X

Citizen

Вчера
2 дня назад
22 ноября 2017
21 ноября 2017
20 ноября 2017
19 ноября 2017

Авторизация счастья

В середине месяца «Счастье не за горами» наконец-то приняли на баланс города. Это отличная новость — в первую очередь она означает, что за объектом теперь будут ухаживать подобающим образом, а волонтёрам и общественникам больше не придётся чинить его на собственные средства. Ну и вообще это событие принципиально важное — ведь «Счастье» давно уже стало альтернативным городским символом.

В этом есть определённая ирония — объект «Счастье не за горами», который изначально задумывался как временный, совершенно неожиданно для всех прижился, а объекты, разработанные специально, чтобы стать городскими символами, сейчас всеми забыты. Многие ли сходу вспомнят про «Большую Красную П», про её идею и про несколько её физических воплощений в городском пространстве? Жалко, но следов красной «П» сегодня не осталось практически нигде, кроме, разве что, нескольких мелких частных фирм, стянувших для своего логотипа идею, которая плохо лежала. А «Счастье не за горами» живёт, здравствует, каждый май выходит сухим из воды и восстаёт из пепла.

Если уж быть честным, то я не вижу ничего хорошего в том, что «Счастье не за горами» полюбилось пермякам куда больше других паблик-арт объектов времён «культурной революции». У его автора, Бориса Матросова, есть и более любопытные фразы-объекты — например, в 2012 году на крыше музея «Гараж» появилась фраза «Нет, ну не могла же она знать, во что это всё...», взятая художником с его собственной картины. А «Счастье не за горами» с его кристально ясным посылом любить легко. Я бы обрадовался куда больше, если бы пермяки столь же самозабвенно полюбили «Пермские ворота» или «АйконМэна», для которых всё-таки нужно куда больше восприимчивости и гибкости ума. Но не сложилось — отношение среднего пермяка к гигантской арке Николая Полисского до сих пор ограничивается искромётными шутками о том, как интересно было бы её поджечь. «Счастье не за горами» никто хотя бы поджечь не хочет, и на том спасибо. Кажется, за прошедшие годы я видел всего пару человек, которым в голову пришла бы мысль об уничтожении объекта.

И вы очень удивитесь, узнав, что одним из этих людей был его автор — Борис Матросов. Это известный московский художник, участник группы «Чемпионы мира», прославившейся ещё в конце восьмидесятых. Борис Матросов — человек хороший, и никаких людоедских побуждений у него нет. Зато есть унылая юридическая история, которая тянется ещё с 2009 года. Именно в этом году объект, аналогичный тому, что изначально был придуман Матросовым для фестиваля «Арт Поле», по договорённости с куратором фестиваля Айдан Салаховой обрёл в Перми своего двойника — перевозить буквы через полстраны было нерационально, поэтому надпись «Счастье не за горами» в Перми сделали заново — немного другого вида и конфигурации, но всё же. А художник в результате каких-то юридических коллизий остался не при делах. Вряд ли сейчас есть смысл проводить тщательный анализ и поднимать разные документы восьмилетней давности, чтобы понять, как так вышло. Это может быть интересно и полезно разве что заинтересованным сторонам. А для нас можно резюмировать коротко: основная проблема возникла из-за того, что объект «Счастье не за горами», как упоминалось выше, изначально задумывался как временный. Если бы он простоял несколько месяцев и был демонтирован, от всей этой истории не осталось бы и следа. Но объект никуда не делся — и вся дальнейшая его история была парадоксальной, потому что за ним не стояло ни документов, ни свидетельств — ничего, что могло бы обеспечить ему долгую и счастливую жизнь в городском пространстве. Всё это время объект был официально бесхозным. Он ломался — его чинили кто вот что горазд. Его использовали в коммерческих открытках, сувенирах, календарях — за редким исключением его автор был начисто исключён из процесса. И в конце концов Борис Матросов психанул. Ещё в прошлом году, узнав об отсутствии рядом с объектом таблички со своим именем и о разных фирмах, эксплуатирующих изображения «Счастья», Матросов пригрозил «вырвать его по кускам и поставить на Яузе».

Фото: Тимур Абасов

Год назад ничего страшного не произошло, но 15 февраля этого года «Счастье не за горами» снова попало в новости по причине, упомянутой в начале: город взял объект себе. Правда, художник остался за бортом и в этот раз — передача прошла без его ведома, и это стало для него последней каплей. Никогда ещё ни он, ни его агент не были так близки к тому, чтобы обратиться в суд. А суд — дело такое. Итогом вполне могло стать решение о демонтаже, и город запросто лишился бы любимого объекта, а его автор вместо законных почестей обрёл бы дурную славу разрушителя. Но тут надо сказать спасибо фэйсбуку — более приемлемый вариант нашёлся сам собой, выкристаллизовался в одном из многочисленных тредов, в котором Матросов, его агент и ещё множество неравнодушных к проблеме людей переругивались друг с другом. В какой-то момент наконец было проговорено, что художнику нужно не так уж много — ни демонтажа, ни платы за сам объект, ни отчислений с каждой открытки. Ему нужно всего-навсего восстановить историческую справедливость — установить рядом с объектом табличку, а также получить от города, из лучших побуждений присвоившего его объект, хоть какой-то отклик.

К нашей всеобщей радости, современные сервисы позволяют удовлетворить эти (согласитесь, нехитрые) требования легко, безболезненно и без лишних затрат. Художник согласился с идеей запустить петицию, чтобы все, кого радует «Счастье не за горами», могли её подписать. Вот она, эта петиция. Стоило, конечно, создать нечто, подобное ей, лет на восемь раньше, но давайте сделаем это хотя бы сейчас. И наконец обретём «Счастье не за горами» окончательно и по-настоящему.