X

Citizen

Вчера
2 дня назад
17 октября 2017
16 октября 2017
13 октября 2017
12 октября 2017
11 октября 2017

Группа Delta Omega: Мы собираем стихи, как обломки

Фото: Тимур Абасов

На интеллектуальной вечеринке Yuri’s night в годовщину покорения космоса играли ребята из группы Delta Omega. В 2013 году Алёна Иванова и Павел Юферов вышли из коллектива «Чехов друг» и отправились в мир экспериментальной электронной музыки. Не так давно они приехали из второго тура по Европе и выпустили альбом DREAMBOAT на берлинском лейбле Emerald & Doreen.

Для музыкантов из Delta Omega музыка — не просто эксперимент, а глубокий эмоциональный опыт. Он передается чувственным вокалом Алёны и отшлифованным звучанием Паши. Их отношения построены на противопоставлении друг другу, а взгляды контрастны, и, пожалуй, именно потому их музыка так же гармонична, как когда-то открытый космос.

Вдохновение приходит по-разному

Начнём с главного. Как к вам приходит понимание того, что пора что-то создать?

Алёна: Мне нужно заставить себя писать, взять ручку, открыть пианино, и тогда «вдохновение» спустится. Иначе ждать придётся долго. Наши тексты о том, что приходит в голову. Кроме того, это путь к совершенствованию языка. Когда я сажусь писать, у меня нет темы, есть всплывшая фраза, которую я напеваю, а потом собираю схожие смыслы. Уже после того, как я чувствую, что текст закончен, вижу, что получилось что-то интересное и даже глубокое. Слушатели рассказывают, что не всегда обращают внимание на текст и воспринимают слова как ещё один мелодический инструмент, наравне с виолончелью и фортепиано.

Паша: Я не заставляю себя писать. Никогда не пытаюсь что-то делать по заданию, даже своему. Мне кажется, творчество появляется иначе — должны гореть глаза, должен появиться соответствующий настрой, даже если для этого нужно ждать месяц. Мы собираем стихи, как обломки, как мозаику из кусочков смальты. Только во время исполнения понимаем, о чём говорим, одновременно разбираемся и интерпретируем.

Фото: Тимур Абасов

Ваше звучание отличается эмоциональностью и искренностью. Как производите музыку технически?

Паша: Первое, что появляется — это кусочек джема. Мы наигрываем музыку на живых инструментах, а потом обращаем в электронный язык. Потом налепляются текст, студийная работа, инструменты, голоса, звуки, контрасты.

Алёна: В одной песне добавили в процессе укулеле. В «Fall in love» решили, что нам нужен смех на заднем плане, и для того, чтобы он был настоящим, смотрели смешные видео с собачками, котиками и записывали нашу реакцию.

Delta Omega на Yuri's night. Алёна Иванова Фото: Галина Сущек

Тяжёлые отношения с музыкой

В сентябре вы выпустили альбом DREAMBOAT на берлинском лейбле Emerald & Doreen. Берлин — столица электронной музыки. Значит, так приходит земная слава?

Паша: Нельзя сказать,что это великое достижение, но это важное для нас событие — получить отклик от внешнего мира, понять, что столица хочет тебя слышать, хочет издавать тебя под своим именем. Мы влились в этот социум, сейчас работаем с британскими музыкантами, с испанскими, чувак из Мексики сделал на нас ремикс. Мы действительно вложили в этот альбом много своей энергии, и нам было важно, чтобы нас хоть как-нибудь оценили.

Я не знаю случаев, когда люди стучатся, стучатся, а их не берут... У Emerald & Doreen много заявок и много релизов, это музыкальный бутик, который выпускает альбомы чуть ли не два раза в месяц. Но в любом случае в Берлине музыкальный вкус развит, и планка высокая.

Фото: Тимур Абасов

Вас сравнивают и с молодыми британскими электронщиками, вашу музыку — с аранжировками «Твин Пикса». В каком контексте рождается звучание?

Паша: Я не назову какую-то группу какого-то периода. Часто меня вдохновляет песня или часть песни. Даже если я стараюсь приблизиться к чьему-то звучанию, всё равно получается своё. Конечно, влияний очень много, и сейчас уже не дешифровать. Это может быть живопись, это может быть авангардная неоклассика. Последнее что я слушал — это DNCE и Jon Hopkins.

Delta Omega на Yuri's night. Павел Юферов Фото: Галина Сущек

Алёна: У меня тяжёлые отношения с музыкой. Я понимаю, что для развития мы должны слушать классику электроники и новинки, но не могу слушать то, что меня не радует. Упрусь в какие-нибудь давние Cocteau Twins, и пусть всё остальное идет лесом.

Многие помнят вас «ещё вот такими». Слушаете песни «Чехов друг»?

Алёна: Я недавно слушала записи с нашего последнего концерта... (поёт)

Паша: (подпевает) Я тоже недавно слушал. Но это прекрасная законченная история. Книжка захлопнулась. Для любителей сиквелов, конечно, можно собраться и сыграть, когда будем уже старыми.

Из пункта А в пункт Б

Вы не так часто выступаете в Перми. Почему?

Паша: Мне больше нравится участвовать в редких уникальных событиях вроде Yuri’s night. Я сходил в «Триумф», и само пространство продиктовало, что нам нужно сделать. Нам разрешили пользоваться большим роялем, мы решили использовать акустические инструменты и зал. Помещение «Триумфа» звучит.

Фото: Тимур Абасов

В вашей музыке нет деструкции, которая сейчас в культурном тренде. Какую идею вы хотели бы передать слушателям, и хотели бы вы передать что-нибудь вообще?

Паша: Любое искусство — это путь из пункта А в пункт Б, к слушателю. Важно, чтобы в пункте А был достаточный запас энергии для того, чтобы дойти до получателя. Энергия в точке А должна быть мощной, а тёмная она или светлая — это никак не запрограммировать. Если автор пытается создать это искусственно, ничего не получится. Мы этого не умеем. Например, наш первый альбом был наивным и легкомысленным. Новый материал будет совершенно другим — жёстким, откровенным, ночным.

Алёна: Хочу, чтобы люди испытывали то же, что и я, когда я слушаю что-то хорошее. Я закрываю глаза, мне не нужно никуда идти, только слушать, слушать, слушать... И тогда мы поймем, что делаем все правильно.

Фото: Тимур Абасов

Существует мнение, что ваша музыка по-настоящему существует только во время концерта. Что вы хотели бы получать от своих слушателей?

Алёна: Мы одно время думали, что если люди не танцуют, то это провал. Но как-то на концерте в «Баттлере» мы установили эмоциональную связь — чувствовали, как люди слушают, смотрят, как они всё в себя впитывают, даже без танцев.

Паша: На концертах не обязательно танцевать. Можно упасть в истерике или впасть в транс. В России нас просят играть «те самые песни», а в Европе лучше воспринимают новые. Мы не можем на это повлиять, да и это просто интересное наблюдение, без оценок.

Delta Omega на Yuri's night. Павел Юферов Фото: Галина Сущек

Алёна: Когда мы были в европейских турах, эта связь устанавливалась везде — нас слушали, не боялись говорить комплименты, хвалить. Всё еще продолжают выкладывать фотографии. Мой любимый заграничный концерт был в Дрездене: люди с закрытыми глазами водили в воздухе руками, в воздухе застыло всеобщее единение.

***