X

Новости

Сегодня
2 дня назад
17 августа 2018
16 августа 2018

«Они думают, что будут строить терминаторов, но на деле они получат набор лего». Основатель Promobot о введении уроков робототехники в школе

Фото: Promobot

Молодежный парламент при Государственной Думе предложил ввести уроки робототехники в средней школе. Младопарламентарии так аргументируют свою инициативу: «Мы говорим о внедрении робототехники как отдельной дисциплины, а не в качестве дополнительных уроков или кружков. Самое главное — научить детей мыслить подобными понятиями и объектами, ведь такое сознание закладывается с детства. Это как ранняя профориентация — поможет выявить школьников, которые наиболее склонны к такому виду деятельности». Мы решили поговорить об этом с Олегом Кивокурцевым, директором по развитию компании Promobot.

Компания Promobot — крупнейший производитель автономных сервисных роботов на территории России, Северной и Восточной Европы. Её роботы работают в Великобритании, Ирландии, Испании, Казахстане, Китае, США, Чили и в других странах мира. Олег Кивокурцев — сооснователь Промобота. В 2016 году вошёл в топ-30 молодых предпринимателей Европы до 30 лет, опубликованный Forbes.

Олег Кивокурцев Фото: Promobot

Олег, насколько актуальна столь ранняя профориентация? Как вы относитесь к данной инициативе?

— Данная инициатива носит как положительную, так и отрицательную стороны. У детей есть разные предрасположенности. Такое раннее введение робототехники может подавить потенциал ребёнка. По своему опыту знаю, что многие дети раскрываются в поздних классах. И если однажды, во втором классе, у него что-то не выйдет, а потом сложится негативное впечатление от робототехники, то он может не реализовать себя в будущем. Хотя это будет совершенно другая робототехника, не как в начальной школе.

Когда дети приходят на урок робототехники, то у них есть завышенные ожидания, сформированные культурой. Они думают, что будут строить терминаторов или трансформеров, но на деле они получат набор лего, который, кстати, не даёт реальных навыков робототехники.

Робототехника включает в себя три направления: механика, программирование и аппаратная инженерия. Робототехника для начальных классов не соответствует условиям реальности ни по одному из параметров. В качестве изучения основ механики школьникам предлагается конструктор, который, по сути своей, не несёт никаких полезных, практически применимых знаний. А программировать их учат на закрытой платформе, которая не имеет ничего общего с реальными платформами.

Фото: Дарья Вахтеева

Когда такое образование может быть актуальным и что должно в себя включать?

— Во-первых, робототехнику не нужно включать в общеобразовательную программу, но приобщать к ней школьников в рамках дополнительного образования: кружки, кванториумы, секции и так далее.

Во-вторых, нужно изучать основы точных наук: информатику и физику. Когда ребёнок знает принципы механики и естественнонаучного знания, разбирается в базовых платформах программирования — это уже здорово. В некоторых учреждениях дополнительного образования действует ступенчатая система: то есть ребёнок приходит туда в первом классе и ему начинают прививать интерес к конструированию и механике, далее конструкции усложняются, включается программирование, и уже в 9 классе, пройдя подготовку с азов, он учится программировать микроконтроллеры. То есть задача подбирается под возможности ребёнка по возрасту и уровню подготовки, тем самым пробуждая интерес к своему делу и росту в знаниях.

То есть вы бы взяли к себе в компанию школьника без специального образования, но обладающего всеми необходимыми знаниями?

— Ему должно быть 18 лет. Ну и вообще есть задачи, с которыми можно справиться и без высшего образования.

Нужно ли высшее образование, чтобы стать робототехником?

— Основная цель высшего образования — это готовить кадры для работы на предприятиях. На данный момент предприятий по робототехнике в России не так много. Так как немного предприятий, которые применяют роботов в своей деятельности. Поэтому потребности в целой специальности сейчас нет. Как работает сейчас образование? Есть три специальности, востребованные робототехникой: это конструктора, программисты и инженеры-электронщики.

Фото: Дарья Вахтеева

То есть робототехник — это не собирательная специальность?

— Нет, точнее, я ещё не встречал профессионала одновременно в трёх этих областях. Даже если взять за условие, что такая собирательная программа появится, то сейчас, чтобы освоить специальность, нужно пройти определённое количество часов. Собрав часы с трёх специальностей, придётся учиться 10-15 лет. Готовы ли сейчас к этому студенты? Или сократить часы, что скажется на качестве погружения в дисциплины.

Так или иначе, введение уроков робототехники должно способствовать развитию интереса к ней, как следствие, роста кадров в инновационных отраслях и так далее.

Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы отечественная робототехника продолжила развиваться и расти?

— В первую очередь, необходимы предприятия и стартапы, которые будут создавать рабочие места для специалистов. Чтобы были специалисты, нужно актуальное проектное дополнительное образование для школьников и высшее образование, которое будет давать качественные знания в области математики, физики, информатики.

Насколько сейчас сформирована инфраструктура робототехники: как много предприятий, есть ли кадровый голод?

— Среди школьной робототехники инфраструктура достаточно сильная: много кружков, и родители отдают детей туда учиться.

Среди предприятий уже не всё так хорошо — не так много предприятий, которые занимаются робототехникой. Нужно больше пропаганды стартапов в области робототехники, у нас сейчас их не больше пятидесяти в России.
Есть государственная поддержка как образования, так и инновационного предпринимательства. Потому всё уже есть, а школьников в школе можно оставить в покое, так как есть качественная система дополнительного образования. И полученные навыки будут востребованы и далее. Есть смысл прививать культуру предпринимательства, и не только среди школьников.