X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Михаил Белоусов

Павел Леонов. Художник не от мира сего

Выставка «Последний романтик Страны Советов», посвящённая творчеству художника Павла Леонова, открылась 26 мая в Музее советского наива в рамках Дягилевского фестиваля. Посетить выставку можно до 27 июня.

О творчестве, непростой жизни и чудачествах Павла Леонова рассказала куратор выставки, искусствовед Ольга Дьяконицына.

Фото: Михаил Белоусов

Почему выставка называется «Последний романтик Страны Советов»?

— Творчество Павла Петровича Леонова полностью принадлежит XX веку и именно периоду Советского Союза. Романтические идеи, которые были связаны с построением нового свободного счастливого государства, запечатлены в его работах. Павел Петрович настолько поверил в это чудо, что, не замечая ни перестройки, ни каких-либо других перемен, продолжал писать мечту человечества и после перестройки, отдаваясь ей, как Кампанелла «Городу солнца». Надо сказать, что в 1990 году Павлу Петровичу было 70 лет. Этот человек прожил достаточно большую и трудную жизнь и от своих убеждений, сложившихся в течение жизни, отступать не хотел. Поэтому его работы — это своего рода последнее романтическое слово. Непонятно, почему он не хотел видеть реальную жизнь. Наверное, она была для него очень жестокой...

Вы сказали, что жизнь у художника была трудная. А с чем связаны эти трудности?

— Родился Павел Петрович в 1920 году в одной деревне Орловской области. Начало века (20-е, 30-е годы) — это было довольно сложное и тяжёлое время для страны. Поэтому, когда художник окончил семилетнюю школу, он хотел бежать из своей деревни куда глаза глядят. Ему казалось, что в городе люди по-другому живут, что он сможет найти там своё место, стать полноправным членом нового общества, вместе со всеми строить новый мир. Но в результате около 50 лет он искал себе место в жизни. Объездил всю страну: был и на Камчатке, и на Дальнем Востоке, и в Сибири, в Казахстане, Узбекистане, Грузии.

Специальности у Павла Петровича не было. Работал он простым рабочим — на стройках, заводах. Денег очень мало получал, жил в общежитии. Вся жизнь его прошла в скитаниях. И только в 1975 году, когда ему исполнилось 55 лет, он решил осесть. Купил дом в Ивановской области, в достаточно отдалённой деревне. Привёл этот дом в порядок, чтобы в нём можно было жить, женился на женщине из соседней деревни. Она, как и Леонов, была чудаковатая, намного моложе его: хозяйство не вела, ничего не делала, да и не умела. Когда я его спросила: «Павел Петрович, зачем вам такая жена?». Он, видимо, истосковавшись по человеку, с которым можно близко быть, ответил: «Ну... В доме я всё и сам могу делать, зато у меня есть жена».

Судьба у этого человека, конечно, была тяжёлой: денег не было, жили впроголодь. Спасало его то, что он был невероятный фантазёр. То есть он жил не тем, что у него есть в реальности, а тем, что могло бы быть. Из-за бесконечного правдоискательства он трижды сидел в тюрьме. При этом каким правдоискателем и романтиком был, таким и остался.

А с чего началось творчество художника?

— Ещё в юности Павел Петрович рисовал, хотел стать художником. Ему казалось, что художник — это человек не от мира сего, что художник может легко выйти из реальности. Но жизнь распорядилась так, что Леонов не мог заниматься творчеством. Однажды — было это в 60-х — он узнал, что в Москве существует такое учебное заведение, в котором учат всех. И принимают туда без экзаменов. Это Московский заочный университет искусств (ЗНУИ). Надо сказать, что Павлу Петровичу повезло, поскольку он попал к очень талантливому учителю, который сразу увидел, что Леонов — человек очень необычный, которому не нужно учиться реальной живописи, не следует прививать никакого академизма, никаких правильных художественных решений. И учитель стал ориентировать своего ученика на фантазии. Леонов начал придумывать какие-то свои сюжеты. Его любимый сюжет — о русских людях в Африке, которые всех спасают, всем помогают... Такая пропаганда была в советское время, и Леонов верил в это.

Обучение в университете искусств доставляло Павлу Петровичу большую радость, но когда закончилась учёба, писать картины он перестал — времени на живопись не было. Да и работ с него никто больше не требовал.

Как вы познакомились с Павлом Петровичем?

— Благодаря работам, которые остались в ЗНУИ, мы узнали об этом удивительном человеке. Университет искусств довольно часто участвовал в выставках, демонстрируя там работы наиболее талантливых учеников.

Для себя я открыла Леонова в конце 70-х. В «Манеже» была выставка, которая называлась «Слава труду», на ней были представлены самодеятельные авторы, в том числе Леонов. Тогда я и отметила этого удивительного художника, потому что он совершенно не вписывался ни в какие идеологические рамки того времени.

О нём ещё никто ничего не знал. Неизвестно было и его место жительство, потому что Леонов кочевал из города в город. Найти художника было невозможно. Я нашла его совершенно случайно в 1990 году, когда была в командировке в Ивановском художественном музее. Сотрудники музея сказали мне: «Мы нашли одного художника, он нас уверял, что очень известный. Мы поехали посмотреть его работы, а увидели какие-то каляки-маляки, поэтому работы его не взяли. Но чудной ужасно!».

Я взяла адрес его деревни, приехала в Москву и написала Леонову письмо, в котором просила о встрече. Леонов мне ответил. Мы встретились и договорились, что я буду платить ему за картины. И за год у меня накопилось довольно много его работ.

С этого времени начинается расцвет творчества Леонова?

— Да. В девяностые годы в Москве довольно активно стали открываться частные галереи, тогда открылась и галерея «Дар». На открытии «Дара» хотели выставить что-то новое, свежее. Я предложила Леонова. После того как выставка с работами Леонова открылась, к нему поехали художники, коллекционеры. И с 1992 года Павел Леонов (хотя ему уже было 72 года) очень много работал. Ему нравилось быть востребованным. Несмотря на то что в семье появились деньги, быт не поменялся: каким убогим был, таким и остался. Леонов помогал родственникам: сестре корову купил, сыну — дом в районном центре.

В 1994 году нас, искусствоведов, которые занимаются наивным искусством, выпустили за границу — в Братиславу. На конференции я показала слайд-фильм с работами Леонова. Когда специалисты увидели его картины, они были поражены образной структурой, сюжетами и композицией его произведений. Словацкие коллеги меня спрашивали: «Почему же вы не привезли художника? Привозите, мы ему Гран-при дадим». В 1997 году мы привезли Павла Петровича в Братиславу, а в 2000 году там прошла его персональная выставка. После этого его стали очень активно покупать в Германии, Голландии, Франции, Польше. Самое удивительное, что художник относился к своей известности совершенно спокойно, без пафоса.

В 2005 году в московском Музее наивного искусства к 85-летию Павла Леонова прошла его персональная выставка. Когда я приехала к художнику в том же году, он уже не писал — здоровье сдавало, зрение ухудшалось. А в 2011 году Павла Петровича не стало.

В чём уникальность стиля Павла Леонова?

— Его почерк достаточно живописный, в основном Павел Петрович работал пятном, силуэтом, в его картинах есть говорящие детали. Если он разворачивает сюжет, то пишет его как по строчкам. Иногда ему хочется сюжет развернуть подробно, поэтому он тонко и точно пишет ситуации. А что касается фигур, они у него очень декоративные, пластичные, обобщённые. Леонову важно создать образ, причём образ праздничный, радостный.

Павел Леонов — это художник, который заставляет людей удивляться — даже тех, кто далёк от искусства, потому что его живопись, с одной стороны, доступная, а с другой — неожиданная.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь