участия в праймериз. В кампании есть обязательные элементы: дебаты, организованные оргкомитетом, встречи с избирателями. Всё остальное кандидат для себя определяет сам, в зависимости от конкурентности и от прогноза явки на праймериз (потому как выборы «многослойные»).

Всего в Пермском крае 1819 участковых избирательных комиссий. Охватить процедурой праймериз необходимо не менее 20 процентов от числа комиссий. В каждом округе Законодательного Собрания это не менее двенадцати участков, распределённых пропорционально по территории округа. Будут задействованы участки сдвоенные и строенные. Прогноз по явке на праймериз — от 5 до 15 процентов от числа избирателей. Это подтверждается явкой на праймериз в 2015 году в других регионах.

Праймериз делают участников выборов серьёзно ослабленными, потому что кампанию надо планировать двухфазовую — «праймериз — основная кампания». Поэтому для кандидата от «Единой России» становится важным правильно рассчитать всю конструкцию своей кампании с февраля по сентябрь 2016. Вариантов координации праймериз и основной кампании у кандидатов немного, но есть, например:

  • «сильная кампания праймериз — сильная кампания основная»;
  • «средне/слабая кампания праймериз — сильная основная».

В каждом варианте есть свои плюсы и минусы. И материальные, и содержательные, и организационные. «Раскрыв карты» своей избирательной кампании на праймериз, кандидат по сути становится беззащитным перед своими конкурентами в основной кампании. Делать принципиально разные кампании на праймериз и в основные выборы и тяжело, и рискованно, и затратно. Не все кандидаты могут себе позволить почти двойной предвыборный бюджет. Поэтому потенциальным кандидатам-единороссам надо сейчас прежде всего думать о содержательном и технологическом составе своей кампании.

Новые патриоты

Вышеперечисленные группы так и продолжали бы «готовиться» к праймериз, в кулуарах обсуждая своё место в списках, изучая или подбирая себе потенциальных соперников, если бы не произошёл ряд событий. Во-первых, скандал в пермском штабе Общероссийского народного фронта показал реальное место этой структуры в политическом пространстве Пермского края. А именно место буфера для кандидатов, которые по каким-либо причинам (как правило, неумение организовать систему сдержек и противовесов со стороны краевых властей) не войдут в список «Единой России». Эти люди могут быть выдвинутыми другими партиями («Справедливая Россия», «Родина», «Патриоты России») — все они входят в ОНФ. И этот факт ослабит привычные методы контрпропаганды, которыми пользуются борцы с оппозицией. Сложно будет привычно объявить пятой колонной партию, входящую в президентское движение. Во-вторых, изменения в руководстве региональной «Справедливая Россия», связанные с взятием этой партии под контроль группой Дмитрия Скриванова. В-третьих, визуальный захват Перми объектами наружной рекламы со стороны политиков опять же этой группы.

Выводы здесь однозначны. У потенциальных кандидатов в Законодательное Собрание, чья повестка изобилует критикой действий краевых властей, появился институт, обеспечивающий участие в выборах. А социальная повестка — коммунальная, медицинская и другая — обеспечит содержание выборной кампании для этой группы. Кто пока оказался в проигрыше? Во-первых, кандидаты от «Единой России», в чьих округах показатели личных рейтингов оставляют желать лучшего. И одним праймериз тут дело не поправишь, скорее, наоборот. Во-вторых, в проигрыше коммунисты, которым будет за счастье повторить результат 2011 года, полученный скорее на античиркуновской тематике. Сейчас из желающих поднять тематику антисоциальной и коррупционной деятельности региональных властей можно образовать очередь.

Группа Плотникова

На фоне противоборства вышеперечисленных групп влияния особняком стоит группа бизнесмена и депутата Пермской городской думы Владимира Плотникова, которая к слову стала абсолютны бенифициаром нового проекта нарезки избирательных округов в Пермскую городскую думу. Наверное, эти выборы станут политическим ренессансом авторитетного бизнесмена, который последний раз вёл свой пул в 2006 году. А дальше предпочитал не проводить команды своих кандидатов, тем самым давая козыри силовым структурам в отношении подопечных. Сменил тактику и «приобретал» мандаты влияния после сражения, образуя коалиции. И на этом поприще весьма преуспел.

На обочине

Совсем небольшие островки образуют другие политические силы и к кому они примкнут вызывает пока вопросы. Но на фоне тектонических изменений политического пространства, куда уйдут кандидаты групп «Сухих — Сапко», коммунисты, независимые политики-одиночки, — уже не принципиально. Хотя судьбы регионального отделения ЛДПР, которое из-за неадекватно высокого ценника пока ещё не купил ни один пермский игрок, и местного отделения «Яблока», которое в силу ряда причин ушло от оппозиционной риторики и своё место в будущем выборном проекте ещё не определило, могут повлиять на общий расклад. Ведь у них есть право выдвижения кандидатов на одномандатные округа в краевой парламент без сбора подписей. Этот ресурс из-за нюансов выборного законодательства дорогого стоит и открывает «калитку» для тех политиков, которых в любом другом варианте выдвижения довольно легко бы вычистили из выборных раскладов.