X

Новости

Вчера
2 дня назад
21 января 2020
20 января 2020
Фото: Брайан Тарр

Надежда Кучер: Самые значимые в моей жизни достижения давались мне не сразу...

На престижном Международном конкурсе молодых оперных певцов BBC в Кардиффе (Великобритания) солистка Пермского театра оперы и балета, дважды лауреат Национальной премии «Золотая Маска» Надежда Кучер завоевала титул «Певица мира». Через два дня после финала конкурса, уже находясь в родном Минске, Надежда рассказала нашему изданию об истории своей победы.

Надежда, что означает для вас титул «Певица мира»?

— Участвовать в конкурсах столь высокого уровня, как «Кардиффские голоса», мне ещё никогда не доводилось. Если проводить аналогии со спортивными соревнованиями, то победу на Международном конкурсе оперных певцов Би-Би-Си в Кардиффе можно приравнять к золоту на Олимпийских играх. А если говорить о моих впечатлениях от участия в конкурсе, я в восторге от его организации. Мировой уровень означает, что все этапы конкурса и условия участия в нём спланированы и отточены до мелочей с первого дня и до финала. Были созданы великолепные условия для комфортного пребывания конкурсантов в Кардиффе. Команда организаторов сделала всё возможное, чтобы ни у одного из певцов не возникало никаких сложностей. От нас требовалось только петь.

Фото: Cardiff-2015

Какова предыстория вашей поездки в Кардифф? Вы сами заявили желание участвовать в конкурсе? Как это происходит?

— Петь на этом конкурсе я мечтала с детства и шла к этой цели много лет. Я не с первого раза прошла в финал. В первый раз я участвовала в конкурсе оперных певцов «Би-Би-Си» два года назад. Но повезло со второго раза. Собственно, так было и с моим поступлением в петербургскую консерваторию. Самые значимые в моей жизни достижения давались мне не сразу...

То, что вы стали финалисткой конкурса, говорит о вашей целеустремлённости?

— Возможно, это черта характера. Но, как в случае с поступлением в консерваторию, так и с конкурсом «Кардиффские голоса», у меня не было желания повторно подавать заявку на участие, не собиралась этого делать. Получилось так, что во второй раз поступать в консерваторию меня уговорили друзья. История моего участия в конкурсе несколько иная. Агентство, с которым я сотрудничаю, проявило содействие — на этапе подачи заявки они порекомендовали мою кандидатуру. И мне пришло приглашение от оргкомитета Международного конкурса BBC в Кардиффе, исходя из моей предыдущей заявки. Но вся процедура участия в конкурсе этого года была пройдена заново. Было несколько этапов прослушиваний — сначала в записи, затем вживую. Промежуточный этап конкурса проходил в Париже. И уже после этого, через пару месяцев, мне пришло уведомление о том, что я прошла в финал и приглашена в Кардифф.

Какими критериями руководствовалось жюри конкурса? Какие требования сегодня предъявляются к молодым оперным исполнителям в мире?

— Требования сегодня к оперным исполнителям устанавливаются жесточайшие. Помимо вокальной техники, это касается внешних данных, артистизма, мастерства воплощения образа того или иного персонажа на сцене. Если пятьдесят лет назад можно было просто выйти на сцену и пропеть партию от начала до конца, то сегодня этого недостаточно. Это известно всем: для того чтобы сегодня иметь успех в опере, нужно не только уметь петь, но ещё и стоять на голове. Вокальное искусство и опера как жанр в мире двинулись далеко вперёд. Сейчас режиссура имеет большое значение в постановке оперных спектаклей наряду с дирижёрским мастерством. Я считаю, это прекрасно, жанр должен развиваться. Но при этом и спектр требований к оперным исполнителям растёт.

Как вы считаете, почему именно вы стали победительницей конкурса в этом году?

— Почему я победила? На этот вопрос могут ответить только члены жюри. Могу лишь сказать, что уровень подготовки каждого из остальных 19 финалистов был очень высокий. Слышала я далеко не всех. Поэтому у меня нет общей картины расстановки сил. Как и на любом конкурсе, фаворитов может быть несколько. Поэтому мне сложно ответить, почему жюри отдало предпочтение в финале мне.

Вы настраивались на победу? Вы были уверены в себе или сомневались?

— В таких ситуациях никогда нельзя быть уверенным в своём выигрыше на сто процентов. У меня достаточный опыт участия в международных конкурсах вокалистов. Из 13 конкурсов я выигрывала только половину. Конкурс — это особенное испытание, в котором есть большая доля непредсказуемости. До тех пор, пока не объявлены итоги финала, случиться может всё что угодно. В разгар борьбы можно заболеть и выбыть из соревнования. Как поведёт себя организм в условиях сильного стресса — этого никто не знает. Такого стресса, который я испытала в Кардиффе, я не переживала ещё никогда.

Что вам помогло с ним справиться?

— Я не знаю. Тот уровень ответственности, который нужно было выдержать на этом конкурсе, не сравнится ни с чем, что мне до сих пор приходилось испытать в моей сценической жизни. Никакого заготовленного рецепта, как преодолеть сильный стресс, у меня не было. У меня было впечатление, что во время выступления на финале открылся канал в космос — вот на что это было похоже, и подобного состояния я ещё никогда не переживала.

Донья Исабель в опере Пёрселла «Королева индейцев». Фото: Алексей Гущин

Как вы воспринимаете голос, ваше лирико-колоратурное сопрано, — как дар, как результат мастерства, как неотъемлемую часть личности?

— Я пела с детства, была солисткой в детском хоре, но долгое время не связывала своё будущее с вокалом. Многие поют в детском хоре, но не обязательно выбирают пение своей профессией. И никто мне не прочил будущего в опере. Моя первая специальность — музыковедение. Но на третьем курсе музыкального училища мне стало скучно заниматься теорией музыки. Я поняла, что не так себе представляла эту профессию, быть теоретиком — это не моё.

Когда меня спрашивают о голосе, я никогда не могу дать точного ответа, как случилось, что я выбрала петь. Я не помню, что произошло, это был какой-то «внутренний щелчок», который переключил моё намерение в сторону вокала. С 18 лет я начала заниматься вокалом профессионально. И с тех пор, с первых дней занятий, я больше другого пути для себя не видела.

Голос как материал даётся природой. И я воспринимаю свой голос именно как подарок природы. А вот как с ним обращаться и совершенствовать — это уже другой разговор. Многие педагоги по вокалу и певцы говорят, что теоретически петь может каждый. Искусству вокала надо учиться.

Драматический диапазон вашего репертуара разнообразен. Музыка Жана-Филиппа Рамо, Паскаля Дюсапена, Жака Оффенбаха, Моцарта, Лео Делиба, Римского-Корсакова, Клода Дебюсси — у вас очень разноплановый репертуар. Как вы выбирали программу для конкурса «Кардиффские голоса»?

— В этом конкурсе я участвовала в двух номинациях: Song Prize (песня, романс) и Opera Prize (опера). Участие в номинации Song Prize происходит по желанию конкурсантов, а вот оперный репертуар — обязательная программа. Можно выиграть в обеих номинациях. Если выступаешь в номинации «Песня, романс», это не отражается на твоих результатах в основной номинации. Я решила исполнить обе программы. Что самое для меня интересное, так получилось, что в первый день прослушиваний я открывала конкурс. Раньше мне никогда не доводилось быть номером один среди конкурсантов. Можете себе представить, насколько это обстоятельство добавляло ответственности и напряжения! С первого дня выступлений я стала получать комплименты от слушателей, участников конкурса и коллег по поводу выбора моей программы. Все отмечали, что репертуар составлен разнообразно в стилистическом, жанровом и образном отношении. Меня обрадовала такая оценка. Я всегда подбирала программу конкурсных выступлений исключительно самостоятельно. Так же поступила и на конкурсе в Кардиффе.

Например, в первом отборочном раунде Opera Prize, в котором должны были петь все 20 конкурсантов, после чего выявилась пятёрка финалистов, я исполняла арии Шарпантье, Оффенбаха, Беллини и Рахманинова, контрастирующие между собой вокально и стилистически. Не говоря уже о том, что это чрезвычайно сложные партии. В финале я исполняла произведения Моцарта, Римского-Корсакова и Делиба. Программа получилась высочайшего уровня по всем критериям.

Хотя я вошла в число финалистов и в номинации Song Prize. Победителем стал бас из Южной Кореи Йонгмин Пак, он прекрасно выступил. Мне в этой номинации удалось продемонстрировать слушателям и жюри много музыки Сергея Рахманинова. Я счастлива, что мне довелось представить английской публике неизвестные романсы из Опуса № 38 Рахманинова, а также исполнить два его всемирно известных романса «Здесь хорошо» и «Вокализ». Публика оценила их по достоинству.

В 2012 году после премьеры оперы Паскаля Дюсапена Medeamaterial, в которой вы исполнили партию Медеи, главный хормейстер Пермской оперы Виталий Полонский заметил: «За один сезон она сделала то, на что другие артисты потратили бы десятилетие». Что вам позволяет интенсивно жить и достигать высоких результатов в своей карьере?

— Мне сложно сравнивать, но в чём-то Полонский прав. Точно могу сказать, что освоение музыкального материала в том проекте заняло бы у других артистов больше времени, чем у меня. И это благодаря только лишь моему музыковедческому образованию. Ведь что такое музыковедение? Это теоретическое изучение всех компонентов музыки, начиная от истории создания того или иного произведения, изучения творческой жизни его композитора, заканчивая гармонией, структурой и стилем сочинения. Музыковедческие знания и навыки помогают мне быстро изучить любую партитуру. Если другому музыканту приходится заниматься подробным анализом каждого музыкального такта, то мне достаточно взглянуть на страницу партитуры — и я уже понимаю, над чем трудиться в этом произведении. Благодаря тому, что я получила хорошее теоретическое образование, я делаю свою исполнительскую работу быстрее.

Медея. Опера Паскаля Дюсапена Medeamaterial. Фото: Алексей Гущин

Что означает привилегия победителю конкурса «Кардиффские голоса» выступить в 2016 году на фестивале BBC Proms? Было объявлено, что вы будете исполнять новое сочинение композитора Джона Ланна.

— Я знаю только, что это нововведение этого года. Раньше такого приза у победителей конкурса в Кардиффе не было. Мне интересна любая музыка, я очень люблю эксперименты.

Пермяки за вас болели, хотя на конкурсе в Кардиффе вы представляли свою родину — Беларусь.

— У меня белорусское гражданство, поэтому на конкурсе я представляла свою страну. Кроме того, базовое образование, которое сыграло важную роль в моей жизни, я получила в Минске. При этом все знают, что я солистка Пермской оперы и работаю с Теодором Курентзисом — я всегда об этом говорю с большим удовольствием.

Давно не была в Перми и ещё не скоро вновь окажусь в Пермском театре оперы и балета, поэтому, пользуясь случаем, хочу передать театру и пермской публике мою благодарность за поддержку. Я скучаю по Перми и всех люблю.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь