X

Подкасты

Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Из личного архива Руслана Федотова
2статьи

Пишем о самых интересных событиях и людях пермского фестиваля документального кино.

«Иногда не хочешь быть свидетелем реальности». Режиссёр Руслан Федотов о том, почему камера для документалиста — это защита

У Рады нет дома, работы и планов на жизнь. Но она счастлива. Документальный фильм про бездомную Раду снял белорусский режиссёр Руслан Федотов. На «Флаэртиане» картина «Песни для Кита» получила специальное упоминание жюри. Интернет-журнал «Звезда» поговорил с режиссёром о том, что происходит с человеком и реальностью, когда смотришь на них через камеру.

Сколько вам лет?

— Мне 30.

Что значит возраст для документалиста?

— Когда ты молод, меньше боишься, думаешь и переживаешь. У тебя больше возможностей попадать куда-то, куда ты не попадёшь, когда тебе уже 40. С одной стороны, возраст будто не влияет, а с другой — чем взрослее и осознаннее, тем более разноуровневое кино ты делаешь. Но бывает, что и 25-летние делают «очень взрослые» вещи.

Можно сказать, «взрослое кино» — более осознанное. Но в доке возраст вообще не проблема. Кроме того, что, действительно, до 35 или 40 за крайними исключениями некоторые темы закрыты. Например, ты на равных с детьми уже не можешь быть, нет такого взаимопонимания. Или что-то можно делать, не боясь совершенно, потому что нет ещё такой ответственности что ли.

У Марины Разбежкиной (российский сценарист и кинорежиссёр, — прим. ред.) есть ученица (Дина Баринова — прим. ред.), которая сделала свою школу документального кино. Там кино подростки снимают. И они совершенно другое приносят. Возраст — не равно опыт, просто взрослый человек не будет такое и так снимать. С другой стороны, вы знаете того, кто в 17 лет документальное кино снял? Я мало таких людей знаю.

Кадр из фильма «Песни для Кита» Руслана Федотова

К чему поменялось отношение после того, как начал изучать это через документальное кино?

— Жизнь — просто временная путёвка в неизведанное, что очень хочется изучить, через себя пропустить... Когда снимаешь, каждый раз узнаёшь что-то о себе. Почему ты так делаешь? Как ты можешь это сказать, как ты на это смотришь? Сам процесс съёмки для меня намного сильнее, чем то, что в итоге получается.

Вот как в общении. Можно увидеть человека, понять, что он тебе неприятен, взгляды совсем не сходятся — и ты можешь спорить с ним, а можешь слиться и не разговаривать, подумать: «Ой, всё». А когда ты снимаешь этого человека, даже если он тебе не нравится, ты пытаешься разобраться — почему? И мне это очень важно.

Я стараюсь над собой так работать, чтобы подумать, что во мне до этого однозначно вызывало «нет»: «Ага, это челлендж — почему я не могу с ним общаться? Что у него так? Что со мной не так?»

Кадр из фильма «Песни для Кита» Руслана Федотова

Однажды в Питер приехала моя героиня, которую я снимал в «Песни для Кита». И мы уже без камеры живём с ней в одной комнате, гуляем по Петербургу, я её вожу на документальные фильмы, на которых ей скучно сидеть... И без камеры все это совсем другая история. Это оказалось очень сложно. Теперь я понимаю, что вряд ли смог бы с ней так тусоваться на улице, если бы не снимал её. Ведь весь год так и было. Ничего не изменилось за это время. Как она себя вела, так и ведёт. Но без камеры её уже по-другому видишь. И тут я становлюсь для неё совсем другим, чем когда с камерой. Таким папой, или каким-то непонятным, плохим очень отцом (смеётся). Потому что вообще не понимаю, как совладать с этим всем, что в ней есть. И вот это важно, само общение. Даже контакт с героем во время съёмок даёт много ответов на вопросы. Потому что каждый раз, когда снимаешь, очень много узнаёшь и о себе.

Переход к методу Разбежкиной (Марина Разбежкина создала одну из самых известных школ документального кино в России, — прим. ред.) связан с тем, что хочется сократить пробел в реальности?

— Не было такого опыта, когда ты не про кино думаешь — как это сделать, а пытаешься понять, быть соучастником, быть с героем, постоянно понимать эту дистанцию, что-то с ним делать... Вот я попробовал («Песни для Кита», — прим. ред) и, думаю, очень здорово. А теперь нужно ещё что-то.

Как ты стал заниматься документальным кино?

— Я родился в провинции Беларуси, мне видеокамеру подарили маленькую лет в 15-16. И я два года снимал просто всё, что происходило у нас на улице. А на улице у нас в основном ходили всякие алкоголики, и эти сценки у магазина — просто всё, что с балкона можно было увидеть. Их взаимоотношения.

Меня всегда интересовали люди и ситуации, которые очень близки, потому что ты видел их, знаешь их, жил среди такого простого чего-то. Но при этом те, от которых будоражит, потому что понимаешь, что это человек простой совершенно, тебе легко его понять, легко с ним говорить, там нет ничего заумного, нет ничего странного, не нужно ничего выуживать или додумывать за него, он просто раздаёт энергию. Всегда к таким тянет. Которые просто делают что-то такое невероятное, и удивляет, что в простом так много человеческого. Такие всегда люди интересовали. Энергия, сила у этих людей такая огромная, что просто сводит с ума, и ты тянешься, чтобы понять — как они все это делают? Как так получается?

Но разве мексиканские протестанты в «Саламанке», твоем предыдущем фильме, — это жизнь рядом?

— Для нас это была очень крутая среда: как камеру ни поставь — всё какое-то магическое. Как они выглядят, как живут, как одеваются, даже лица... И этот фильм же не про протестантов, а про выбор человека, который мог бы произойти где угодно. Даже в том же моём городе. Да и вообще, таких историй мы миллион знаем, когда люди просто сгорают за счёт того, что их окружение вот такое. Или там человек тяготеет к чему-то, а родители просто ничего не дают ему, ограничивают, ставят какие-то рамки, а человек потом всю жизнь мучается, что вдруг не запел в 15 лет, или не пошёл рисовать. Или папа хотел, чтобы он пошёл в армию, а он не хотел туда идти. То есть мы вообще об этом думали. Потому что ты вот родился там — и всё. Всё твоё будущее, оно как бы уже предопределено: восемь лет школы, жена из соседнего села, земля и бог — и всё. И больше ничего. И вот как это так?

Кадр из фильма «Саламанка» Руслана Федотова

А «снимать рядом» — это точно (смеётся). Оператору, конечно, чем больше ездить и видеть разного, тем лучше. А вот режиссёру, наверное, не нужно никуда ездить. Всё рядом. Нужно правильно искать или правильно находиться где-то. И оно тебя само найдёт.

Подождите, вы и режиссёр, и оператор —что тогда нужно?

— Я по-прежнему не понимаю (смеётся). У меня, видите, даже мышление такое, что я не могу как бы отключиться от камеры, смотреть на происходящее и давать кому-то указания. Тут либо полная синхронизация с человеком, как единый организм, который просто снимает, а ты ещё параллельно думаешь: что это, как это и почему всё это вот так? Но так пока не получалось.

Но ведь что-то меняется в зависимости от того, снимаешь всё один или вместе с оператором?

— Странно оператора использовать как инструмент. Я много раз был оператором, когда режиссёр говорит: «О, сними это!», а я не могу спрашивать зачем и снимаю. Понимаю, что это будет бесполезно, окажется в корзине. Одному лучше, чище взгляд. Если ты ошибаешься, то ошибаешься один. С Сашей (Кулак — сорежиссёр «Саламанки» — прим. ред.) у нас была суперсинхронизация, мы снимали об одном вдвоём. Идём, я заметил что-то и думаю — классно. Через две секунды она говорит: «О, это классно».

То, что ты переживаешь, находясь за камерой, можно назвать «одиночеством документалиста»?

— Это такая невероятная защита. С камерой можешь сделать больше чуть-чуть. В Перми я познакомился с латышкой, она круто сказала, что с камерой можно позволить себе что угодно: ты работаешь, как скульптор. Это инструмент, который помогает делать то, что по-другому нельзя. На примере моей героини могу сказать, что без камеры с ней очень тяжело было, я вскрывался. Она капризничает сильно, иногда мы начинали ругаться по бытовым вопросам, когда, казалось бы, всё должно быть ненапряжно. Будь я с камерой, сказал бы: «Ну, ок.» А без камеры это просто глупый конфликт. Не знаю, делает ли камера человека одиноким, но помогает во многих ситуациях.

Кадр из фильма «Саламанка» Руслана Федотова

В какой момент появилась потребность в такой защите?

— Нет, иногда камера даже не защита, просто срабатывает в разных ситуациях по-разному. На какие-то вещи в реальности не очень хочется смотреть, я всегда себя ловлю на мысли «ой, у меня тут маленький экранчик, я в него смотрю, как если бы я смотрел чужой фильм где-то» — это отстранение. Возможно, это слабая позиция: в конфликтной ситуации ты смотришь в экранчик. Почему все снимают с телефонов — ты не можешь и не хочешь иногда быть свидетелем реальности. И в такой момент фиксация помогает.

Не хочется быть свидетелем реальности?

— Не то чтобы не хочется. Ну, например, процессия похорон. С камерой ты занят делом. Включается что-то ещё в голове, и ты цепляешь реальность. Ну, это уже не реальность, плюс твой взгляд, и ты ищешь, за что зацепиться. И она с тобой, эта камера, и даёт немножко другой взгляд, освобождает от эмоций соучастника. Ты трансформируешь энергию в маленький экранчик.

Кадр из фильма «Саламанка» Руслана Федотова

До этого мы говорили про «взрослое кино». Что это вообще такое?

— Не знаю. Когда человеком двигают разноуровневые вещи. Он говорит, и ты думаешь — о, это второй уровень, а там уже пятый и ты летаешь-летаешь и понимаешь, как всё фундаментально. Тебя просто швыряет, сбивает ощущения. Ползёшь-ползёшь, потом — раз, и настолько заманивает в своё логово... И вот это взрослое кино. Которое не даёт просто переживания. Ещё говорят: «А Клеблеева видели фильм?» Ну я так слышу-слышу: «Король Лир» видели? Такое взрослое кино». Я потом выхожу и тоже спрашиваю: «Видели „Короля Лира“? Взрослое кино»? Иногда просто провоцирую. И все такие: «Ну да, можно так сказать». А что такое взрослое кино?

А мир, который ты снимаешь, взрослый?

— Он ещё небольшой. Ещё только приходят какие-то вещи, а потом думаешь: «Да не-е-е». У меня ещё бэкграунд очень слабенький. Только что-то интуитивное, и я долго сохранял детскость — интерес к происходящему, чему-то легкому. Тело стареет, а хочется остаться таким: меньше ответственности и больше лёгкого. Пока нелегко. А у Саши (Александра Кулак, вместе с которой он снимал картину «Саламанка» — прим. ред.) наоборот: «Я не хочу говорить про такое глобальное. Давай изи-изи, более смешное». Иногда я думаю, что я тоже такой. А сейчас начинаю меняться. А долго было наоборот — я мог убежать куда-то с детишками, ещё понимать что-то в их мире... (Открывает дверь, говорит с кем-то и закрывает, — прим. ред.). Ой, меня выгоняют. Я как Рада уже: «Не выгоняйте меня. Пять минут, ещё волосы докрашу». (Фраза героини фильма «Песни для Кита» Рады, которую она произносит, когда её выгоняют из общественного туалета, — ред).

***

  • Фестиваль документального кино «Флаэртиана-2018» проходил с 14 по 20 сентября. Ранее мы писали о его международной, национальной и студенческой программах.
  • Главный приз фестиваля получил фильм режиссёра Талал Дерки «Об отцах и сыновьях». По традиции фильм должен быть показан на церемонии закрытия «Флаэртианы». Однако, впервые его не показали. Якобы об этом попросило международное жюри фестиваля —чтобы не травмировать зрителей.

Новое на сайте

Пермская городская дума прекращает проведение заседаний с использованием Zoom из-за санкций

Полина Путякова

В Пермском крае зафиксированы завозные штаммы COVID-19. Ограничения продлены до 23 мая

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+