X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
28 мая 2020
27 мая 2020
26 мая 2020
Фото: Анастасия Яковлева
6статей

Истории пермских предпринимателей, которые учатся выживать в кризис.

«Хризантемы к 8 Марта у нас стоили 160 рублей, сейчас уже 89»

Экономический кризис. Падение курса рубля. Продовольственные антисанкции и снижение покупательной способности! Общие слова, за которыми не видно, что происходит в реальной экономике. И если крупные концерны и корпорации трубят о своих проблемах, требуя у государства поддержки и субсидий, то малый бизнес переносит все тяготы кризиса молча. Интернет-журнал «Звезда» решил выяснить на примере конкретных людей, живущих и работающих в Перми, как повлиял кризис на отдельные секторы малого бизнеса. Сегодня поговорим о цветах.

Мы встретились с Эдуардом Топало ранним утром в его салоне на улице Тургенева. В небольшом, но светлом помещении прохладно («Цветы не любят духоту», — объяснил бизнесмен) и царит образцовая чистота. Уже через 15 минут после открытия Эдуарду приходится то и дело отвлекаться от интервью: начинают приходить покупатели. На мой вопрошающий взгляд он отвечает: «Ничего удивительного: цветы покупают с самого утра и до момента закрытия».

«Люди в нашем бизнесе привыкли ничего не делать и получать за это деньги»

Эдуард — владелец салонов цветов Beauty Story. Начал развивать свой цветочный бизнес всего два года назад. И сейчас, когда его коллеги ищут помещения поменьше, не имея возможности платить высокую арендную плату, или, того больше, попросту закрывают бизнес, Эдуард готовится к открытию третьего салона цветов.

Эдуард Топало:

— Два года назад мы с другом решили, что пора открыть своё дело. Немного подумав, остановились на идее цветочного бизнеса. Вначале мы создали группу в соцсети, и в тот же день к нам поступил первый заказ. Тогда мы не знали, как и где заказывать цветы, но подводить людей было нельзя. Так, по ходу дела, мы начали осваивать азы этого бизнеса. Я профессионально занимаюсь спортом, поэтому на первых порах большинство заказов было от знакомых спортсменов, которые покупали цветы для своих мам, девушек, жён... Потом начало срабатывать пресловутое сарафанное радио, клиентов стало больше. Да и группы в соцсетях сделали своё дело. Бизнес пошёл в гору.

Как чувствует себя цветочный рынок сегодня?

— Ну смотрите, в этом году перед 14 февраля и 8 Марта в городе открылось много точек, где продают цветы. Многие из них оказались однодневками. Я еду по городу и вижу, что на тех местах, где ещё вчера были цветочные магазины, красуется надпись «Аренда». Более того, закрываются также те цветочные магазины и салоны, которые работали давно. Люди там привыкли ничего не делать и получать за это деньги. До кризиса так и было: клиенты сами шли и покупали цветы. Вот просто шли и покупали, по любому поводу. А сейчас это не работает, нужно постоянно придумывать что-то новое, нужно бороться за клиента, чтобы не утонуть.

Как же вам удаётся оставаться на плаву?

— Здесь должен работать целый комплекс спасительных мер. Во-первых, я стараюсь работать только с теми, кто разделяет моё стремление развивать бизнес. Сегодня в магазине работаю я со своей девушкой. Она выучилась на флориста уже после того, как мы открыли магазин, и теперь во всём помогает мне. В другом нашем магазине тоже работают наши родственники, доставкой цветов занимается мой папа. На важные встречи с потенциальными клиентами я езжу сам, сам же и обзваниваю их. Я не вижу в этом ничего зазорного. Конечно, у нас есть и флористы, и менеджеры, которые не являются моими родственниками, но к их выбору я стараюсь относиться максимально щепетильно. Во-вторых, мы стремимся придумывать какие-то акции и скидки для клиентов. Например, нашим клиентам очень нравилось, когда мы давали купончики после каждой покупки, а в конце недели среди обладателей этих купонов разыгрывали бесплатный букет цветов. Скоро мы планируем снова запустить такую акцию. И, в-третьих, секрет успеха в том, чтобы относиться к клиентам по-человечески: видеть в каждом именно человека, а не деньги. Ведь мы занимаемся тем бизнесом, который, прежде всего, приносит людям эмоции. И даже кризис, как мне кажется, — это не повод наживаться на людях.

«Люди привыкли ничего не делать и получать за это деньги. До кризиса так и было: клиенты сами шли и покупали цветы. Вот просто шли и покупали, по любому поводу». Фото: Анастасия Яковлева

А на чём сказался кризис в первую очередь? Вы, например, считали, сколько раз за этот год пришлось поднимать цены на цветы?

— Цены за последние полгода менялись буквально каждую неделю. На самом деле было страшно, когда в конце прошлого года евро приблизился к ста рублям. У нас большинство поставщиков — зарубежные: Голландия, Израиль... Разумеется, скачок валюты не мог не сказаться на стоимости цветов. Но мы сдерживали цены как могли. Когда было совсем плохо, временно отказывались от зарубежных поставщиков и заказывали у российских. Но это, конечно, очень сказывалось на качестве, поэтому мы прибегали к подобному совсем в крайних случаях. Ну, а что касается цен — то да, мы были вынуждены их поднимать, но когда валюта снова начала дешеветь, то и мы снизили цены. Например, хризантема ближе к 8 Марта у нас стоила 160 рублей, сейчас — уже 89. Мне кажется, это правильно, когда мы не завышаем цены без особой необходимости.

«Мы сделали ставку не на розы, а на тюльпаны»

— А люди как раньше покупали цветы, так и покупают их сейчас в кризис. Праздники никто не отменял. Возможно, букеты стали чуть меньше, но в целом изменений я не вижу. Хотя в этом году ближе ко Дню святого Валентина была забавная тенденция. Если раньше мужчины неизменно покупали большие букеты к этому празднику, то в этом году многие говорили, что 14 февраля — это проделки опытных американских маркетологов, которые не имеют ничего общего с праздником и ставят перед собой одну лишь цель: как можно больше заработать. Так, вместо больших букетов многие покупали несколько цветов. На 8 Марта ещё в прошлом году мужчины брали большие букеты роз. Но в этом году, понимая, что экономическая ситуация изменилась, мы сделали ставку не на розы, а на тюльпаны. И не прогадали: спрос на эти цветы, которые чуть дешевле, но не менее красивы, был выше обычного.

То есть не было такого, чтобы мужчины, к примеру, ограничивались одним цветком или попросту, посмотрев на цены, уходили ни с чем?

— Такого не было. Более того, перед открытием магазина у нас буквально выстроилась очередь. Уже к обеду цветы закончились — всё скупили. Было такое двоякое чувство. С одной стороны, было приятно, что расчёты оправдались. Но с другой — было немного неудобно перед мужчинами, которые приходили во второй половине дня, чтобы купить подарок своей половинке, а заветных тюльпанов уже не было в наличии.

«Раньше мужчины неизменно покупали большие букеты к этому празднику, то в этом году многие говорили, что 14 февраля — это проделки опытных американских маркетологов». Фото: Анастасия Яковлева

Какую роль играет интернет в продвижении бизнеса?

— Как я уже сказал, весь бизнес у меня начался с группы в соцсети, она активно работает и развивается и сейчас. Наравне с «сарафанным радио» это два основным канала продвижения моих салонов. А вот сайта у меня нет. Не потому что до этого не доходят руки, а просто у меня нет в этом необходимости.

Есть ли у вас какие-то концептуальные подходы к дизайну салонов?

— Нет, всё создаётся по наитию. Например, в салоне на Тургенева многое осталось от прежних арендаторов. А вообще, наши точки «не дотягивают» до классических цветочных салонов: у нас не очень много сервисов и интерьер не такой пафосный. Мы не делаем на это особую ставку. Поэтому я называю их социальными салонами, где важнее содержание, а не внешний вид.

А где вы черпаете идеи в оформлении букетов?

— Мы ездим на разные профессиональные тренинги, обсуждаем с коллегами по цеху какие-то новые и интересные идеи. Кроме того, я часто бываю в разных пермских цветочных магазинах. Иногда бывает: увидишь что-то интересное, тебе это понравится, приедешь к себе в салон, что-то добавишь своё — вот и появляется новая идея.

Какой сегодня ассортимент продукции?

— Мы покупаем продукцию и отечественных, и зарубежных поставщиков, продаём розы, герберы, тюльпаны, хризантемы и многие другие цветы. Раньше мы покупали все цветы подряд на оптовых базах, но потом начало приходить осознание, что так делать невыгодно. Ведь главная сложность этого бизнеса в том, что цветы портятся очень быстро и нужно очень внимательно следить за тем, чтобы не пришлось ничего выбрасывать. Теперь, к примеру, я знаю, что в пятницу и субботу, традиционные «свадебные» дни, в ход идут белые и розовые цветы, накануне больших праздников — яркие и красные. Когда начинаешь учитывать такие нюансы, можно свести риски к минимуму.

«Несмотря на то что постоянно приходится слышать о кризисе, мы собираемся открывать ещё один салон»

Как распределяется оборот компании в течение года?

— Накануне праздников, конечно, выручка максимальна. Речь идёт о таких праздниках, как Восьмое марта и День святого Валентина. Повышение спроса на цветы каждый год бывает и в конце весны, когда в детских садах начинаются выпускные, а в школах — последние звонки. А в остальные дни спрос ровный, независимый от покупательской способности.

«Сейчас, несмотря на то что повсюду приходится слышать о кризисе, мы готовимся к открытию ещё одного, третьего, салона». Фото: Анастасия Яковлева

Были ли такие моменты, когда уже в кризис приходилось работать себе в убыток?

— Нет, ни разу. Даже учитывая тот факт, что цветы — продукт скоропортящийся: если не успеть их продать, то придётся выбрасывать, и потраченные деньги буквально испаряются. В самом начале мы работали в ноль, не зарабатывая ни копейки. Но и от этого мы получали удовольствие, набирались опытом. При этом не было ни одного дня — ни до кризиса, ни во время него — когда бы мы уходили в минус. Хотя, нет, был случай, когда я немного прогадал. Первый магазин у нас был в одном из крупных торговых центров на улице Ленина. Но, как оказалось, там покупают цветы гораздо реже, а конкуренция гораздо выше. В общем, спустя какое-то время мы съехали оттуда. Зато обрели хорошего постоянного клиента: рядом находилось большое агентство недвижимости, которое располагалось в том же здании. Даже после нашего переезда они продолжают заказывать у нас цветы, и это приятно. Значит, ничто не случайно, и несмотря на такой, на первый взгляд неудачный, опыт, мы не зря работали в том торговом центре.

В сегодняшних условиях приходится думать о расширении бизнеса, или такие мысли пока нужно отгонять от себя подальше?

— Два года назад, ещё до кризиса, цветочный бизнес был для меня больше хобби, чем бизнесом. Это потом у нас появился первый салон на Тургенева. Мне очень повезло: до нас здесь располагался другой цветочный магазин. И кроме своих клиентов, мы получили ещё и местных жителей, которые заходили за цветами по старой памяти. Спустя какое-то время мы открыли и второй салон — в Закамске, на Маршала Рыбалко. Там нам тоже, можно сказать, повезло: в районе работал только один монополист, цветы у которого были далеко не самого лучшего качества, а цены — откровенно завышены. Сначала люди, конечно, относились с некоторым недоверием к тому, что в новом салоне цветов, то есть у нас, цены значительно ниже, но потом привыкли, и теперь среди жителей Закамска у нас много постоянных и любимых клиентов. А сейчас, несмотря на то что повсюду приходится слышать о кризисе, мы готовимся к открытию ещё одного, третьего, салона. Пока я выбираю подходящее место. Возможно, это будет самый центр города, а может быть, и наоборот — один из отдалённых, но густонаселённых микрорайонов Перми: Лёвшино, Гайва... В любом случае у меня есть уверенность, что расширение бизнеса пройдёт успешно, мы получим новых клиентов, которым сможем дарить положительные эмоции и много радости хорошими, красивыми и качественными цветами.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь