X

Новости

Сегодня
Вчера
17 августа 2019
16 августа 2019
Фото: Тася Нафигина
8статей

Совместный проект «Звезды» и «Живой библиотеки» о необычных людях в необычных ситуациях.

Зульфия Нигматулина. Женщина в хиджабе

Расставаться со стереотипами лучше добровольно. Именно этой цели служит проект «Живая библиотека». Он позволяет людям из разных социальных групп встретиться и услышать друг друга. На этот раз мы встретились с «книгой» под названием «Женщина в хиджабе».

Какое содержание скрывается за этой «обложкой»? Что такое хиджаб — религиозный дресс-код или что-то иное? Почему мусульманские женщины носят хиджаб? С каким отношением к себе в обществе им приходится сталкиваться?

«Живая библиотека» как да’ват

— То, что я делаю, участвуя в этом проекте, — рассказывает одна из участниц «Живой библиотеки» Зульфия Нигматулина, — это своего рода да’ват, то есть донесение. Я ни от чего не отказываюсь, давая интервью, а вы не просите от меня ничего запретного. И говорю я не от себя, а как представительница одной из самых распространённых в мире религий — ислама. Её последователи стремятся к соответствию между внутренними убеждениями и внешними проявлениями принадлежности к этой религиозной конфессии.

Я согласилась участвовать в этом проекте по просьбе моей подруги. Поэтому не могу сказать, что стала «книгой» в «Живой библиотеке» из-за того, что мне непременно нужно выразить свою жизненную позицию. На встречах с читателями «Живой библиотеки» я столкнулась с тем, что люди не подготовлены к разговору об особенностях ислама. Им не хватает знаний. Среди читателей было много молодых людей в возрасте 20 лет. Им сложно задавать мне вопросы, они боятся быть бестактными. Поэтому темы для бесед выбирала я сама. Хотя я считаю, что спокойно можно и на улице заговорить с человеком, если он вызывает интерес. Не обязательно для этого придумывать специальный проект.

Мой путь к исламу

— Я выросла в семье этнических мусульман, но мои родители не соблюдали все предписания шариата. Настоящий мусульманин — тот, кто покорился воле Бога. Если человек принимает веру, он должен действовать в соответствии с её законами. Вот что должно подразумеваться под понятием верующего человека. Основные постулаты ислама мне передались от бабушки. Хотя принятие веры — это длительный процесс, который зависит от самого человека. Импульсом к философским исканиям для меня послужило противоречие между нравственными законами, которые я впитала с детства, и теми негласными установками, которые бытуют в обществе. Например, неоднократно мне приходилось слышать: «Если не ты, то тебя», «Честностью много не заработаешь», «Верить никому нельзя» и так далее. Отношение людей, с которыми я сталкивалась, повергало меня в шок: если им делаешь добро, люди это принимают как данность, пользуются твоей добротой и начинают требовать, если ты перестаёшь им давать то, к чему они привыкли.

Долгое время я была совершенно светским человеком. Получила высшее образование, у меня есть семья, ребёнок. Я занималась бизнесом — владела агентством недвижимости. Стремясь к росту в предпринимательстве, я читала много литературы по ведению бизнеса. А философский склад ума и интерес к книгам о духовности у меня были всегда. Я стала размышлять, наблюдать, находить аналогии в том, как строятся и меняются бизнес-стратегии крупных корпораций в соответствии с нравственными принципами, которые заложены в любом философско-религиозном учении.

Я стала изучать законы шариата и пришла к выводу, что в них отражено идеальное мироустройство, соблюдены все права человека. Поэтому можно сказать, что мои убеждения формировались постепенно и стали моим сознательным выбором.

Теперь я не трачу время на бесполезные знания и чтение художественной литературы. Я нашла направление для развития своего мировоззрения — ислам. И этого предостаточно. В этом учении дан образ идеального человека, каким он должен быть. А как им стать — работа самого человека.

К моменту моего погружения в ислам в бизнесе я вышла на уровень брокериджа. Но этот вид деятельности способствует тому, что люди пользуются кредитом, а брать и давать деньги под процент запрещено Кораном. Поэтому несколько лет назад я ушла из сферы предпринимательства на рынке недвижимости. И год назад открыла новый бизнес — салон косметологии и SPA. В этой деятельности я нашла себя.

До того как я стала следовать законам ислама, мне часто приходилось высказывать своё мнение и отстаивать свою точку зрения. Однако люди к нему не очень-то прислушивались. Сейчас я думаю, что мнениям людей уделяется чрезмерно много внимания в обществе. Сегодня я не стремлюсь отстаивать свою точку зрения. Мой довод — это Коран. На него я ссылаюсь. Считаю, что в нём написано всё то, с чем ни один человек не станет спорить. Потому что он увидит, что постулаты Корана написаны во благо человека. В исламе от человека не требуется иметь своё мнение. Мнение нужно только для того, чтобы различать, что есть истина, а что — ложь. Всё остальное есть в Священном Писании. Его эффективность доказана огромным количеством последователей ислама. Так зачем изобретать велосипед? Благодаря этим изменениям в мировоззрении сейчас я живу в абсолютной гармонии с собой, без каких-либо стрессов, депрессий, от которых раньше мне приходилось страдать.

Фото: Тася Нафигина

Предубеждения о мусульманских женщинах

— Зачастую люди думают, будто женщин в исламе кто-то принуждает носить хиджаб. Поясню, что «хиджаб» в переводе с арабского означает «завеса», «покрывало». Хиджабом считается любая длинная, не обтягивающая фигуру, скромная одежда, которая закрывает женщину с головы до ног так, что остаются видны только лицо и кисти рук. Ношение женщиной хиджаба — одно из основных положений шариата. Конечно, светскому человеку сложно представить, что молодая красивая женщина может добровольно надеть хиджаб. Они думают, что её кто-то заставляет это делать против её воли. Когда-то и мне сложно было представить это...

Прошло три года, прежде чем я созрела для того, чтобы начать носить хиджаб. Было время, когда я видела в этом только религиозный фанатизм. И думала, что Бог — в душе, этого достаточно, зачем нужна показуха в виде платка или капора на голове?

Но позже я поняла, что ношение хиджаба — это веление. Наоборот: показухой можно назвать поведение женщин, которые своим ярким внешним видом привлекают к себе всеобщее внимание.

Ношение хиджаба призвано защитить женщину от посторонних взглядов, от возможных проявлений неуважения к ней. Я не открою ничего нового, если скажу, что чрезмерно откровенный взгляд незнакомого мужчины может восприниматься женщиной как агрессивный, опасный. Умная девушка не станет такие взгляды провоцировать. Во многих национальных культурах, в том числе в русской традиции, красота женщины закрывалась просторными нарядами, длинными юбками, головными уборами. До сих пор в русском языке есть выражение «опростоволоситься»: считалось неприличным, если посторонние увидят непокрытые убором или распущенные волосы женщины.

В исламе есть понятие «аурат». Это та часть тела, которая должна быть прикрыта. Посторонние люди не должны видеть и такое украшение женщины, как её длинные волосы и шея. Поэтому мусульманки носят на голове платок или трикотажный капор.

Одеваясь вызывающе, женщина пробуждает в мужчинах низменные инстинкты. В то время как главное качество мужчины — это ответственность. Поступая легкомысленно, женщины позволяют и мужчинам быть безответственными по отношению к ним. К сожалению, это приводит к тому, что семья перестаёт быть ценностью.

Хиджаб, прежде всего, оберегает нравственность женщины. Есть такая поговорка: портится мужчина — портится семья, портится женщина — портится нация. Женщина в роли матери воспитывает всю нацию, она отвечает за духовное развитие общества. Кроме того, в исламе есть чёткое разделение ролей мужчины и женщины. Каждый человек должен занимать своё место в обществе, исполнять свои обязанности и владеть своим правом. Для женщины — это роль дочери, сестры, жены, матери. И если женщина потеряет нравственную чистоту, она потеряет всё.

Ислам ни в чём не ограничивает человека и не признаёт аскетизма. Напротив, он поощряет человека жить полноценной жизнью, зарабатывать деньги, иметь семью, рожать детей. Быть аскетом и оставаться высокодуховным человеком — это одно. Попробуйте жить в большой семье, быть справедливым, спокойным и достойным в любой ситуации — это намного сложнее!

Одно время были популярны книги о позитивном мышлении. Но и основой Корана является светлое сознание человека, о котором он должен заботиться, не позволяя себе судить других. Мне стало намного легче жить с этим пониманием. Я много читала о жизни достойных людей, считающихся в исламе великими. Их примеры меня вдохновляли. В тот период, когда я делала эти открытия для себя, я прочитала о том, что ношение хиджаба — это одно из велений для мусульманина, такое же, как намаз. И если человек отвергает хотя бы одно из велений, он является неверующим. А я всегда считала себя верующим человеком. Поэтому приняла решение носить хиджаб. Сложно было только первое время. Со временем привыкаешь.

Мода и хиджаб

— Первое, что исчезает из жизни после того, как начинаешь носить хиджаб, — это расточительство. Модные наряды — бесполезная трата денег и ярмарка тщеславия. Раньше я тратила достаточную часть бюджета на внешние атрибуты, на покупку одежды и обуви модных марок. Сейчас я отношусь к этому совсем иначе: зачем тратить деньги на ерунду? Когда я поняла, что покупкой этих вещей я пытаюсь что-то доказать окружающим, которым, в принципе, нет до меня никакого дела, то навсегда перестала гоняться за модой. Это нужно осознать.

Считается, что в производстве конфессиональной женской одежды есть своё модное направление. Но это неверно. Всё сводится к маркетинговым технологиям и увеличению продаж. То, что называют модой для мусульманок, ею не является. Например, в Москве создана марка дизайнерской одежды «Римма Аллямова». По моему мнению, эти коллекции позиционируются как мусульманская одежда, но их создатели далеки от ислама. Облегающие платья, которые производятся под этой маркой... Какой уж тут хиджаб, какая скромность?!

В Перми есть специальные магазины мусульманской атрибутики. Я не пользуюсь ими, но для начинающих они подходят. Например, есть специализированный бутик в торговом центре «Платина», отдел мусульманской одежды на «Гаче», при мечети есть специализированный магазин одежды.

Почти всех мусульманок в нашем городе я знаю лично. У нас есть женский клуб «Искренность». Пока это не зарегистрированная официально организация. Однако я не исключаю возможности, что в будущем клуб вырастет в общественную организацию. Я активист этого сообщества. Общественная деятельность — непростое и неблагодарное дело, нужно уметь собирать людей. Мне нравится организовывать различные праздники, мероприятия, в чём-то содействовать людям. У меня есть небольшой круг дружеского общения. А в общественных делах я участвую только потому, что понимаю: людям это нужно. Согласно законам ислама, я радуюсь каждому человеку.

Каково быть мусульманкой в Перми?

— Мне не нравится этот город, жить в Перми неинтересно. Не потому, что здесь мало мусульман. Если сравнивать с жителями Казани, Баку и других городов, где я бывала, пермяки в большинстве своём безучастны друг к другу.

В Баку мужчина уступает место в автобусе женщине, потому что для него это естественно, потому что он уважает не только женщину, но и себя как мужчину. В пермском общественном транспорте, как правило, молодые люди делают вид, что не замечают рядом стоящих женщин. Мне противно это наблюдать. Если на улице с тобой что-то приключится, будешь кричать — трое пройдут мимо, и только четвёртый, может быть, остановится и поможет. Или сфотографирует происшествие на свой смартфон...

Если говорить о конкретном общественном месте в Перми, где я себя чувствую спокойно и комфортно, то для меня это мечеть и мой дом. В общественных местах города?.. Нет, я не чувствую себя комфортно нигде. Потому что знаю: в любой момент я могу услышать со стороны постороннего человека какую-нибудь провокацию. Например, мне могут сказать: «Ты одета, как террористка». Периодически на улице я слышу вдогонку плоскую шутку: «Бах! Сейчас взорвёмся!». Мне редко удаётся промолчать в ответ. Знаю, что это неправильно, что нужно реагировать спокойнее, но не могу позволить людям поступать безнаказанно. У меня есть право выбрать, как ответить каждому по его достоинству.

Фото: Тася Нафигина
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+