X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
23 июня 2019
22 июня 2019
Фото: Константин Долгановский

Алексей Чусовитин: Повестку на выборах определят «дальнобойщики»

2016-й — для Пермского края год не просто выборный. Пожалуй, настолько масштабной политической кампании в истории региона ещё не было. Выборы депутатов столицы региона — Пермской городской думы (ПГД), выборы нового состава краевого парламента, выборы в Государственную думу РФ.

Кроме того, в 2016 году пройдут выборы местных органов власти во многих муниципалитетах и сельских округах. Не исключено, что к ним добавятся выборы губернатора края. Наслоение выборов нескольких уровней власти — не единственная особенность. По новым правилам будет избираться новый состав ПГД: 14 человек по партийным спискам, плюс 22 одномандатных округа. Таким образом, 36 округов в Перми перекроены на 22.

Какими будут выборы-2016, сможет ли власть контролировать кампанию, изменится ли политический расклад в регионе? На вопросы нашего корреспондента ответил политический эксперт, генеральный директор КЦ «Департамент политики» Алексей Чусовитин.

Алексей Чусовитин Фото: Антон Фиштик

Алексей, сможет ли власть контролировать множество кампаний по выборам разных уровней?

— Если посмотреть на кампанию с позиции администрации, то у власти, скорее всего, будет полная иллюзия управляемости: один штаб, одна задача, одно решение. Но, с точки зрения реальной политики, управлять многомерным выборным процессом в новых условиях невозможно. Поясню. В рамках каждой отдельно взятой избирательной кампании стоят свои уникальности, а матрёшечный принцип управления будет приводить к замедлению всех процессов. Если соединить всё в одну кампанию, то получится электоральный динозавр — сильный, большой, но медленный и неконкурентный. А побеждают быстрые: те, кому удаётся реагировать на ситуацию моментально. Чтобы держать процесс под контролем, но при этом не потерять гибкости, властям правильно было бы создавать координационный центр, а управление отдельными проектами отдать на аутсорсинг. Формула одного штаба в рамках такой кампании неэффективна и архаична.

Если всё же идея унификации будет реализована, то у власти остаётся единственный способ контроля — через избирательные комиссии и суды снимать несогласованных кандидатов. Но этот механизм на понижающемся экономическом тренде приведёт, во-первых, к точечным протестам, во-вторых, и это самое важное, к нелегитимности общего результата. Ни то, ни другое Кремлю не надо. Кремль будет требовать тишины и легитимности, а региональные администрации будут работать на эскалацию элитных конфликтов.

Легче или сложнее для кандидата получить поддержку электората в условиях, когда жители выбирают представителей сразу в несколько органов власти?

— В ситуации многомерных выборов комфортнее себя чувствует кандидат-оппозиционер, он быстрее и агрессивнее. Кандидат, не принадлежащий к партии власти, может позволить себе быть эмоциональным. А любое эмоциональное слово вызывает отклик у электората. Кандидат же от власти не может себе позволить эмоции, ведь любые шаги требуют согласования, обсуждения, а это исключает актуальную реакцию.

Самое тревожное для власти — то, что при «многослойных» выборах административный ресурс не работает. Его можно направлять в поддержку одного кандидата или одной партии. Но в условиях, когда избирается множество кандидатов от власти, административный ресурс неэффективен.

Растёт или падает интерес избирателей к выборам при «многослойных» кампаниях? Какова будет явка?

— Явка будет высокой, в этом нет сомнения. СМИ, агитматериалы в округе — всё будет втягивать избирателей в политическую повестку. За примером далеко ходить не надо. С помощью информационной атаки федеральных телеканалов удалось убедить большинство россиян в том, что на Украине русофобы, а политика Запада вредит интересам России. Так и здесь. Даже те, кто не интересовался политикой, под воздействием агрессивной пропаганды втянутся в избирательную кампанию. Явка точно будет больше 50 %.

Перейдём к выборам в Пермскую городскую думу. По новому варианту устава, осталось 22 одномандатных округа, 14 депутатов будут избираться по партийным спискам. Что изменится?

— Для городской демократии и для избирателей эта система плоха. Она увеличивает расстояние от избирателя до депутата. В городской думе появляются 14 «ничьих» депутатов. Депутатов, за которых избиратели лично не голосовали. Депутатов, которые ни перед кем из избирателей не отчитываются, а просто болтаются по городу без дела.

Ещё одно изменение, которое неизбежно последует, — сокращение в думе представителей социальных институтов: врачей, общественников, учителей и т. д. Стоимость избирательных кампаний существенно вырастет: округа увеличиваются, а за попадание на проходные места по партийному списку (это прежде всего касается партии власти) взнос будет очень высоким.

А сколько будет стоить избирательная кампания в городскую думу?

— Цена значительно вырастет, причём непропорционально увеличению округов. Здесь будет действовать тот же принцип, как, например, в пропускной способности дорог. Предположим, дорога в час свободно пропускает 100 автомобилей. Если за тоже время проедет 110 автомобилей — пропускная способность немного снизится. 120 машин — уже непролазная пробка. Так же и на выборах в гордуму. Округа выросли на 10 тысяч избирателей, а затраты кандидатов на кампанию — в 2-2,5 раза. Если на выборах прошлого созыва ПГД победную кампанию можно было провести за 4-5 млн рублей, то сейчас уйдёт не менее 10-12 млн.

Алексей Чусовитин: «В городской думе появляются 14 „ничьих“ депутатов. Депутатов, за которых избиратели лично не голосовали. Депутатов, которые ни перед кем из избирателей не отчитываются, а просто болтаются по городу без дела» Фото: Антон Фиштик

Жёсткой ли будет внутрипартийная борьба за попадание на проходные места? Всё ли будут решать только деньги?

— Я думаю, в «Единой России» вход в список будет очень дорогим. К тому же претендентам предстоит доказать партии свою влиятельность. Поэтому борьба за попадание в списки будет жёсткой. Но мы её не увидим. Это будут подковёрные игры. Для остальных партий деньги за вход будут играть меньшую роль, важнее будет харизматичность кандидата и его влиятельность внутри партии.

Насколько конкурентными будут выборы? По вашему мнению, как сильно обновится состав городской думы?

— Уверен, в городской политике появится много новых лиц. Ротация составит примерно 50 процентов. Объясняется просто: мало кто из нынешних депутатов умеет вести конкурентную кампанию. Так получилось, что выборы в последние несколько созывов проходили при низкой явке. Это комфортные условия, особенно для кандидатов от власти и, так скажем, для «пацанов, кто на районе». В 2016 году, повторюсь, явка будет высокой. В таких условиях только на партийном бренде или только за счёт финансового ресурса выборы не выиграть. Примерно половина из нынешних думцев в жёсткой борьбе и повышенном интересе избирателей потеряют мандат.

Какой результат будет являться успехом для власти?

— Успехом будет являться формирование хоть какой-то определённости в управлении городом. Сейчас никто не понимает, где центр управления политикой и экономикой Перми. Есть несколько политических кланов: клан Плотникова, клан Чиркунова, клан Самойлова, клан Маховикова и т. д. (заметим, что клан губернатора так и не сложился!). Кланы так и не смогли создать консолидированного центра управления, ослабляют друг друга конфликтами. Если удастся избрать думу, подконтрольную одной силе или готовую идти с кем-либо на компромисс, — это уже успех. За победой партии власти в этой кампании гнаться бессмысленно. На фоне больших выборов результат ЕР по Перми не имеет никакого значения. Все будут озабочены региональными и федеральными результатами.

Перейдём к выборам в Законодательное Собрание края. Есть ли уже контуры кампании? Можно ли сказать, что краевая власть уже руководит процессом?

— Ситуация на уровне региона напоминает средневековье. Полная феодальная раздробленность: легитимных руководителей нет, никто ни за что не отвечает. Я считаю, что политическое управление территорией отсутствует полностью. Ответственность за это лежит как на губернаторе, так и на региональных элитах. Лучше принять одно неправильное решение, но держаться выбранной стратегии, чем каждый день начинать заново. Думаю, стратегия «дня сурка» себя не оправдала. Чтобы в этом убедиться, достаточно искренне ответить на следующие вопросы. Управляет ли Пермским краем Виктор Басаргин или уже сидит на чемоданах? Управляет ли политикой Анатолий Маховиков, или его управленческие функции обрезаны? Какова роль Кирилла Маркевича в политическом управлении регионом при отсутствии официального статуса? Как определить степень влияния на процессы Геннадия Тушнолобова и Валерия Сухих?

Ситуации такова, что сегодня региону не нужен хороший политический менеджер — нужен хоть какой-то менеджер. Полагаю, что руководителя политических проектов 2016 года назначат из Москвы. Возможно, это будет представитель ПФО (Приволжского федерального округа).

Насколько изменится состав ЗС?

— Состав ЗС обновится примерно на 20 процентов. У действующих депутатов краевого парламента больше опыта конкурентной борьбы, чем у гордумовцев. Партийный расклад сохранится примерно таким же.

Как в ходе кампании 2016 года будут проявлять себя партии? Изменится ли партийное соотношение в Заксобрании по итогам выборов?

— Партии будут активны. Кампании ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России» будут построены на агрессивной критике «Единой России». А повестку на выборах определят «дальнобойщики», в широком смысле. Я думаю «дальнойбощиков» к лету будет много и поводов для раздражения ЕР у партий будет предостаточно. Эти партии будут буквально отгрызать проценты у ЕР, но кардинально ситуация не изменится. Монархические настроения народа сохраняться. «Единая Россия» потеряет лишь небольшой процент сторонников, но за счёт одномандатников-единороссов количество мест в краевом парламенте, я думаю, партии власти сохранить удастся. Из непарламентских партий в Пермском крае, с небольшой долей вероятности, место в ЗС удастся получить «Родине», у других «микропартий» шансов нет.

Прогнозы относительно выборов губернатора. Учитывая сегодняшнюю политическую ситуацию, назначат ли выборы на 2016-й или дадут Басаргину переизбраться в 2017-ом, по окончании срока его полномочий?

— Если в Кремле есть люди, которые размышляют о внутренней политике и будущем нашего региона, то менять губернатора надо уже в 2015 году, прочие варианты делают политическую ситуацию хронически неуправляемой. Экономическая ситуация ухудшается, а полное отсутствие политических балансов создаёт чудовищные риски для управления регионом. В то же время я допускаю, что Сирия, Донецк и Америка превратились для Кремля в навязчивый объект желания, ради которого можно пожертвовать любой прагматикой. Мне кажется, что в последние полтора года ситуация в регионах крайне мало волнует высшее руководство страны.

Может ли Басаргин оказаться в числе кандидатов, если губернаторские выборы назначат на 2016 год?

— В нашей стране всё может быть.

Какую роль на выборах всех уровней будет играть ОНФ?

— ОНФ — имитация политического лифта и удобная ширма для политиков. При этом у организации нет идеологии, нет структуры, нет практической деятельности. Этой эфемерной структурой между тем воспользуются многие кандидаты. Полагаю, что под маркой ОНФ выберется примерно треть от общего числа депутатов.

Какими эпитетами вы бы охарактеризовали выборную кампанию 2016 года?

— Конкурентная, очень дорогая, неопределённая.