X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
09 декабря 2019
Фото: Профиль в Facebook
180статей

Город как территория для жизни, самореализации и взаимодействия жителей. Пространство и смыслы.

Александр Марков: Пермь перестала чувствовать себя провинцией

2 и 3 ноября в музее PERMM известный российский теоретик философии и искусства Александр Марков прочитал курс лекций об искусстве.

Лекции сопровождались аншлагом. Оба дня сидячие места отсутствовали. Нам удалось задать московскому гостю свои вопросы.

— Впервые ли вы в Перми и как вам город?

— В Перми я уже в пятый раз. Впервые побывал здесь два года назад, когда принимал участие в философских встречах, подготовленных магазином «Пиотровский» совместно с Пермским классическим университетом и Пермским филиалом «Вышки». Кроме того, я приезжал на конференции. Поэтому Пермь для меня знакомый город.

— Вчера и сегодня на ваших лекциях — аншлаг. Ожидали ли вы такой заинтересованности со стороны слушателей?

— Пермь меняется... Мне кажется, что изменения одного города всегда связаны с изменениями всех городов. Конечно же, всякому городу сейчас приходится быть серьёзнее, мобилизовывать во многом свои силы, решать множество проблем, в том числе и инфраструктурных... Это заметно. А ещё видно, что всем нашим городам, в том числе и Перми, не хватает праздников. Возможность устроить не просто уличный фестиваль,а научный праздник, конечно, подкупает очень сильно.

Фото: facebook.com/lucy.petitor

У Перми есть преимущество: здесь несколько центров притяжения. Это и университет, и книжный магазин «Пиотровский», и Пермский музей современного искусства PERMM... Есть города, в которых только один центр притяжения. Я знаю города, где, например, есть только университет, а книжной торговли почти нет. Или наоборот — есть книжные площадки, а вуз очень слабый. Пермь имеет преимущество в том, что на её территории эти площадки могут объединяться, сотрудничать и создавать эффект этакого «бродячего» гуманитарного университета, который и становится настоящим центром притяжения.

Я знаю, что именно в таких городах, как Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Томск, Екатеринбург и Пермь, где есть и сильный университет, и сильная книготорговля, и площадки современного искусства... что именно в таких городах и становятся возможными различные культурные проекты. А сужу я по тому, как появляются сейчас столицы современной поэзии, современной литературы, современного искусства — без университета этого сделать невозможно. Хотя, казалось бы, поэты могут читать где угодно. И выставку можно провести где угодно. Но пока не пришёл профессор университета, всё это выглядит небольшим кружком друзей, а не серьёзным городским мероприятием.

— Кстати, успели ли вы познакомиться с экспозициями нашего музея, с новым его пространством?

— Пространство музея мне нравится, оно достаточно гибкое. Оно трансформируемое! Оно действительно такое. В нём можно разместить арт-объекты. И сделать это довольно удачно. Хотя, конечно, нужно подумать, насколько это пространство нуждается ещё в дополнительной адаптации для, например, проведения перформансов или каких-либо театральных действий. Сама экспозиция очень ценна, потому что этот музей ещё и во многих смыслах образовательный и иллюстрирующий, показывающий не только достижения современного искусства, но и то, что можно использовать в преподавательской деятельности, демонстрируя разные методы и подходы современных художников.

— Успели прогуляться по Перми? Какие места в городе любите?

— Приезжая, я всегда гуляю по Перми — по центру, по «Зелёной линии». Если у меня много времени, иду по Комсомольскому проспекту, гуляю по «сталинской» Перми, которая, с одной стороны, конечно, весьма страшная, если вспоминать историю этих мест в период культа личности. Но с другой — все те элементы абсурда, стрит-арта, что там встречается, попытки устроить в этом районе непафосные кафе, отличающиеся от кафе городского центра... Они просто замечательны.

А центр? Он, как всегда, купеческий. В чём-то пафосный. В чём-то, наоборот: выглядит очень заброшенным. Но он достаточно живой. Единственное, что хочу сказать: можно было бы те культурные объекты, которые не очень заметны со стороны улицы Ленина (например, магазин «Пиотровский»), усилить дополнительными штендерами для привлечения внимания. Чтобы все знали: там именно книги, а не очередное кафе. Или, например, есть оперный театр, но он в парке. Как тому, кто только приехал, увидеть с улицы Ленина, что именно там находится это знаменитое здание?

То есть в Перми многое спрятано, замаскировано. Чтобы узнать об этом, нужно поговорить с пермяком или посмотреть путеводитель по «Зелёной линии».

— Прошло два года. Что, на ваш взгляд, изменилось в Перми?

— Когда я был здесь в первый раз, гельмановский проект ещё был официальным. И «красные человечки» ещё стояли на своих местах. И Пермь воспринималась действительно как несколько странный локус (место — лат.). Потому что это была попытка создать столицу в провинции: город, который должен обладать идеальным столичным и идеальным провинциальным локусом...

— И нам, пермякам, это уже кажется вполне нормальным...

— Да, этот проект во многом удался, потому что Пермь вдруг перестала чувствовать себя провинцией, побеждённой Екатеринбургом. Пермь, которая в старорежимное время была центром всего Урала, в советский период уступила Екатеринбургу. Екатеринбург стал промышленным центром. Но потом Пермь становится культурной столицей! Во время гельмановского проекта город в некотором смысле вернул себе «столичность». Пермяки вновь стали не просто жителями одного из провинциальных городов, они стали жителями столицы Урала, хотя бы в гуманитарном смысле.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь