X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
03 декабря 2019
Фото: Тимур Абасов
8статей

Совместный проект «Звезды» и «Живой библиотеки» о необычных людях в необычных ситуациях.

Прохор Шучалов-Камерцель — программист-теолог

Мы привыкли, что религиозным людям чуждо всё мирское и современное. Нам кажется, что они живут в каком-то своём закрытом мире. Сегодняшний герой «Звезды» доказывает, что это совсем не так.

Если бы знакомство с Прохором состоялось на его рабочем месте, я бы вряд ли подумала, что он имеет хоть какое-то отношение к теологии. Этот молодой мужчина с первых минут общения располагает к себе своей открытостью и улыбкой. А ещё он отлично разбирается в компьютерах: шутка ли, оконченный мехмат и должность программиста в стабильно развивающейся компании? И при всём этом Прохор учится в семинарии и читает проповеди в лютеранской церкви. Казалось бы, сплошное противоречие. Ан нет. В нём так органично сочетается мирское и духовное, что непонятно, кого в нём больше — программиста или теолога. Впрочем, пусть он сам расскажет о себе...

О том, как в человеке уживаются два начала

В первую очередь я бы сказал, конечно, что я лютеранин. И лютеранство не призывает уйти в какой-то духовный мир, а соединяет в человеке два царства: царство мирское, в котором мы живём, и царство духовное. Задача каждого христианина — сочетать в себе две эти вещи. То есть лютеранин — это всегда «двойная книга». Это вызывает определённые противоречия, потому что не все принципы, по которым действует духовное царство, действуют в царстве мирском. Но мы понимаем, что граница двух царств проходит не по дверям церкви. Мы постоянно существуем в них одновременно, а когда перед нами встаёт вопрос, мы должны спросить себя: к какой сфере он относится? То есть мы обращаемся к духовной сфере, но при принятии своих решений покоряемся земным законам. Мы должны соблюдать законы, действовать как хорошие работники на обычной работе вне зависимости от того, верующие мы или нет.

Но в целом церковь ни в коем случае не должна быть частью государства, не должна проявлять какую-то власть, это не в её компетенции Фото: Тимур Абасов

О решении сложных вопросов

Возьмём, к примеру, политику. Апостол Павел говорит: «Да будьте покорны высшим властям». То есть мы должны слушать не только духовных руководителей, но и оставаться гражданами своей страны. Мы должны мириться с тем, что власть делает что-то плохое? Можем ли мы оставаться недовольными властью? Далеко ходить не нужно. Вспомним Германию. Перед церковью с приходом Гитлера встал очень непростой вопрос: как быть покорными высшим властям, когда их действия прямо противоречат Евангелию?

На те вопросы, на которые мы не можем ответить легко, нужно отвечать с молитвой. Потому что мы живём в двух параллельных реальностях и ждём в мирском мире поддержки из мира духовного. Так, в Лютеранской Церкви молитва на службе всегда включает и молитву за власть. Мы не всегда можем повлиять на власть, но мы можем надеяться, что Бог повлияет на то, что власть будет действовать согласно его воле.

Об отношении к политике верующего человека и о взаимоотношении церкви и государства

Думаю, что важно давать оценку происходящему, потому что самое страшное — это равнодушие. Когда мы закрываемся в своём уютном мирке и говорим: «Вот я могу сходить в церковь, а всё остальное всё равно от меня не зависит».

Но в целом церковь ни в коем случае не должна быть частью государства, не должна проявлять какую-то власть, это не в её компетенции. Это парадокс, в который церковь попадает: она хочет проповедовать. Но чем больше церковь набирает силу, тем больше она становится властью, чего допустить никак нельзя. Церковь должна робко указывать на действия власти.

Теолог — это не духовная практика, не коллекционирование благодати, а та же работа, та же учёба. Фото: Тимур Абасов

О том, как приходят в церковь

Наверно, очень мало людей, которые приходят в церковь, потому что они верят. Обычно приходят, когда что-то привлекает, и только потом каждому открывается причина, по которой он пришёл. Меня тоже что-то привлекло. Когда мне было 20 лет, я искал, я ходил в разные церкви из какого-то праздного интереса, искал места, где комфортно. Мне хотелось что-то узнать о религии. Я читал Евангелие, но считал, что в первую очередь христианство состоит из каких-то психологических приёмов привлечения людей. Я изучал буддизм, ислам, сравнивал по каким-то своим критериям разные конфессии. Что привлекло меня здесь? Отношение Бога, который даёт свободу, ничего не требуя взамен.

О теологии

Сейчас я учусь в семинарии в Санкт-Петербурге. Кто такой теолог? Человек, получивший соответствующие «корочки»? Вряд ли. Это путь по горизонтали. Теолог — это человек, который понимает, что хочет помочь другим людям услышать Бога и найти ответы на какие-то важные вопросы. Это призвание. Но теолог всегда должен быть признан церковью, каким-то абстрактным богослов быть не может.

Если говорить о процессе обучения, то половина пути уже пройдена. Часть занятий проходит у нас в дистанционной форме, современные технологии позволяют это делать. Иногда мы посещаем очные семинары, например, по конфликтологии.

Семинария — это высшее богословское образование. При этом меня не особо интересует, какого образца будет мой диплом. Это не самое главное.

Когда я только начал учиться в семинарии, меня немало удивило, как много времени уделяется основам православия. Но это вполне логично: православие ближе к нам даже географически, и мы не можем без него. И потом у него такие же массивные корни. Но в итоге исповедующим разные конфессии всё-таки приходится расходиться по разным семинариям, потому что между нами есть различия — как внешние, так и в каких-то ключевых вопросах.

Наверно, очень мало людей, которые приходят в церковь, потому что они верят. Обычно приходят, когда что-то привлекает, и только потом каждому открывается причина, по которой он пришёл. Фото: Тимур Абасов

О мирском пути

В этом нет абсолютно ничего особенного. Я работаю в небольшой компании, которая производит телекоммуникационное оборудование. Я окончил механико-математический факультет по специальности «Прикладная математика и информатика». Уже класса с 9-го я решил, что буду программистом. Тогда, конечно, не было и мысли о чём-то духовном. Я даже не думал, что когда-то смогу сказать о себе как о программисте-теологе.

Сегодня это та работа, которая мне нравится, которая меня кормит. Она мне необходима. Но опять же и профессию теолога можно назвать вполне мирской, хоть она и связана с Богом. Теолог — это не духовная практика, не коллекционирование благодати, а та же работа, та же учёба.

О стереотипах

Я думаю, что понятие об определённом складе ума очень легко делает человека заложником. Я долгое время был убеждён в своём математическом складе ума и смело ставил крест на всём гуманитарном, не проявлял интереса к литературе. Довольно поздно у меня проснулся интерес и уважение к гуманитарным наукам. Сейчас я понимаю, что мне вообще сложно ответить на вопрос, какой у меня склад ума. Я верю, что для широко развитого человека не может быть такого разделения. Если сейчас, после окончания учёбы, я уже не могу решать математические задачки, это значит, что во мне произошли какие-то морфологические изменения? Конечно, нет.

О любимых местах в городе

Любимое место — это, конечно, мой дом. Я люблю свою квартиру, свой дом, район, где живу. Я люблю свой приход. Люблю сквер у Оперного театра. Есть и другие любимые места. Например, смотровая площадка на Вышке. Но там не так гуляют люди, как у Оперного. У него — центр старинной Перми, место притяжения. Наконец, от него недалеко до моей церкви.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь