X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
08 декабря 2019
07 декабря 2019
06 декабря 2019
05 декабря 2019
Фото: Анастасия Яковлева

«Главные права человеческого сердца — это права на красоту и любовь». Режиссёр Диана Добрева о свободе выбора, диктатуре и пермских актрисах

Пермский Театр-Театр открывает новый сезон премьерой спектакля «Дом Бернарды Альбы». Знаменитую и очень популярную пьесу испанского поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки, написанную им за два месяца до смерти в июне 1936 года, в Перми поставила режиссёр из Болгарии Диана Добрева. У себя на родине она занимает пост главного режиссёра Национального театра им. Ивана Вазова. Спектакли Дианы игрались во многих уголках мира: в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Вене, Риме, Берлине, Авиньоне и других городах.

Незадолго до премьеры «Дома Бернарды Альбы» мы поговорили с Дианой Добревой о том, как она решила ставить спектакль в Перми, почему выбрала именно эту пьесу и о том, что важнее всего для человеческого сердца.

Вы ставили спектакли во многих городах мира, как так получилось, что среди них теперь появилась Пермь?

— Когда-то руководители Театра-Театра увидели мои спектакли в Болгарии. Это произвело на них большое впечатление, и они предложили мне увидеть здесь их театр, спектакли. Я в первый раз сюда приехала зимой, было очень холодно, очень непривычно для меня, и я тогда немного испугалась. Но посмотрела спектакли, и мне очень понравился этот театр, то, как здесь всё профессионально. Ещё очень понравились актёры. И тогда я вдруг решила поставить здесь спектакль. Во второй раз приезжала в Пермь, чтобы провести кастинг, и в третий раз — на репетиции.

Фото: Анастасия Яковлева

Почему для этого театра вы выбрали именно «Дом Бернарды Альбы»?

— В тех спектаклях, которые я увидела здесь, меня очень впечатлили актрисы из труппы театра. И я решила, что здесь мне хочется поработать именно с ними. Остальных актрис отобрала на кастинге. Но в тех, кого я увидела в первый раз, мне очень понравились энергия, дух, сила и актёрская природа. Так что могу сказать, что я пришла в этот театр именно за этими женщинами.

Получается, уже даже на уровне идеи спектакль формировался именно с сильной женской энергией?

— Да, можно так сказать, и я надеюсь, что в этом спектакле будет сильная женская природа и женская сила. Но не надо принимать этот спектакль как феминистический. И объясню почему. Этот спектакль раскрывает внутреннюю красоту и внутренний мир женщины такими, какими они должны быть, и которые мы забываем, потому что сейчас в мире начали стираться границы между мужчинами и женщинами, данные от природы. И я думаю, этого не надо делать. Я говорю не о равноправии в социальном, экономическом и политическом смысле, ведь мужчины и женщины могут и должны быть равны в этих аспектах.

Но сейчас европейская цивилизация подошла к тому, что у нас нет больших проблем с социальными правами, хотя на свете ещё есть места, где эти проблемы остаются. У нас есть проблема в том, что мужчины немного позабыли о своей ответственности быть мужчинами, а женщины — о своей ответственности быть женщинами. Для этого каждому надо заботиться о своей ответственности. И это очень важно для меня, ведь я, как православная христианка, думаю, что самое важное в отношениях женщины и мужчины — это семья, и эти взаимоотношения муж-жена надо разглядывать относительно семьи.

Как режиссёр, я всегда воспринимала себя как защитника и адвоката человеческого сердца. А главные права человеческого сердца — это права на красоту и любовь. И в нашем спектакле возникает проблема того, что случается с человеческим сердцем, когда ему запрещены эти красота и любовь. Ведь нам абсолютно не случайно дана от бога красота этого мира, в котором мы живём. И это наш выбор, что мы делаем с этим светом красоты и любви. Поэтому в спектакле одной из главных проблем будет право на выбор, возникающая при всех диктатурах. Ведь эту пьеса Лорка написал на рассвете фашизма, в 1936 году, и сразу после его расстреляли.

Фото: Анастасия Яковлева

Поэтому в нашем спектакле мы ещё и рассматриваем вопрос, что такое диктатура вообще. Ведь ваша страна, как и моя страна, в какой-то период истории жила под постоянной диктатурой. Поэтому мы все хорошо знаем, что это, когда запрещена свобода выбора. И в этот выбор входят любовь, красота и право жить с той ответственностью, которую каждый хочет принимать за свою жизнь.

Но в этой пьесе есть такой важный и актуальный момент, что запрет и диктатура тоже исходят от женщины — главы этого дома Бернарды Альбы. Это показывает, что женщина тоже может выступать за патриархальные ценности и угнетать других женщин.

— Это тоже можно воспринимать как противопоставление феминизму, или даже как какую-то подмену христианства. Ведь очень часто случается, что мораль и ценность христианства подменяются. То есть всё уходит куда-то в сторону, и тогда человеческая справедливость становиться чем-то таким, что легко можно изменить, подменить. Люди могут взять её в свои руки и сделать какую-то извращённую мораль и, в итоге, диктатуру, как это и делает Бернарда.

И одним из основных источников фашизма, на заре которого Лорка и написал «Дом Бернарды Альбы», является как раз традиционализм, в том числе и религиозный, в самой крайней степени. Можно ли говорить, что там именно эта крайность и показана?

— Да, это крайность, и, как всякая крайность, она ведёт к насилию. А если это приводит к насилию, то значит, совершена какая-то ошибка. Вот, например, православное христианство — одна из самых гуманных человеческих религий, во всяком случае, как я это понимаю. Она мягка к человеку, поэтому в ней нет крайностей, потому что она с такой любовью и, что очень важно, милостью подходит к человеку. А всякая политика, диктатура или традиционализм, в которых отсутствует милость к человеку, сразу же приводит к насилию над его природой, от которого страдают все.

В своём спектакле вы не будете использовать новые технические возможности сцены Театра-Театра. Это такое сознательное решение или так просто удобнее работать?

— Это абсолютно сознательное решение, вызванное философией и драматургией пьесы. Потому что главное в этой сценографии — чтобы ничего не двигалось. Никто не мог войти и выйти. Этот дом Бернарды Альбы — место абсолютно застойное, но там бьётся человеческое сердце, со всеми своими вопросами и терзаниями. Но ничего там больше не двигается. Поэтому мы не можем использовать какое-то движение в сценографии.

Но так получилось, что ремонт сцены тут сделали уже после того, как я выбрала пьесу. Когда я увидела эту роскошь, то подумала, что очень жаль, что так получилось, потому что я могла бы выбрать другую пьесу, чтобы поработать с такой сценой. Но выбор был уже сделан.

У спектакля яркая рекламная кампания, чего только стоят развешанные на здании театра баннеры с героинями. Но при этом неизвестно, кто будет исполнять в спектакле роль Марии Хосефы, матери Бернарды. Почему было решено этого не оглашать?

— Потому что это один из самых больших сюрпризов всего спектакля. Это не просто придумка, которая будет производить какое-то впечатление «вау». В Марии Хосефе сконцентрирована вся философия нашего спектакля. И, что ещё всегда очень важно во всех моих работах, именно она содержит в себе ту светлую надежду, которая нам нужна как в жизни, так и в спектакле. Таким образом мы хотим не оставить зрителя в темноте, чтобы он ушёл из зала без какой-либо надежды. И именно Мария Хосефа даёт тот самый катарсис, который должен случиться со всеми после спектакля.

Возвращаясь к вашему богатому международному опыту — вы работали в разных странах с разными артистами. А есть ли какая-то разница, и если есть, то в чём, между актёрскими школами в разных странах? Нужны ли разные подходы к артистам в зависимости от страны?

— Разные подходы к разным артистам нужны всегда. Но это идёт не от национальности, а от самих актёров. Могу вам сказать, что хорошие, добрые актёры во всем мире не очень отличаются, и между ними нет особой разницы. Ведь хороший актёр — это всегда самостоятельная, огромная вселенная. Может быть, и есть какие-то маленькие различия. У западных, например, французских актёров, темперамент более спокойный, сдержанный. А вот болгарские и русские актёры похожи темпераментом. Мне было очень приятно здесь работать, потому что тут все актёры очень подходят к моему темпераменту, к моей энергии. Вообще мне очень понравились русские актёры и понравилось работать в этом театре. Могу сказать, что в первый раз в своей жизни, работая в театре, я вообще ни на кого не кричала. Весь процесс так спокойно шёл, что я сама не могла в это поверить. С актёрами и техническими службами театра у нас возникла чрезвычайная любовь. И надеюсь, что эта любовь, возникшая в процессе работы, её энергия попадёт в спектакль, а от него — к зрителям. И я хочу, чтобы зрители так и ушли с этим чувством в себе.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь