X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

Руководитель Тьюторского центра Алёна Францкевич: Понять, что выбранная цель была ошибочной, — это очень хороший результат

Фото: Валентина Солнышкова

16 июня в Перми пройдет «Тьюторский пикник», организаторы которого ждут в гости всех школьников и их родителей. Кто это такие — тьюторы и чем они могут быть полезны подростку рассказывает Алёна Францкевич, заведующая отделением культурологии и руководитель Тьюторского центра Педагогического университета.

Нельзя сказать, чтобы слово «тьютор» было на слуху. Недостаток информации вызывает если не недоверие, то, по крайней мере, некоторую настороженность. Кто это такой — тьютор и насколько это вообще официальное понятие?

Тьютор — это профессия молодая для российского общества, но уже официально признанная. В 2008 году она была внесена в Единый квалификационный справочник должностей, а в январе прошлого года Минтруд утвердил профессиональный стандарт тьютора.

Если почитать профессиональный стандарт, то тьютор — это специалист, который сопровождает индивидуальные образовательные траектории учащихся. Тьюторство относится к педагогике, но его отличие от привычных воспитателей или школьных учителей — в логике действий, который он использует и в цели его работы.

Если говорить о цели, то тьютор может сопровождать тьюторанта в изучении конкретного школьного предмета, в развитии какого-либо навыка, например, критического мышления, а также в определенной области — в спорте, в творчестве и так далее. Запрос может быть практически любым, и, кстати, поскольку мы говорим о детях и подростках, часто бывает, что сначала наши тьюторанты плохо понимают, чего хотят и не имеют сформулированного запроса. И тьютор может потратить до трёх месяцев на выявление образовательной потребности тьюторанта. Также важно в уже выбранном направлении помочь верно сформулировать цель: например, не «поступить в Медакадемию», а «стать хорошим врачом» — тут необходима помощь более опытного наставника. Вообще в русской традиции тьютора часто называют наставником.

Алёна Францкевич Фото: Виктория Фомина

Звучит отлично, но вряд ли ребенок способен самостоятельно достигнуть даже искренне выбранной им самим цели...

Конечно, поэтому тут работа тьютора не заканчивается. После выявления цели тьютор вместе с тьюторантом проводят ревизию ресурсов, которые помогут в достижении цели — личных и внешних. Тут важно понять, какие ресурсы в нужной области вообще существуют, а потом выбрать те из них, которые актуальны, доступны и посильны. Доступны — с точки зрения материальной и физической доступности. Необходимо понимать, что для тьютора важно развивать ресурсность мышления, поэтому ресурсы, которые отбираются совместно с тьюторантом, могут быть как из вашего города, так и России, и мира.

С другой стороны, нужно расставить приоритеты, и сказать, что ресурсов много и все они интересны, но на всех них у нас просто не хватит времени, и предложить выбрать наиболее подходящие. Это очень важно, в этот момент у ребенка формируется культура выбора. Возникает ситуация, при которой он будет осознавать ответственность этого выбора, так как от этого зависит результат, к которому он придет. Он знакомится с чувством, которое сопровождает выбор — переживание, трепет.

Следующий шаг — это проектирование деятельности, составление расписания образовательного процесса, распорядка дня, недели, года. И после того как это сделано, задача тьютора — поддерживать мотивацию ребёнка в текущем образовательном процессе. Тьютор может как посещать образовательные события вместе с ребёнком, так и даже выступать источником информации, если он обладает экспертностью в области его интересов.

В ходе сопровождения очень важная функция тьютора — это инициирование рефлексии. После осуществления выбора ребенком, важно помогать ему размышлять о том, как идет обучение, что нравится, а что нет, получается ли выполнять план или нет, и что нужно изменить.

Тьюторский пикник-2017 Фото: Валентина Солнышкова

К каким результатам в итоге приходит ребенок?

Не так уж редко оказывается, что выбранная цель была ошибочной и ее нужно пересмотреть — и это тоже очень хороший результат, потому что лучше понять это сейчас, чем после того как будут потрачены годы на высшее образование.

При такой ситуации необходимо на основе нового опыта выбрать другую цель. Иногда бывает необходимо абстрагироваться и взять тайм-аутдля размышлений на эту тему, чтобы новое решение созрело постепенно.

А есть наоборот и такие ребята, которые идут к выбранной цели долго и упорно, и достигают ее. Дети, которые находятся в поле моего зрения дольше всего, — это выпуск нашей Школы арт-менеджмента. Я наблюдаю за тем, как развивается их жизнь. Оценив ресурсы Перми, большинство из них приняли решение поменять место жительства, и, к сожалению, мало кто из них остался здесь. Один из них закончил вуз по архитектурной специальности, другая стала фотографом, который пользуется популярностью в России, кто-то, ещё будучи студентом, курирует проекты в сфере искусства. Признаюсь, что их успехи вдохновляют меня.

А может ли тьютор гарантировать какой-то результат?

Ребята, которые находятся в сопровождении у тьютора, достигают сформулированных в самом начале целей — это формальный результат, достижение которого тьютор может гарантировать. Вопрос в том, какого качества будет получен результат, и это зависит не столько от работы тьютора, сколько от ребёнка. И если он в итоге приходит к результату среднего качества, это хороший повод для рефлексии о том, почему именно такой результат получился и хочу ли я сделать лучше. И тут тоже могут быть разные варианты: если я хочу лучше, то что мне помешало? А может быть и не хочу лучше, мне и так нормально, и тогда интересно: может быть, мы неправильно определили область интересов и нужно поменять траекторию?

Но помимо этого, есть и лонгитюдный эффект, который проявляется вне зависимости от того, какую цель ребята перед собой ставили. Мы проводили интервью с теми, кто находился в сопровождении у тьюторов, и они сами называют несколько таких эффектов. По их ощущениям, теперь им доступны любые цели, нужно лишь понять, какие ресурсы им для этого необходимы. Пропал страх к деятельности и инициативности. Например, в рамках разработки учебного проекта их страшила необходимость пойти в музей и обратиться к эксперту с вопросом, они боялись отказа. А теперь у них есть позитивный опыт, они знают, что их вопросы или предложения, как правило, не встречают отказа, и от этого у них появляется уверенность в себе. И следующий этап — выход уже на самостоятельную, без поддержки тьютора, продуктивную деятельность, на новые результаты.

Есть ещё один эффект тьюторского сопровождения, который ребята сами не формулируют, но я вижу это со стороны: это осознанность. Они спрашивают себя: «а зачем я буду это делать?», «каким путем мне лучше пойти для осуществления цели?», «если я сделаю такой выбор, стану ли я ближе к своей цели?». Такие вопросы становятся для них привычным делом, и это помогает им продвигаться дальше. Наконец, при любом запросе тьютор постоянно работает над социализацией, расширением ресурсной базы — и они в качестве отсроченного эффекта становятся личными качествами ребёнка.

Тьюторский пикник-2017 Фото: Валентина Солнышкова

Похоже, что тьюторство в чем-то схоже с коучингом, вы согласны? В чем состоит разница?

Иногда я определяю тьюторство как психолого-педагогическую специальность. Сама я по первоначальному образованию педагог, но когда я начала заниматься тьюторством, я увидела сильную психологическую составляющую, и мне пришлось углубляться в психологию и в тренинговые методы. Поэтому аналогии между тьюторством и коучингом действительно уместны.

В отличие от тьюторства, коучинг пока не имеет своего профессионального стандарта, поэтому официально они никак не разведены. Но насколько я вижу разницу, тьютор работает с детьми и первый этап работы, как я говорила, — выявление потребностей, формулирование запроса ребёнка. Коуч ориентирован на взрослых, которые чаще всего всё-таки понимают свои потребности и имеют готовый запрос на работу. А ребёнок может говорить «Я не знаю, чего я хочу. А как понять, чего я хочу?» Поэтому в тьюторской работе выявление запроса иногда бывает очень длительным этапом и уж точно очень важным.

Хотя бывает, что к тьютору приходят и взрослые, у которых появилось желание сменить профессию, но на какую — они не знают, и им нужна помощь в профориентации.

Каким образом тьюторство сегодня реализовано в Перми?

К нам, в Тюторский центр, приходят люди, которые хотели бы использовать тьюторские методы в своей жизни. Я уже говорила, что бывают запросы от взрослых людей в теме профессионального самоопределения. Обращаются родители, у которых не получается найти подход к ребенку, потерявшему мотивацию к учебе. Или, если ребенок постарше, ему нужна помощь в выборе профессии.

Кроме того, применение тьюторства официально закреплено в школах Перми, и в этом смысле наш регион является одним из передовых в России. У меня есть друзья, которые работают в обычных школах Москвы и Санкт-Петербурга, и им оттуда кажется, что пермские школы — лучшие в стране.

Если конкретнее, тьюторские подходы реализуются в рамках программы «Школа — пространство выбора». В рамках неё не во всех, но во многих школах города организовано поточно-групповое обучение, а также курсы по выбору, и эти процессы как раз и сопровождаются тьюторами.

Однако из-за ограниченных возможностей школ эти подходы реализуются в очень усеченном варианте. Отсутствует этап выявления индивидуального запроса, который является базовым в тьюторстве. Как я говорила, ребёнок не всегда знает, что он хочет, и часто недостаточно просто спросить его, чем бы он хотел заниматься, для выявления запроса нужны специальные практики. Далее, дети не могут выбрать любой профиль, который соответствует их интересам, а только из набора, предложенного школой. Роль тьюторов возлагается на школьных педагогов, которые одновременно являются и предметниками, и классными руководителями. Кроме того, что у них не всегда есть должная подготовка по тьюторскому подходу, вопросы вызывает сама возможность сочетать все эти роли в одном человеке, поскольку задачи в каждой из них разные и иногда противоречащие друг другу. Предметник старается добиться хороших результатов на ЕГЭ, классный руководитель должен организовать общеклассную деятельность и социализацию, а тьютор — помочь построить индивидуальную образовательную траекторию каждому. Поэтому реализация тьюторской функции иногда превращается в формальность.

Тьюторский пикник-2017 Фото: Валентина Солнышкова

Какие профессиональные тьюторские организации работают в Перми?

Как раз Тьюторский центр Педагогического университета появился на поддерживающем вызове, когда выпускники-педагоги в школах столкнулись с необходимостью выполнять эту тьюторскую функцию, но нужных знаний у них не было. И мы создали такое место, куда люди могли бы приходить, чтобы восполнить пробел в знаниях, причём получать не теоретико-ориентированную информацию, а практическую. Кроме того, у нас есть бесплатная заочная магистратура по тьюторству. В рамках Тьюторского центра мы встречаемся раз в неделю, и это очень разновозрастная аудитория — от студентов до взрослых педагогов.

В Пермском крае действует филиал Межрегиональной тьюторской ассоциации — главной профессиональной организации тьюторов России. Кроме того, в Перми действует институт ПРЭСТО.

Мероприятия Тьюторского центра в основном ориентированы на ребят с 7 класса. Почему именно этот возраст?

Наиболее частый запрос, с которым школьники приходят к тьютору, — это профессиональное самоопределение. Они ощущают давление со стороны родителей и школы, но не могут понять, чего сами-то хотят. И это действительно очень важно, потому что 70 % жизни мы тратим на работу, и у нас нет другого варианта быть счастливыми, кроме как найти работу действительно по душе.

А вопросы профессионального выбора становятся актуальны, начиная как раз с 7 класса.

В ответ на этот запрос мы придумали проект «EASY. Образование это легко», который состоит из нескольких проектов, связанных с профориентацией.

Но такое ограничение по возрасту касается в основном групповых занятий. Индивидуально мы работаем и с младшими ребятами. В этом случае работа касается развития индивидуальных качеств, освоения каких-то форм деятельности, детского тайм-менеджмента и так далее.

Какую пользу от тьюторского сопровождения ребенка получают его родители?

Во-первых, тьютор в чём-то разгружает родителей. И, во-вторых, его привлечение может помочь разъяснить текущую образовательную ситуацию ребенка. Взгляд родителей всегда субъективен, и это нормально, а тьютор это как раз тот человек, кто взглянет на ситуацию объективно. Далее, не все родители владеют навыками рефлексии и критического мышления — тьютор делает это профессионально и учит этому ребенка. Наконец, область профессиональных интересов ребёнка и родителей может не совпадать, и тьютор помогает создать развивающую и ресурсную среду для ребёнка именно в той области, которая интересна ему, но не знакома родителям. В конце концов, родители могут быть загружены настолько, что у них не всегда есть достаточно времени, чтобы помочь выстроить своему ребенку индивидуальную траекторию развития.

Но конечно тьютор работает в связке с родителем, потому что ребёнок не до конца самостоятелен в принятии решений. Он даёт им обратную связь о ребёнке, о его потребностях. И, на мой взгляд, такое общение приносит пользу всем и обогащает всех, в том числе и родителей.

Тьюторский пикник-2017 Фото: Валентина Солнышкова

Расскажите пожалуйста про Тьюторский Пикник — его цель, содержание, возможную пользу для детей и родителей.

В этом году мы проводим Тьюторский пикник 16 июня, нас принимает у себя музей современного искусства PERMM, за что мы ему очень благодарны.

Пикник задуман как школа-фестиваль креативной педагогики и тьюторских практик. Цель этого мероприятия — поделиться наработанным опытом с родителями и педагогами и получить обратную связь от ребят. В рамках направления тьюторские практик мы расскажем как это — быть тьютором, представим методы, которые можно использовать при выявлении запроса, повышения мотивации и так далее.

Второе направление как раз касается профессионального самоопределения, в рамках него можно будет поучаствовать в конкретных практиках, пройти профессиональные пробы «От навыков 21 века к профессии». Кстати, это будет интересно и для детей, и для родителей.

Третий блок — креативное образование. Тут тоже будет две линии — теоретическое, где мы расскажем об использовании современных медиа возможностей в образовании, и второе — практическое, где мы будем то же самое с ребятами уже не обсуждать, а делать. В этом блоке будут заинтересованы и студенты, и педагоги, и тьюторы, и родители, и сами школьники. По сути все, что будет тут показано, это результат работы Медиа-арт лаборатории — это проект, который был поддержан Всероссийским конкурсом молодёжных проектов и получил грант, позволивший обучить медианавыкам уже действующих педагогов и студентов. И вот сейчас на Пикнике мы представим лучшие из их наработок.

Один из принципов пикника — говорить о важных вещах в неформальной обстановке, меньше всего это будет похоже на конференцию. Весь третий этаж музея предоставлен нам. Мы сможем валяться на пуфиках, выйти на улицу прогуляться и снова вернуться. Тут же сам музей на улице будет проводить свой маркет, и все вместе это создаст непринужденную обстановку. Вечером мы запланировали киноклуб, и сейчас обсуждаем, какой теме он будет посвящён.

***