X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
20 сентября 2019
Фото: Пресс-служба Музея советского наива

Владимир Селезнёв: Главное наследие, которое нам оставил БУКашкин, — приглашение к творчеству

Впервые в Перми представлен проект параллельной программы третьей Уральской индустриальной биеннале современного искусства (Екатеринбург). Эта выставка современных художников — посвящение творчеству Евгения Михайловича Малахина, более известного как старик БУКашкин. Открытие состоится 2 сентября в 18:30 в Музее советского наива. Выставка пройдёт при поддержке Фонда «Новая коллекция».

Об актуальности творчества БУКашкина в наше время, о многогранности личности Евгения Малахина и о продолжении его начинаний в современном искусстве рассказывает один из создателей выставки «И жизнь прожил, и жив ишо. Трибьют БУКашкину», куратор Уральского филиала Государственного центра современного искусства, художник Владимир Селезнёв.

В чём, на ваш взгляд, актуальность творчества БУКашкина сегодня?

— Феномен старика БУКашкина появился в 1980-е годы, в неоднозначное для нашей страны время, когда происходил исторический перелом — эпоха перестройки и то, что последовало за ней. Мне кажется, сегодня мы переживаем нечто похожее. И в нашем неспокойном обществе катастрофически не хватает столь же яркой и экстравагантной фигуры, как старик БУКашкин: фигуры-легенды, разряжающей напряжённые настроения в обществе, доводящей происходящее до абсурда, дающей эмоциональный всплеск и творческий подъём. Известно, что старик БУКашкин, как народный художник, вовлекал на свою творческую орбиту множество самых разных людей. Он основал художественно-музыкальное общество «Картинник», членом которого мог стать каждый. Благодаря встрече с БУКашкиным жизнь многих менялась, причём в лучшую, светлую сторону. Рассказам о таких встречах посвящена книга Александра Шабурова «Б. У. Кашкин. Жизнь и творчество уральского панк-скомороха».

Фото: Пресс-служба Музея советского наива

Почему вы решили организовать этот проект как выставку-трибьют?

— В некотором смысле меня можно назвать почвенником в современном искусстве, поскольку я интересуюсь сохранением того, что мы уже имеем. Мы не должны забывать тех, кто был до нас. Новое поколение художников сегодня заново открывает современные арт-практики. На самом деле многие из этих практик давно применялись в искусстве, в том числе БУКашкиным. Нельзя сказать, что он забытый автор. Его имя уже давно стало брендом Свердловска-Екатеринбурга. Благодаря его уличным выступлениям и бурной многоплановой деятельности в конце 80-х — начале 90-х годов с его творчеством знакомы не только жители столицы Урала. Об этом отчасти свидетельствует и наша выставка, на которой представлены работы художников из Германии, США, Москвы, Петербурга, Перми и других городов.

Кроме того, я работаю в ГЦСИ, одна из стратегий центра — актуализировать творчество художников и арт-групп Уральского региона. В этом году отмечается печальная дата — 10 лет со дня смерти Евгения Михайловича Малахина. Мы решили проанализировать, насколько его творчество остаётся ориентиром для других современных художников. Поэтому придумали проект-посвящение БУКашкину. На этой выставке нет работ самого старика БУКашкина. Зрители увидят здесь произведения художников, которые, на мой взгляд, так или иначе соприкасаются с творчеством Евгения Малахина.

Насколько масштабной будет выставка?

— В выставке участвует более 20 авторов. Нужно сказать, что в Екатеринбурге проект был показан в мае. Участников было ещё больше, потому что выставку дополняла перформативная музыкальная программа. Это была реконструкция перформанса «Передвижной оркестр майора Брауна». Эта группа выступала в свердловском рок-клубе параллельно с членами общества «Картинник» в конце 1980-х годов.

Экспозиция состоит из двух частей. Первая — произведения современных художников. Вторая часть посвящена жизни Евгения Малахина. Специально для этого проекта мы собирали материалы, документы, записывали видеоинтервью с коллегами Малахина, чтобы познакомить зрителей с его личностью, показать, каким был этот человек в реальной жизни. Один из коллег Малахина, Александр Усенко, рассказал, например, что под влиянием Евгения Михайловича стал заниматься фотографией, позже даже учился в изостудии. А начинал с того, что помогал Малахину печатать его снимки. Освоив фотографию, втянулся и начал создавать свои работы. Александр Усенко занимается фотографией всю жизнь. Таких примеров много. Обычные люди становились художниками после встречи с БУКашкиным.

А среди художников, чьи работы будут представлены на выставке, есть те, чей жизненный опыт схож с опытом Малахина?

— Некоторые работы для этого проекта мы выбрали именно из-за схожести биографий художников с биографией Евгения Михайловича. Например, вы увидите скульптуру «Коза, сидящая на пеньке и читающая сказку „Волк и семеро козлят“». Сделал эту работу пенсионер, который живёт в деревне Висим под Нижним Тагилом. Автор скульптуры всю жизнь проработал на Нижнетагильском металлургическом комбинате. Выйдя на пенсию и купив дом в деревне, он начал заниматься скульптурой, обработкой дерева, живописью. Он стал художником, только выйдя на пенсию, как и Евгений Малахин.

Одна из целей выставки — рассказать о самом Б. У. Кашкине?

— Многие из тех, кто слышал о Старике БУКашкине, не знают его биографию и думают, что он действительно всю жизнь был «народным дворником России», что он дворником и родился. Для более широкой аудитории БУКашкин не просто дворник, а городской сумасшедший, юродивый. Так он воспринимался людьми, когда начал проводить свои уличные выступления. Вспомните, ведь в середине 80-х никто на улицах балаганы не устраивал. То, что делал БУКашкин, было, мягко говоря, довольно необычным явлением.

А на самом деле он был вполне социализированный человек, состоявшийся не только в творчестве?

— Евгений Михайлович Малахин окончил университет, получил диплом инженера-энергетика. Всю жизнь проработал на предприятии УралОРГРЭС. Был очень уважаемым человеком среди коллег. У него была семья: жена, дети, внуки. Из своей дворницкой-мастерской он каждый вечер уходил ночевать домой, а не жил там, как многие думали. Сын Евгения Михайловича приходил к нам в ГЦСИ на презентацию книги о его отце и на выставку. Он тогда был тронут тем, что его отца помнят, что делаются подобные выставки-посвящения. Кстати, больше всех ему понравилась работа пермских художников. В ней сын Малахина заметил абсолютное попадание в дух творчества отца. Потому что в работе пермяков есть аспект мифологизации образа БУКашкина. Он любил придумывать мифы о своей персоне. Работа, которую, надеюсь, вы увидите на выставке, стала продолжением этих мифов, придуманных БУКашкиным о самом себе.

У Малахина было несколько ипостасей: инженер, философ, художник слова, фотограф, стрит-артист, народный дворник России, панк-скоморох. Как вы воспринимаете его неоднозначную фигуру? Умение вдохновлять других людей, вовлекать их в творческий процесс — именно в этом был особенный талант БУКашкина?

— На мой взгляд, в том и заключается талант художника — вдохновлять других людей. Я однозначно воспринимаю Евгения Малахина как художника. В понимании искусства таким, какое оно есть сегодня, художник — это не тот, кто владеет кисточкой и наносит ею краску на холст. Художник — тот, кто рождает новые смыслы. БУКашкин сам повторял, что для него искусство — это не материальный объект, но акт коммуникации. Искусство служит тому, чтобы соединять людей, вовлекать их в творческую деятельность. Мне кажется, это самое важное в понимании творчества БУКашкина.

Один из его друзей и коллег, художник Владимир Жуков (сейчас ему уже больше 80 лет, и он до сих пор работает как художник), рассказывал нам о том периоде, когда он жил в мастерской Малахина. Он выразил сожаление, что БУКашкина понесло в сторону скоморошества. Хотя во многом благодаря именно этому он стал популярной фигурой. По мнению Жукова, если бы БУКашкин не скоморошествовал, он смог бы совершить интеллектуальный прорыв в искусстве. Условно говоря, создать новый «Чёрный квадрат» или что-то такое, что стало бы открытием, дало толчок для развития нового направления в искусстве. Но история не имеет сослагательного наклонения. Поэтому мы никогда не узнаем, могло ли это свершиться. Что, впрочем, никоим образом не умаляет значимость фигуры БУКашкина.

Произведения каких художников мы увидим на выставке?

— Не все авторы, представленные на этой выставке, известны широкой публике. Есть достаточно известные. Например, Лиза Морозова (Москва). одна из лидеров российского перформанса, теоретик современного искусства, кроме того она преподаёт в собственной студии перформанса. Будут работы группы «Синие носы». В нашем проекте участвует поэт Владимир Горохов. Он прославился в интернете короткими видеороликами, в которых читает свои стихи. Есть уральские художники, в том числе из Перми — молодая группа, которая называет себя Творческое объединение «Велосипед». Представит свои работы и художница из США Ирина Данилова, а также группа художников из Германии. Как я уже говорил, БУКашкина знают и любят не только в Екатеринбурге.

Пермский поэт и музыкант Евгений Чичерин участвовал в обществе «Картинник». Представлена ли каким-то образом эта дружба со стариком БУКашкиным на выставке?

— Существует фотография, где Евгений Чичерин находится в подвальчике рядом с Букашкиным. На выставке будет видеозапись выступления БУКашкина в Свердловском рок-клубе в 1988 году. И на этом видео запечатлён также Евгений Чичерин. Разве что вот так только документально отражены их взаимоотношения. Но известно, что «Картинник» неоднократно выступал в Перми.

По каким творческим критериям вы выбирали работы для выставки-посвящения Б. У. Кашкину?

— Отбор был, прямо скажем, не жёсткий, потому что БУКашкин — фигура, которая способна вместить в себя любое самобытное творчество. Его творчество разнообразно. И мы исходили из следующих соображений: если художник считает, что его работа каким-то образом связана с именем БУКашкина, или он наследует творческие принципы БУКашкина, то мы не отказывали ему в экспонировании.

Как сами художники объясняют свою преемственность творчеству БУКашкина?

— Среди участников выставки есть молодые художники в возрасте от 20 до 25 лет из Нижнего Тагила. Они, конечно, слышали про БУКашкина, но не могли быть с ним лично знакомы и не могли видеть росписи стен и мусорных баков, сделанных им. Но у себя в городе они делают практически всё то же, что делал БУКашкин: работают как стрит-артисты, рисуют, проводят перформансы, работают с мусорной эстетикой. Нужно напомнить, что в 80-е годы ещё не существовало термина «стрит-артист». Но именно БУКашкин стал родоначальником свердловского стрит-арта. Он первый человек, который стал делать искусство на улице, в публичном пространстве.

Что такое мусорная эстетика?

— Это важный аспект деятельности БУКашкина. Он разработал «Теорию помойки», согласно которой для создания произведений современного искусства можно и нужно применять любые материалы, включая мусор. Не просто дешёвые материалы, а буквально всё то, что лежит под ногами и никому не нужно. Сегодня это стало модной тенденцией во всём мире. Художники берут ненужные вещи, отслужившие свой век, и делают из них арт-объекты. Они вдыхают в эти вещи новые смыслы. Видя такое произведение, ты перестаёшь относиться к этим предметам как к мусору.

Как вы считаете, по каким приметам человек, не слишком глубоко посвящённый в темы современного искусства и стрит-арта, может отличить настоящие прорывы в творчестве от шарлатанства?

— вы же знаете, что и Малевича называли шарлатаном. Как убедить людей в том, что это искусство, я не знаю. На самом деле это вещи субъективные. Если у человека открытый взгляд и любящее сердце, он сам поймёт и оценит. С теми же, кто не может уйти от догм и шаблонов в сознании, бесполезно обсуждать тему современного искусства. Произведения БУКашкина весёлые и искренние, их лучше не понимать, а чувствовать. То же самое можно сказать и об экспонатах нашего проекта.

А вообще... Главное, на мой взгляд, что несёт нам творчество БУКашкина, — это послание: и ты так можешь! Это приглашение к творчеству. И мне кажется, что итогом выставки станет рождение одного, двух, трёх, десяти и более художников — людей, решившихся выплеснуть своё творчество в мир. А в какой форме они это сделают — решение за творцами.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь