X

Новости

Вчера
2 дня назад
16 июля 2018

Полина Городилова. Путешественница

8статей

Совместный проект «Звезды» и «Живой библиотеки» о необычных людях в необычных ситуациях.

Фото: Тимур Абасов

Читать о кругосветных путешествиях и больших приключениях — любимейшее занятие в детстве для многих. В «Живой библиотеке» для детей тоже есть такая уникальная «книга» — Полина Городилова, объехавшая вместе с друзьями девять стран за полгода. Вояж превратился в социальный онлайн-проект.

Зачем отправляться в далёкое путешествие? Как себя мотивировать? В какой степени нужно знать иностранные языки, чтобы ездить по миру? С какими предубеждениями в общественном сознании может столкнуться путешественник за границей и в родном городе?

Восемь ног и кругосветка

— Мне с детства свойственна тяга к освоению новых мест. — Рассказывает Полина Городилова. — Я не играла в куклы. Как только у меня появлялась свобода и возможность передвижения, пусть даже в пределах двора, я уходила из дома и гуляла до позднего вечера. Мои родители — географы по образованию. Поэтому атлас мира был моей любимой книжкой с самого детства. Выбор высшего образования для меня сложился естественным путём — я пошла по стопам мамы и папы. Правда, моя специальность — эколог-природопользователь — в годы учёбы не предполагала никаких особых путешествий. После первого года работы я впервые заработала на путешествие и отправилась вместе с подругой в Европу. Но то путешествие, из-за которого меня пригласили участвовать в проекте «Живая библиотека» для детей 6-9 классов, — особенное. В 2013 году мы с друзьями отправились в кругосветное путешествие.

Но нам хотелось не просто ездить бесцельно по разным странам. Мы хотели реализовать какой-нибудь общественно-полезный проект. Мы — это молодая семейная пара, фотограф Ольга Сорокина и я. Все мечтали о длинном путешествии и понимали, что вместе веселее и безопаснее. Сначала мы придумали проекту название «Восемь ног» и решили, что будем вести блог о путешествии и выкладывать фото в интернет. В Москве, куда мы с подругой поехали зарабатывать деньги на путешествие, нас нашли ребята-рекламщики, готовые искать под наш проект спонсора. Отсюда началась история проекта. Позже мы познакомились с девушкой, которая специализировалась на стратегическом планировании бизнеса. Она помогла нам понять тему проекта и разработать его стратегию. Мы посмотрели друг на друга и поняли, что у нас есть четыре профессионала в разных областях: маркетолог, фотограф, географ и психолог. Команда, которой по силе осуществить серьёзный проект. Ведь это модно! Пусть он будет не только интересный, но и социально значимый. В конце концов решили, что будем рассказывать о том, как люди в разных странах мира ведут семейный бизнес. Разработали стратегию, маршрут, создали интернет-сайт и назвали проект «Семьи мира».

Фото: Тимур Абасов

Девять стран и Wi-Fi

Мы понимали, что легко приобрести известность, если выбрать скандальную тему. Например, рассказывать о проститутках. Чем больше чернухи, тем больший резонанс это почему-то вызывает. Но нам хотелось воплотить симпатичную идею, несущую в мир позитив, добро и созидательность.

Наше путешествие началось в Москве, откуда мы вылетели во Владивосток. И уже наземным транспортом переезжали из страны в страну. Карта маршрута выглядит так: Китай, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Малайзия, Индонезия — остров Бали, Филиппины, США, Мексика. Из Мексики вернулись снова в Москву.

Помню, как в начале путешествия я сказала ребятам: «Знаете, это безумно и невозможно: никто из нормальных семей не станет нам рассказывать, как они ведут бизнес! Как вы себе представляете это в такой консервативной стране, как, например, Китай? Как мы найдём такие семьи?». Друзья ответили мне: «Ничего, всё приложится, найдём». Так и случилось. Не было ни одной страны, где мы не нашли бы семью для нашего проекта. В некоторых местах откликались сразу несколько семей. Люди раскрывали свои секреты, рассказывали старые семейные истории и дико этому радовались.

Договариваться с семьями заранее было невозможно. Кому напишешь в Камбоджу, например? В странах Юго-Восточной Азии есть Wi-Fi, но люди там не сидят в интернете, потому что очень тяжело и много работают. Поэтому искать семьи приходилось на месте.

С каждой семьёй мы проводили около недели, расспрашивали о семейном бизнесе, традициях, укладе жизни, распределении обязанностей между членами семьи. Нас интересовало всё: от выбора отрасли для бизнеса до блюд, которые семья любит готовить.

Ежедневно мы выкладывали рассказы с фотографиями о наших передвижениях и открытиях на интернет-сайте и в социальных сетях. У проекта образовалась своя аудитория, с которой мы общались. А наиболее активным читателям даже отправляли посылки с подарками. Удивительно, но дешевле всего отправить посылку с Филиппин, хотя Филиппинские острова намного дальше от России, чем, к примеру, Китай.

В итоге почти со всеми участниками нашего проекта мы расставались почти друзьями. Многие нам говорили: «Боже, вы, русские, такие странные и классные! Откуда вы вообще взялись? Давайте, удачи!»

Пожалуй, только в Америке нам долгое время не удавалось найти семью. Поначалу, как и везде, мы объясняли людям, что это социальный проект, который мы делаем на свои деньги, при этом ничего не зарабатываем, а просто хотим узнать, как живут в разных странах. Американцы реагировали подозрительно: «Тут что-то не так».

Тогда мы немного схитрили и стали объяснять по-другому: мол, колледж заканчиваем, надо нам сделать проект один на всех, вот фотограф, вот маркетолог, вот писатель, вот психолог... Всё сразу наладилось, американцы увидели смысл ведения подобного проекта.

В каждой стране мы жили по 2-4 недели. Несколько дней уходило на то, чтобы осмотреться. Ещё несколько дней — на то, чтобы найти семью, готовую посвятить нас в свои дела. Неделю мы почти круглые сутки проводили с членами этой семьи, общались с ними. Ещё пару-тройку дней оставляли себе на доработку материалов и на отдых.

В итоге время путешествия распределилось примерно в такой пропорции: 70 % времени занимал проект, 30 % времени мы отдыхали.

Фото: Тимур Абасов

Клубника и музей игрушек

Первая семья, ведущая свой бизнес, нашлась в Китае, в промышленно-торговом городе Гуанчжоу, где шьют всю одежду этого мира. Нам пришлось довольно долго искать героев, пока я не обратилась к сервису каучсёрфинга. Отозвалась одна девушка. Оказалось, что она училась на дизайнера-модельера в Лондоне, а её семья шьёт обычную китайскую одежду по корейским лекалам. Отец этой девушки отказался с нами встречаться, аргументировав это так: «Извините меня, но я старый консервативный кантонец (Кантон — старое европейское название города Гуанчжоу на юге Китая. — Прим. ред.) и не готов ничего вам рассказывать. Но одобрю всё, что скажет моя дочь. Я ей доверяю».

А потом мы старались знакомиться и общаться со всеми членами семей разных поколений, в том числе и с детьми.

Одна из самых интересных семей нам встретилась в Малайзии. У них была клубничная ферма, производство джемов, а также семейное кафе.

Глава семейства много лет занимался строительством, пока в стране не случился кризис. Правительство начало активно развивать сельское хозяйство. Для этого были все ресурсы. И тогда строитель сменил квалификацию — стал выращивать клубнику по голландской технологии.

Из клубники эта семья варит джем, подаёт его в своём кафе и не только. Основные поставки идут в крупные сетевые магазины. Сын главы семейства показал нам всё производство, рассказал о технологиях и угостил клубникой, а также шоколадом, поскольку он начал развивать новое направление бизнеса — шоколад. Нам принесли на пробу несколько вариантов жидкого густого шоколада, который мы ели с клубникой. Это был рай какой-то! Никто из нас никогда в жизни не ел столько вкусной клубники.

Надо заметить, что Малайзия — это мультикультурная страна. В ней проживает примерно одинаковое число буддистов, индуистов и мусульман. Но рынок кошерной еды не очень развит. Поэтому семья процветает, выращивая кошерную клубнику.

Ещё одна из интереснейших семей была там же — в Малайзии, в городе Джорджтаун. Это старый английский порт, образовавшийся ещё во времена колонизации. И в городе осталось много английского антиквариата: мебель, оружие, игрушки и прочее. Мы познакомились с семьёй, у которой был частный музей игрушек. В нём хранится свыше 10 000 экспонатов, некоторым из которых сотня лет!

Но поразило нас то, как отнеслись к нам владельцы музея. Возник небольшой инцидент: у друзей в Таиланде мы оставили телефон. И нужно было забрать его на таможне. Так вот, когда об этом узнал глава семьи, он сам отвёз нас на таможенный пункт, потратив на это полтора часа только в одну сторону. Он помог нам вернуть телефон, объясняясь с таможенником на местном языке. А когда мы спросили, почему он это сделал, хозяин музея ответил, что, как правоверный мусульманин, он просто не мог не помочь нам; каждое утро он готов ко всему, что принесёт ему этот день; и если ему встретились такие бедолаги, как мы, он не может игнорировать чужую беду... Он много говорил о том, что в современном мире лицо ислама выглядит совершенно не так, как должно.

Этот человек поразил меня больше всех остальных, хотя многие люди помогали нам бескорыстно. И в этом — главное открытие нашего путешествия, ставшее сутью проекта «Семьи мира»: в разных странах люди, независимо от уровня владения иностранными языками, умеют договариваться между собой и мало чем, по большому счёту, отличаются друг от друга.

Фото: Тимур Абасов

Приключения и предубеждения

Мне не доводилось встречать какие-либо предубеждения со стороны людей, проживающих на разных континентах, существующих в разных культурах, по отношению ко мне как путешественнице. Возможно, потому что наш маршрут пролегал в основном в Юго-Восточной Азии, где уже привыкли к туристам.

Единственное предубеждение, которое мой опыт опровергает, — это стереотип, что путешествовать — это сложно, дорого, нереально и прочее.

Путешествие — это труд. С этим не поспоришь. Нужно заработать деньги, умно составить маршрут, планомерно собрать массу разнообразной информации, ориентироваться в особенностях различных культур и так далее. Но всё это не главное. Самое сложное, с чем сталкивается каждый человек, мечтающий путешествовать, — это переход от мыслей и желания к действиям. В психологии этот вопрос давно изучен: люди боятся расставаться со своими мечтами, предпочитая жить в зоне комфорта.

Первый шаг к любой цели начинается с действия. Ведь всем понятно: если хочешь крепкие мышцы и хорошую фигуру, нужно делать зарядку, ходить в фитнес-клуб. И в отношении путешествий действует то же правило.

Сначала нужно определить, какого масштаба путешествие ты желаешь. Одно дело — получить Шенген и гулять по Европе. Другое дело — кругосветка. К кругосветке нужно готовиться заранее. Например, знать, как купить билеты со значительной экономией, из какого города дешевле перелёт...

Мы, например, ловили некоторые билеты, прямо охотились на них. Самый длительный перелёт у нас был из Манилы (Филиппины) на Гавайи, в Гонолулу. Эти билеты мы приобрели за четыре месяца до полёта, тогда мы уже были в Китае, в тот самый период, когда цены были в нижней точке. Если бы мы покупали билеты за месяц, они бы стоили вдвое дороже. Вот такие подробности — одна из важных составляющих жизни путешественника.

Другой стереотип — думать, что для поездок по миру обязательно нужно владеть иностранным языком. Совсем необязательно! Вы не поверите, насколько просто можно объясниться с любым человеком любой страны в бытовых ситуациях. Да, вы не напишете статью об этой стране на английском языке. Но если вам просто нужно купить соль, то язык жестов, актёрские способности, талант к рисованию и словарь в руках всегда вам помогут. Если вы не полиглот, это ещё не препятствие к путешествию.

Если человек мечтает побывать в Париже, но вот уже двадцать лет ему не удаётся погулять по Елисейским полям, то, возможно, мечта для него важнее, чем само путешествие. Есть такое свойство у человека. Даже если в руках чудесным образом окажется билет на самолёт до Парижа, он может расстроиться и рассердиться: нельзя оставить любимого кота и выпасть из рабочего графика?

Выкарабкиваться из сети привычек и течения повседневности тоже нужно уметь.

Я хочу сказать, что не все действительно нуждаются в поездках по миру. Но есть люди, которые просто не делают первого шага. Их останавливают веские доводы. Например, семья, обязательства перед коллегами, плотный график проектов, отсутствие финансовых средств и так далее. Но как только ставишь цель и начинаешь к ней идти, пусть маленькими шагами... Тогда получается достигнуть любой точки на карте мира.