X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
09 ноября 2019
Фото: Личный архив Дмитрия Жебелева
19статей

У жителей Перми отняли возможность самим решать, кто будет управлять городом.

Дмитрий Жебелев: Во власти должна быть конкуренция идей

Что такое демократия? Почему жители Пермского края плохо ходят на выборы? Зачем в Перми сити-менеджер? На эти вопросы ответил член Общественной палаты Пермского края Дмитрий Жебелев.

На минувшей неделе состоялось заседание Общественной палаты Пермского края. На заседании присутствовал губернатор края Виктор Басаргин.

И, по словам Дмитрия Жебелева, это заседание превратилось в некую пресс-конференцию с губернатором.

Дмитрий, о чём вы спрашивали губернатора?

— У меня было два вопроса. Первый касался деятельности нашего фонда «Дедморозим» — о возможностях оплаты из регионального бюджета не только лекарственного обеспечения (в этом мы добились, кстати, очень серьёзных успехов), но и лечения детей со смертельно опасными заболеваниями в российских и зарубежных центрах. Это, конечно, федеральные полномочия, но федерация в некоторых случаях с ними не справляется. Поэтому я и задал данный вопрос, чтобы прояснить, можно ли на местах такие проблемы решать. Губернатор отметил, что нужно обсуждать это, тем более, если мы готовы предлагать свои варианты и участвовать в их реализации. Такой ответ меня полностью устроил, потому что мы готовы действовать совместно, не сваливая всё на чиновников.

А второй вопрос касался реформы МСУ и прямых выборов главы города. Ответ был мне понятен. Но с аргументом про сити-менеджера и гарантию квалификации власти — известный тезис — я не согласен.

Виктор Басаргин о сити-менеджере (цитируется по изданию «Новый компаньон»):

Сегодня очень многие функции, связанные с городским хозяйством, перекочевали на районный уровень. Там нужен специалист-хозяйственник. Мы все понимаем, что не всегда в одном лице — и политик, и хозяйственник. Мы очень часто обжигались, когда человек приходит, и на уровне популизма — всё правильно, а завтра — полный провал в хозяйственной деятельности. А за ним — десятки тысяч людей, которые ждут отопительного сезона. Поэтому мы посчитали, что правильнее будет пойти на такие изменения.

Виктор Басаргин о прямых выборах:

Мы понимаем все процессы. Вот приезжал представитель ЦИКа и говорит: «Что мы делаем? Каждый выборный цикл мы меняем законодательство — то сити-менеджер, то прямые выборы, то не прямые, то ещё что-то».
Избирательная система должна быть стабильна хотя бы 10 лет. Поэтому сказали откровенно всем: давайте сохраним, как есть. У вас есть переходный период, в течение которого (если вам необходимо, а не нам) вы можете внести изменения в устав. Это предложение мы получили от Общественной палаты.

Можно сказать, что вас удовлетворили ответы губернатора?

— Ну, тут как посмотреть. Я не во всём согласен, но с логикой губернаторских ответов всё понятно. Если, конечно, это и есть те действительные причины, которыми они руководствуются. Да и вообще сам факт того, что аргументы власти были, наконец, озвучены, уже в плюс. То есть, как минимум, понятно, с какими аргументами придётся считаться, если пробовать депутатов переубеждать.

Давайте попробуем посмотреть на этот вопрос с точки зрения обывателя. Есть ли для простого жителя города разница, как человек пришёл к своей должности? Важен же результат в итоге. В чём тут, на ваш взгляд, конфликт?

— Здесь всё же два вопроса. Первый — разделение городской власти на главу города и сити-менеджера. И второй — вопрос выборности главы. Я здесь выступаю как раз с обывательской точки зрения, как простой житель города и края. И мнение моё, конечно, непрофессиональное.

Тогда по порядку — разделение власти в городе.

— В существующей системе с таким разделением должность главы города или другого муниципалитета становится декоративной. Ни рычагов, ни возможностей. Если будут какие-то идеи, то они просто утонут в различных согласованиях. Ведь в данном случае сити-менеджер у главы города не в подчинении. Не уверен, как это де-юре, но де-факто в Перми всё именно так. Таким образом, глава города при этой схеме не сможет свободно реализовывать то, что он обещал своим избирателям, выбираясь как депутат городской думы.

Но действительно же —далеко не факт, что депутат, ставший главой города, сможет быть профессионально готов управлять таким большим и, чего греха таить, беспокойным хозяйством.

— Да, это понятно. Назначение сити-менеджера может хотя бы формально гарантировать некий минимальный уровень профессионализма. Но, с другой стороны, когда всенародно избранный глава города приходит к власти, не являясь каким-то прекрасным хозяйственником, ничто не мешает ему назначить соответствующего заместителя. Всё равно человек не может разбираться во всём: в общественном транспорте, в образовании, в культуре, в спорте... Поэтому и по другим каким-то узкоспециализированным вопросам можно просто назначить себе квалифицированных специалистов в заместители. А сам он будет определять стратегию развития города, воплощать в жизнь то, за что его, собственно, выбрали. Поэтому я тут не вижу никакой проблемы. И вообще, как мне кажется, эта проблема с профессионализмом и квалификацией — надуманная.

Ну, и ещё один вопрос, связанный с этим. Как правило, сити-менеджерами у нас в городе, если говорить, не углубляясь в детали, назначаются те люди, которые кому-то нужны и полезны. Я не думаю, что здесь решающую роль играют какие-то профессиональные качества. Конечно, они важны, но это не главное при определении того, кто возглавит исполнительную власть в городе. Профессионализм — не более важный критерий, чем, скажем, лояльность к определённым структурам, определённое доверие с чьей-то стороны к кандидату.

И это говорит о том, что человек будет управляем?

— Да. Давайте вспомним очень тревожный момент по сити-менеджерам. Уход в отставку сити-менеджера Усолья. Я сужу по СМИ, потому что со стороны власти каких-то внятных комментариев не поступало. И картинка складывается следующая. Человек обозначил серьёзную проблему, которая волнует жителей. Это не понравилось тем, кто стоит выше. И из-за этого сити-менеджеру пришлось уйти. Но это же невероятно! Такого просто быть не должно. И если в муниципалитетах повсеместно сформируется структура с «управляемыми сити-менеджерами», то главными качествами, обеспечивающими долголетие человека на данной должности, будут безынициативность, серость и умение прогибаться. Потому что, конечно, обозначать проблемы все побоятся. Равно как побоятся выходить с какими-то инициативами. Будет понятно, что лучше прогнуться под то, что говорят сверху. А когда нет конкуренции идей и нет критики — это очень плохо.

Я вижу, что тут можно будет обеспечить в муниципалитетах какой-то минимальный и более или менее стабильный уровень, но ни о каком прорыве в развитии территории говорить не придётся.

Вас не устраивает стабильность?

— Такая — категорически нет. Я готов рисковать провалами в каких-то местах, но чтобы при этом был шанс на прорыв.

Хорошо. Давайте перейдём к вопросу прямых выборов.

— Тут я сторонник того, чтобы люди сами определяли, как они хотят, чтобы их представитель приходил к власти. Прямыми выборами, непрямыми, из депутатов или как-то ещё. К сожалению, через всеобщий референдум мы не смогли узнать мнение избирателей. И я считаю, что не смогли мы это сделать не по каким-то юридическим причинам, а просто из-за отсутствия желания со стороны тех, кто может управлять этим процессом.

Лично я — сторонник того, чтобы жители сами решали всё. Например, будет какой-то депутат, который скажет: «Я считаю, что глава города должен избираться из числа депутатов, я эту схему проведу через все инстанции и закреплю законодательно». И если народ проголосует за него, тогда так тому и быть. Но, повторюсь, решение — за избирателями.

А вы верите в то, что у горожан есть к этому воля, заинтересованность? Их активность, в том числе, на минувших выборах, например, ставит наличие этой заинтересованности под сомнение.

— Проводилось несколько опросов, и все они показывают, что подавляющее большинство за прямые выборы.

А готовы ли они какие-то активные действия предпринимать?

— Ну, если у нас всё ещё не прямые выборы, значит, достаточное количество людей не готовы. В то же время я не сторонник в панике кричать, что всё пропало. Я считаю, что когда люди сами захотят изменений и сделают хотя бы минимальный шаг к этим переменам, они своим мнением смогут эти изменения воплотить в жизнь.

А что, на ваш взгляд, должно послужить катализатором этих активных действий? Либо СМИ должны активнее работать на этом поле, либо какие-то активисты по образу шотландского референдума должны что-то организовывать?

— Важно, чтобы была перспектива таких действий и высказывания мнения. Во-первых, важно, чтобы люди понимали, что это им даст. Какие-то реальные вещи. Например, если бы пришёл к управлению городом инициативный и порядочный человек (а я вполне допускаю, что через прямые выборы он может придти), который не боялся бы о чём-то спорить, поднимать проблемы, отстаивать интересы горожан и реализовывать какие-то смелые идеи, то можно было бы сделать для города какие-то простые и видимые всем вещи: эспланаду ту же, фонтан, набережную. Люди должны видеть какую-то эффективную деятельность каждый день. Как только они поверят в возможность таких значительных изменений, пусть и чисто внешних, тогда они поймут, что действительно важно влиять на то, кто ими управляет и как он это делает.

Впрочем, сейчас люди не верят в это.

И катастрофически низкая явка на выборах в сентябре это показала.

— Это, в том числе, влияние отсутствия прямых выборов. Понятно, что депутат — он как-то должен быть ближе к народу в этом смысле, но я уверен, что большинство людей вообще не в курсе, чем занимается депутат. Какие-то законы, совещания... А вот мэр — тут понятно. Мэр отвечает за всё в городе. Поэтому здесь всё было бы более очевидно для избирателей: они пришли, выбрали, и вот он что-то конкретное делает. Или не делает. Если не делает — нужно выбирать нового.

В разговорах с депутатами, по информации из Заксобрания, уже, в общем-то, очевидно, что из тех пяти законопроектов, регулирующих структуру муниципальной власти, которые внесены на рассмотрение, почти гарантированно проголосуют за законопроект от совета муниципалитетов, который фиксирует текущую ситуацию в регионе. «Единая Россия» рекомендовала его принять, губернатор тоже за этот проект.

— Здесь, кстати, важно не забыть про одну деталь. В этом законопроекте прямые выборы не запрещены, вроде как. И быть бы этому законопроекту нормальным для края и города, если бы там не было обязательного закрепления института сити-менеджера. Общественная палата предложила в этот законопроект включить пункт о неком переходном периоде, в течение которого муниципалитеты смогут изменить действующую структуру муниципальной власти. Тогда мы, например, в Перми, уже сможем начать влияние на власть с целью возврата прямых выборов, которые этим законопроектом закрепились бы.

А насколько вообще депутаты Заксобрания управляемы? Будет ли реальное обсуждение или всё уже действительно решено?

— Мне сложно сказать про депутатов. Я не понимаю совершенно, чем они руководствуются, какая у них мотивация. Но управляемость Заксобрания доказывает тот факт, что очень мало разных мнений и точек зрения среди депутатского корпуса. По любым вопросам. И это опять то самое отсутствие критики, отсутствие конкуренции идей. Поэтому качество работы депутатов, конечно, снижается. И поэтому я думаю, пятый законопроект будет принят.

Кстати, я знаю большое количество очень хороших профессионалов как среди депутатов, так и среди чиновников. Их действительно очень много. Так вот если их компетентности, идеи начать реализовывать — это будет прорыв. Беда лишь в том, что на сегодня структура власти выстроена под мнение вышестоящего руководства, а не на конкретный результат для конкретного жителя Перми и края. В существующей структуре есть масса факторов, которые тормозят этот прорыв: и отсутствие прямых выборов, и факт существования такой должности, как сити-менеджер. Поэтому все стараются не рисковать, не подставиться, соблюсти инструкции и указания сверху. В этой ситуации смелым людям среди чиновников нет возможностей развернуться. Но, поверьте, потенциал там гораздо выше, чем то, что мы видим.

Предположим, что законопроект совета муниципалитетов принят. Вы верите, что поправку о переходном периоде туда включат и что в течение этого периода реально что-то поменять в структуре пермской власти?

— Я не знаю, какой там по времени заложен период. Но если будет желание за это время что-то изменить, всё можно сделать. Но, увы, с сити-менеджерами там уже всё чётко и однозначно. Они будут. Поэтому четыре оставшихся законопроекта всё равно больше соответствуют моим представлениям о структуре власти в муниципалитетах.

Философский вопрос. Что такое демократия, на ваш взгляд?

— Я не считаю себя ни демократом, ни либералом, ни кем-то ещё с каким-то ярлыком. Если начинать реализовывать все представления об идеальном обществе, то всё сводится к тому, что людей начинают в итоге вешать и расстреливать.

Я считаю, что названия не важны. Строй как таковой тоже не так важен. Все эти термины, правила, исследования демократического общества — тоже не так важны, как это преподносится. Важно другое — оставаться человеком и быть человечным в государственном управлении при принятии каких-то решений. Это намного важнее, как мне кажется, чем называть себя либералом, почвенником или демократом. Важно исходить из того, как твои решения скажутся на конкретных людях, а не на цифровых показателях. Это, конечно, очень сложно, но очень важно. Такая ситуация возможна тогда, когда во власти есть серьёзная конкуренция. Не знаю, демократия это или что-то ещё, но когда много разных идей, намного больше шансов, что какая-то будет наиболее эффективной. И эту конкуренцию во власти люди сами должны обеспечивать, посредством прямых выборов в том числе.

Я глубоко убеждён, что Пермь легко может стать более интересным и приятным для проживания городом, при условии, что этим кто-то займётся смело и целенаправленно. 3-5 лет упорных трудов, совместное участие всех в этом процессе — и Пермь преобразится. У нас не так много того, что нужно изменить. Буквально несколько смелых штрихов, и общая картина может преобразиться кардинально. Но первыми эту смелость должны проявить сами пермяки. Хотя бы потому, что больше, похоже, некому.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь