X

Новости

Вчера
2 дня назад
21 августа 2019
20 августа 2019
Фото: Тимур Абасов

Дмитрий Енцов: Будущее журналистики за форматами типа Life News

Если вы зайдёте сейчас на prm.ru, то уже не увидите знакомый новостной ресурс. Вместо забавных коротких статеек и животрепещущих городских новостей вам откроются объявления о работе, продаже авто и недвижимости.

Что же произошло с сайтом? На этот вопрос нам ответил последний редактор пермского новостного портала prm.ru Дмитрий Енцов.

Итак, что же всё-таки произошло с prm.ru?

— Федеральная сеть, куда входит prm.ru, — Hearst Shkulev Media — владеет более 10 сайтами в разных городах России. Все эти сайты однотипны — это городские порталы, где есть новости, афиша, репортажи и прочее. В Перми — prm.ru, в Самаре — samara24, в Сочи — sochi-express. Смысл всех этих сайтов одинаков. Одновременно с prm изменения контента произошли с несколькими сайтами в других городах.

Сайт prm.ru не прекратил своё существование, но закрылась редакция и отдел продаж. Сегодня в Перми нет ни одного человека, отвечающего за prm. Теперь он управляется удалённо людьми из Новосибирска. Связано это с переформатированием. Сам адрес остался, «шапка» та же, цветовая гамма та же, тот же дизайн, но содержание теперь совершенно другое.

Почему владельцам перестал быть интересен формат новостного портала?

— Рынок рекламы в СМИ падает. Когда слишком низкие доходы, хозяева задумываются, как изменить эту ситуацию. Кто-то сокращает часть сотрудников, кто-то закрывает или объединяет отделы. В общем, владельцы избавляются от лишних трат. Редакция — это самая затратная часть любого СМИ. Отдел продаж по крайней мере приносит деньги, тогда как журналисты просто работают на читателя. А ведь авторам зарплату надо платить, оплачивать командировки, отпуска... Журналисты должны бороться за статистику прочтений, которая порой не оправдывает траты на содержание портала.

Содержать СМИ сейчас стало менее прибыльно, чем несколько лет назад. Отдачи от рекламы меньше. Владельцы СМИ, конечно, не хотят работать себе в убыток.

Фото: Тимур Абасов

Когда вы пришли в Prm, хотели как-то модернизировать сайт? Что-то изменить?

— Когда я пришёл в prm в 2012 году, у сайта как раз появился новый владелец. В тот момент произошла первая переформация портала. До осени 2012 года журналисты чаще всего просто перепечатывали пресс-релизы. Создавали вал новостей по разным сферам, чтобы охватить большую аудиторию. Новые владельцы решили повысить качество материалов, добавить лёгкости, уйти от сухого языка. Хотя и количество новостей никто не отменял.

Благодаря изменениям 2012 года мы потеряли какую-то часть читателей, но приобрели новых.

Не добившись ожидаемых успехов по статистике и финансовым делам, в 2013 году хозяева решили вновь сделать переформатирование в редакционном плане. Тогда за основу был взят ngs.ru — это, наверное, второй по статистике новостной региональный сайт. Уступает он только монстру региональной интернет-журналистки — сайту Е1, у которого в день сотни тысяч просмотров. В Перми нет такого.

Наша логика была простой. Если изменения, которые мы приняли в 2012 году, не принесли результата, то зачем придумывать велосипед, мы возьмём за основу ngs.ru, пойдём по накатанной.

Это тоже не дало своих результатов. Доходы от рекламы с того момента не удовлетворяли владельцев. При покупке они рассчитывали на одну цифру, а в реальности она оказалась другой. Такая ситуация продолжалась с 2012 по 2014 год.

Почему все эти изменения не сработали и редакцию всё равно пришлось распустить?

— Перед закрытием мы всей редакцией обсуждали это, говорили с генеральным директором. Каждый придерживался своего мнения. Я не могу сказать, почему не было сверхприбыли, я отвечаю только за редакционную часть. Возможно, читатели просто устали от частых перемен формата. Слишком мало времени прошло между первым и вторым переформатированием.

Если что-то кардинально новое не идёт, наверное, нужно отказаться от этого. Но время было уже упущено. Есть у Hearst Shkulev Media сайты, которые по статистике посещаемости намного ниже, чем prm. Но редакции в них не закрываются, потому что рекламный отдел приносит в несколько раз больше денег, чем приносил наш. А если сайты прибыльны, смысла разгонять людей нет.

Пожалуй, вашим главным конкурентом был портал properm.ru.

— Я очень уважаю Properm. Среди сайтов, смысл которых объять необъятное, они, на мой взгляд, лучшие в Перми. Вообще, в отличие от многих моих коллег, я не считаю пермскую журналистику плохой. Просто она типично провинциальная. Волгоградская или астраханская журналистика не лучше пермской.

Что значит провинциальная?

— В провинциальной журналистике главное — это неторопливость. Обусловлена она невысокой конкуренцией в регионе. Атмосфера немногочисленных СМИ умиротворяет. Наша газетная и интернет-журналистика лучше, чем во многих регионах. Правда, пермское телевидение сильно отстаёт. Пусть они не обижаются, но это правда.

Фото: Тимур Абасов

Бытует мнение, что журналисту не обязательно хорошо писать. Ему достаточно быть прытким и юрким. Вам близка такая позиция?

— Года 4 назад я бы сказал, что показатель хорошей журналистики — это качество проработки материалов, а не прыткость. Теперь я уверен в обратном. В идеале журналист должен обладать и хорошим пером, и оперативностью. Но это явление редкое. Если ты такой умный, аналитичный, то всех достанешь, но ничего не успеешь. Прыткий берёт на скорость и особо не задумывается над текстом. Будущее, я считаю, за второй журналистикой. Это формат федерального Life News.

Например, «В курсе Пермь» — это постоянные ляпы, пропущенные запятые, путаница с именами героев... Но, по крайней мере, они немного встряхнули пермские СМИ, которые все похожи друг на друга. Деловую нишу разделили «Бизнес-Класс», «Новый компаньон», «Коммерсант»; новостную —59.ru, properm.ru, prm.ru...

Классический пермский журналист просмотрит пресс-релизы, заглянет в разные СМИ и, размышляя об интересах публики, как-то это отработает. Но есть и иной подход, который кардинально отличается от других — стремиться быть обособленным и ни на кого не похожим. Хотя я понимаю, что такие материалы могут быть «по рассказам бабушек». В каком-то смысле это часто бессовестная журналистика. Но зато показывает, что новостей гораздо больше, чем мы думаем.

Я считаю, что со временем, глядя на то что рейтинги у таких СМИ будут расти, конкуренция возрастёт и быстрая журналистика начнёт бороться за качество.

Перечислите ваши любимые пермские СМИ.

— После двух недель со дня закрытия prm.ru я не избавился от привычки читать новости. Даже в новогодние праздники на автомате просматривал пермские сайты. Рекомендую properm.ru, как стремящийся к качеству, и «В курсе», как стремящийся к эксклюзивным новостям. Печатную прессу я давненько не читал. Но думаю, ближайшие лет 20 она не отживёт. У неё всё равно есть свой читатель.

Мне весьма симпатичен chitaitext.ru — это специфический сайт. Вы не найдёте там горячих новостей о городских происшествиях, но узнаете, какие заведения и магазинчики могут скоро открыться. Они часто дают информповоды для авторитетных деловых изданий. Кстати, великолепные инфоповоды дают и социальные сети, хотя они и не могут выполнять роль полноценного СМИ.

Сейчас вы дальше хотите развиваться в сфере журналистики или пробуете себя в чём-то новом?

— Когда было ощущение, что близится закрытие редакции, ко мне приходили философские мысли по поводу дальнейшей деятельности. Например, пойти работать смотрителем маяка или киномехаником. Вообще, всё это, конечно, шутки. Сейчас я пробую себя в сфере PR, хочется отдохнуть от журналистики. Я в СМИ почти 10 лет и понимаю, что здесь есть некий потолок возможных достижений. Ограничена материальная прибыль пермского журналиста, но в эмоциональном плане ты можешь расти бесконечно.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+