X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
Фото: Константин Долгановский
6статей

Истории пермских предпринимателей, которые учатся выживать в кризис.

«Люди смогут пережить любые времена, не экономя на чашке кофе в день»

Экономический кризис. Падение курса рубля. Продовольственные антисанкции и снижение покупательной способности! Общие термины, к которым все уже привыкли, но за которыми не видно, что же происходит с теми, кто находится рядом. Интернет-журнал «Звезда» решил выяснить на примере конкретных людей, живущих и работающих в Перми, как повлиял кризис на отдельные секторы малого бизнеса. Начнём с модного ныне кофе.

Утро. Будний день. В светлой и просторной кофейне почти пусто, лишь пара посетителей. Фон — мелодичный ирландский рок. Напротив барной стойки — сооснователи кофейни Дмитрий Мосягин и Антон Чернышенко, а также шеф-бариста Максим Белов. Ребята пришли раньше назначенного для интервью времени, перед ними на столике уже стоят кофе и вода. Я заказал смородинового чая и попросил рассказать: как экономический кризис в стране влияет на их небольшой и довольно специфичный бизнес? Для начала немного истории.

«Кофе в ресторанах формировался по такому принципу: есть ресторан, и есть кофе — просто как позиция в меню»

Компания была основана в 2012 году. В то время, с одной стороны, Дмитрий Мосягин занимался развитием производства по обжарке кофейных зёрен, а с другой — Антон Чернышенко завозил в Пермь, качественный свежий чай из Китая. На ниве напитков будущие компаньоны и познакомились, а чуть позже решили, что с объединением усилий процесс развития пойдет быстрее, так как ценностные ориентиры и отношение к делу совпадали.

Антон Чернышенко: Наверное, каждый второй в городе сегодня хочет открыть точку «Кофе с собой». Фото: Константин Долгановский

Антон Чернышенко:

— Решение о создании совместной компании мы приняли за обедом. И в этот момент, мне позвонил знакомый и сказал, что в Москве есть хороший испанский ростер. Тут же за обедом мы купили билеты, на следующий день Дмитрий улетел осмотреть оборудование, а через неделю мы начали жарить кофе.

Дмитрий Мосягин:
— Станок был небольшой, единовременная загрузка — всего 0,5 кг кофе. На таком станке мы открыли производство. Кофейня появилась спустя год.

Антон:

— В самом начале, пришлось решать множество технических вопросов. Производство кофе — весьма сложное дело. Нужно было правильно смонтировать систему вентиляции. Адаптировать запчасти отечественного производства под импортное оборудование. Так как ждать оригинальные запчасти долго, а мы не могли остановить уже запущенный процесс, были вынуждены купить ТЭН на рынке, и с помощью грубой мужской силы и светлой мысли нам удалось исправить ситуацию.

Дмитрий:
— Чудо российской конструкторской мысли никуда не делось, оно живёт среди нас.

Антон:
— Параллельно мы связались с заводом в Миассе, отправили им чертёж ТЭНа, они смогли сделать, но без доработки на месте их вариант тоже не подходил к нашему оборудованию. Но у них получилось на 70 % дешевле испанского.

Дмитрий:

— Ещё несколько лет назад никто в Перми не рассматривал кофе как самостоятельный продукт, вокруг которого можно выстроить заведение. В ресторанах и кафе кофе был просто позицией в меню, поэтому и спроса на по-настоящему качественный кофе не было. Так же не было и кофеен в чистом виде, так как помимо кофе они предлагали еду и алкогольные напитки. И мало кто верил в работоспособность идеи настоящей кофейни. Многие ссылались на русскую ментальность и потребительские привычки.

Антону и Дмитрию пришлось самим создавать не только спрос, но и привычку пить вкусный качественный кофе. Их первая кофейня появилась именно поэтому. Ребята создали площадку, где могли показать свой продукт без искажений, и тем самым замкнули производственный цикл. Так они избавились от факторов, которые мешали раскрыть вкус их продукта в полной мере: состояние оборудования, квалификация персонала, качество воды, форма посуды и многое другое.

«Даже в кризис, даже на фоне снижающегося уровня потребления люди будут готовы платить за настоящий и качественный кофе» Фото: Константин Долгановский

«Бизнесмены думают, что в „кофе на вынос“ лежат лёгкие деньги»

Модный ныне бизнес «кофе с собой» начинался 6 лет назад с одной маленькой точки Алексея Сухарева в «Ароматном мире». Первое время Алексей работал за счёт своих друзей и знакомых. Свои первые напитки готовил для них. Потом другие, глядя на эту бизнес-модель, решили пойти по тому же пути: стали открывать точки «Кофе с собой».

Дмитрий:
— Люди думают, что здесь лежат лёгкие деньги.

Антон:
— Это уже пошёл эффект массового сознания. Большинство бизнесменов так и смотрят на такие проекты. Они либо ищут инвестора, либо у них есть свои деньги... И они думают: «О, классно!.. Кофе с собой набирает популярность!» Когда считают экономику процесса, то понимают ещё больше, что это классно. Такая финансовая мотивация и ведёт к желанию открыть такую точку. Но они не видят подводных камней в этом деле, из-за отсутствия опыта и знаний, поэтому многие точки закрываются, не проработав и полгода.

Максим Белов:
— Сейчас можно сказать, что на рынок точек «кофе с собой» уже перенасыщен.

Дмитрий:
— Люди двигаются в этом направлении, видя своей целью только прибыль и деньги, не задумываясь о качестве своего продукта, а значит и о здоровье своих гостей. У нас другие мотивы. Наша цель — повышение качества жизни общества и культуры в целом, и мы делаем это через призму того, что умеем лучше всего: работаем с чаем и кофе, создаем уютные пространства вокруг этих напитков. С нашим появлением у горожан появилась возможность выбора. Можно ведь выбрать растворимый кофе, а можно — натуральный свежей обжарки, вкусный и качественный. Какая разница? Отношение к себе, своему здоровью. Как человек к себе относится, так он и будет относиться ко всем остальным. Если человек дома пьет пакетированный чай и растворимый кофе, и при этом ездит на дорогой иномарке, то его отношение к себе весьма поверхностное. Соответствующим образом выглядит и фон, который распространяется от человека: что он внутрь потребляет, то и наружу выходит.

Антон:

— Мы есть то, что мы едим и пьём. Еда и напитки влияют не только на наше физическое состояние, но и эмоциональное. Продукт сомнительного качества, купленный на бегу, в киоске на шумной и грязной улице, окажет на человека определенное влияние, и оно будет отличаться от того, если он выберет качественный кофе в уютной теплой кофейне с приятной музыкой и приветливым персоналом. Мы верим, что положительные эмоции, которые получают гости наших кофеен, меняют мир к лучшему, ведь они начинают делиться этим позитивом со своим окружением.

Дмитрий Мосягин: Наша цель — повышение качества культуры в целом, но мы делаем это через призму того, что умеем лучше всего: работаем с чаем и кофе. Фото: Константин Долгановский

«Банки просто зажали деньги»

Экономическая ситуация в мире очень сильно влияет на российский бизнес, который зависит от поставок из Европы. Cup by Cup закупают зерно в Испании, шоколад — в Бельгии, подорожание валюты, естественно, сказалось на цене конечного продукта.

Антон:
— Мы не любители повышать цены, но у нас нет выбора.

Максим:
— Подорожало всё, что привозится из-за границы: шоколад, какао, фрукты. Небольшое изменение только на молочную продукцию, потому что она производится в России.

Антон:
— Чтобы у нас была возможность варить гостям вкусный кофе, нам пришлось пойти на меры, связанные со снижением доходности нашего производства. Мы не пошли путем экономии средств за счет качества закупаемого кофе. Мы остаемся верны нашим стандартам и продолжаем покупать кофе высокого качества, именно тот, к которому привыкли наши гости. Мы просто для себя так решили и сделали этот шаг, несмотря на то, что он снижает экономические показатели.

Дмитрий:
— Мы не поставили те цены, которые должны были поставить. Соответственно, уменьшилась доходность. Если бы мы регулировали цены исходя из рыночных механизмов, мы бы просто лишили людей возможности покупать наш продукт.

Максим:
— У нас довольно интересная ситуация. Кофе, чай, все компоненты, которые мы используем для приготовления напитков и десертов, должны соответствовать определённым стандартам качества. Если мы использовали бельгийский шоколад одной из лучших в мире компаний, которая уже более 100 лет занимается шоколадом, то мы не хотим менять его на российский шоколад, что качеством ниже. Возможно, гости этого не заметят, но мы этого делать не будем, потому что это сделка с совестью.

Максим Белов: Сейчас можно сказать, что на рынке точек «кофе на вынос» уже перебор. Фото: Константин Долгановский

Антон:
— Сейчас мы прорабатываем вопрос своего молока на территории Пермского края. Есть компания, у которой большое количество молока. Они предлагают нам сырьё, а мы делаем всё остальное сами — через установку. Есть у нас такая идея, мы потихоньку её прорабатываем, но идёт она со скрипом. В стране сейчас сложно с кредитованием. Мы бы двинули этот проект хотя бы через полгода. Но не будешь ведь кредитоваться под 30 %! Это нереально! Да и банки никому ничего не дают на самом деле. Они просто зажали деньги. Нас приглашали в «Коммерсант», банки там делали круглый стол, но мы не услышали друг друга. Банки не слышат бизнес, власть не слышит бизнес, поэтому страна развивается очень медленно — только на энтузиазме. Раньше, конечно, было намного проще. В банк, в котором мы обслуживаемся, я мог прийти и за день спокойно взять 3 млн под хороший процент, и без залога... Сейчас я к ним пришёл, а у меня немаленькие обороты, зерно за границей... Говорю: дайте мне хотя бы просто овердрафт в 0,5 млн. Они мне выставляют 27 %. Я им: извините, но в таком случае мне проще перехватиться у кого-то, взять на более короткий срок. Овердрафт для этого и создан: ты его в начале месяца взял, а потом, когда набралась денежная масса, закрыл. То есть он нужен для увеличения оборотистости компании. Банки не могут сами адаптироваться к существующей ситуации и боятся.

«Люди смогут позволить себе чашку кофе в день»

Создатели Cup by Cup уверены, что даже в кризис, даже на фоне снижающегося уровня потребления люди будут готовы платить за настоящий и качественный кофе.

«Если у этих людей не будет денег, они всё равно не пойдут в магазин брать Jacobs Monarch, они лучше будут пить воду» Фото: Константин Долгановский

Максим:

— Наша группа постоянных гостей, я думаю, даже в самые тяжёлые времена сможет себе позволить раз в день выпить чашку вкусного кофе. Если они сейчас ходят пить кофе 2-3 раза в день, то при крайне неблагоприятной ситуации просто смогут немного сократить количество чашек в день. Но они будут выпивать эту чашку. Я думаю, сильно это не отразится. Ведь, как уже было сказано выше, гости приходят к нам не только за кофе, но за положительными впечатлениями и эмоциями.

Антон:
— Когда ты получаешь определённую аудиторию, стоит подумать: сможет ли эта аудитория пережить кризис? Что такое кризис? Кризис (греч.) — переломный момент, время, когда нужно проанализировать тот путь, который привел к сегодняшнему дню и делать что-то принципиально другое. Мы сами не подвержены этой истерии, которая нагнетается вокруг, в частности в СМИ, а так же мы предполагаем, что и наши гости смогут пережить любые времена, ведь наши гости активные, думающие люди. Пока этот вывод подтверждается. Возможно, просто не будет той динамики, которую мы видели, когда открывали первую кофейню.

Максим:
— На самом деле прирост аудитории наблюдается и сейчас, но темпы заметно снизились, и удивляться тут нечему.

Дмитрий:
— Насколько снизились? Сказать сложно. Это коммерческая информация, но если бы мы её раскрыли, то наши темпы показались бы другим игрокам рынка колоссальными. Но для нас они снизились, мы так считаем.

Максим:
— На самом деле на динамику роста гостей влияет не только экономическая ситуация, у нас город всё равно маленький, социально активная часть населения небольшая, и внимание её большинства к нашим проектам мы уже привлекли. И здесь будет уместно опять сказать про кризис, как про время новых возможностей и формирования новых привычек, поэтому наши потенциальные будущие гости — это люди, которые постепенно учатся ценить свой выбор, и меняют отношение к выбору досуга.

Антон:
— На этот год мы не планируем горизонтального развития, то есть открытия новых заведений. Наши цели на ближайший год лежат в плоскости увеличения эффективности компании, за счет роста и эффективности каждого сотрудника команды. Будем больше вкладывать в людей, в обучение, в качество условий труда.

Дмитрий:
— В завершение разговора, я бы хотел еще раз подчеркнуть наше отношение к тому, что сейчас происходит, и назвать это не кризисом, а переходом. Переломный момент, точка, после которой начнётся движение в другую сторону. В сторону повышения осознанности каждого отдельного человека. Это время, как своеобразный будильник для общества. Но к будильникам все относятся по-разному, кто-то, просыпаясь, идет в свой новый светлый день, а кто-то, ругая его, остается лежать на месте в полусознательном состоянии.
Сейчас трудно, дальше, может быть, будет ещё труднее. Но впереди на самом деле светло и чисто.

***

  • Cup by Cup — сеть кофеен и эспрессо-баров, основанная в Перми при участии создателей чайного дома «Баолинь». Первая кофейня открылась в апреле 2013 года. Сейчас в сети действуют три кофейни, эспрессо-бар и кафе-кондитерская.