X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
16 октября 2018

«Искусство сделать избирателя»: кто она — Галатея предвыборной России

Фото: Из личного архива Дмитрия Москвина

16 апреля Музей советского наива открывает выставку «Искусство сделать избирателя», посвящённую истории предвыборной агитации в Пермском крае и Свердловской области с 90-х годов до наших дней.

О содержании, целях и каждом слове в названии выставки рассказывает один из её кураторов Дмитрий Москвин, кандидат политических наук, руководитель образовательной программы Уральского филиала Государственного центра современного искусства.

Дмитрий, предвыборные технологии — это искусство?

— Выборы — это всегда наука и искусство. Причём неважно в каком политическом контексте они проходят. Даже если кажется, что результат известен заранее, всё равно требуется спектакль, актёры, создание интриги, разогрев публики. Если же выборы конкурентные и открытые, то всё это возникает само собой. Политтехнологи — люди достаточно тщеславные, свою работу они рассматривают как творческий процесс.

«Сделать» избирателя — в каком смысле: слепить, сломить?

— Анализируя выборные кампании с их внешней стороны, мы обнаружили, что все технологии направлены на конструирование образа избирателя. Предвыборные штабы как коллективный Пигмалион лепят скульптуру Галатеи, чтобы она полюбила кандидата ровно на один день — день выборов. А потом, как говорится, дело сделано, никто никому ничего не обещал.

Фото: Пресс-служба Музея советского наива

Избиратель. Какой он в Перми и Екатеринбурге, если его можно сделать?

— Уральский избиратель получается девушкой весьма своеобразной — болезненной престарелой любительницей копаться в огороде и молиться по праздникам. Впрочем, иногда бывают и более совершенные творения — кулинары, способные из всего, что есть под рукой, слепить блюдо к праздничному столу. Избиратель зависит от креатива кандидатов.

Как менялись подходы к агитации на протяжении последних 25 лет? Можно ли выявить некие характерные этапы развития этого «искусства»?

— Четверть века назад в России не было политтехнологов и даже специализированной литературы по выборам. Штабы работали по наитию, поэтому образцы предвыборной агитации и применяемых приёмов поражают разнообразием и творческим подходом. В штабах могли работать настоящие художники и поэты. Например, в Екатеринбурге в выборах середины 1990-х активно трудились Александр Шабуров (сейчас мега-креативная группа «Синие носы») и Арсений Сергеев, хорошо известный пермякам. Слоганы для предвыборной кампании губернатора Эдуарда Росселя предлагал известный поэт Роман Тягунов. На службу выборам привлекались театральные режиссёры, снимались фильмы и делались анимационные передачи. Это был период искреннего креатива. Выбор как символ свободы, в том числе полной свободы самовысказывания. Однако после выборов Президента России в 1996 году эта тенденция начала стремительно ослабевать. На смену стихийному творчеству пришли рациональные технологии. Художников вытеснили дизайнеры. Расчёт вытеснил любой человечный подход к избирателю.

Фото: Пресс-служба музея советского наива

Насколько выгодно (или не очень) отличается уральское «искусство делать избирателя» в провинции?

— Я бы остерёгся говорить об «уральском искусстве» в предвыборных технологиях. Да, здесь были яркие изобретательные политтехнологи и политики. Часть из этих людей работает и сейчас. Только вот творчества и искусства всё меньше.

Фото: Пресс-служба Музея советского наива

Есть ли какие-то особенности у пермского «искусства делать избирателя» в отличие от екатеринбуржского?

— Мне показалось, что в Перми достаточно быстро выработались правила и шаблоны, за рамки которых кандидаты не стремились выходить. Но и в Екатеринбурге, и в Перми были совершенно неожиданные ходы. К примеру, аптечка избирателя в конце 2000-х годов, появлявшаяся в разных избирательных округах Пермского края. Или попытка наладить выпуск настоящих ваз с символикой кандидатов. В Екатеринбурге избиратель больше ценит интригу, выборы каждый раз — настоящая схватка, результат которой не определён. Можно вспомнить победу Ройзмана в 2013 году на мэрских выборах.

Автор плаката — известный художник стрит-арта Тимофей Радя Фото: Пресс-служба Музея советского наива

Что должен в итоге узнать и прочувствовать посетитель выставки?

— Выставка показывает, как менялся язык выборов на протяжении четверти века, как выборы превратились в рутину с ожидаемой клоунадой, раздачей подарков и пустыми обещаниями. Очень хотелось бы подумать вместе со зрителями, как вернуть доверие к выборам. Как изменить их эстетику и дизайн? Хватит превращать избирателя в послушно следующее за морковкой стадо. Каждый избиратель — это самодостаточная личность, требующая более гуманных и индивидуальных подходов.