X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
17 сентября 2020
16 сентября 2020
15 сентября 2020

«Технология перевернутого класса». Почему дистанционное образование весной 2020 года получилось именно таким и имеет ли оно перспективы

Опыт дистанционного школьного образования, который нам пришлось пережить из-за пандемии коронавируса вызвал жаркие дискуссии. Многие родители и педагоги оказались не готовы к новым правилам, что нередко приводило к конфликтам. О том, почему так получилось, плюсах дистанционного образования и пропорциях его применения — в интервью с деканом педагогического факультета РИНО ПГНИУ Натальей Горбацевич.

Это весной страна пережила нечаянный, но масштабный эксперимент по внедрению технологий дистанционного образования в школах. Какие наиболее яркие результаты этого эксперимента вы можете назвать?

— Один из положительных эффектов заключается в преодолении учителями психологического барьера в работе с интернетом. Современные технологии — очень важная сторона образования. Конечно, есть вариант обойтись совсем без них и достичь определённых результатов обучения. Но последний опыт показал, что ученики относятся к обучению в интернете не менее, а может быть, даже более серьёзно, чем к офлайн-обучению. Причина в том, что интернет — это язык сегодняшнего поколения, который им близок и понятен. А вот учителя оказываются как будто в стороне от этого процесса. Особенно это касается педагогов более старшего возраста, но и многим молодым преподавателям интернет до сих пор видится частью только игровой среды, некой активностью, отвлекающей детей от учебы.

И ещё очень важный эффект — для части учеников дистанционное обучение оказалось успешным опытом. Главным образом потому, что ученик почувствовал эффект индивидуального обучения, ценность которого часто упускается. Дистант даёт возможность выстроить формат индивидуальной взаимосвязи между учителем и учеником: учитель может дать задание, актуальное именно для этого ребёнка, — в этом и состоит главная ценность сегодняшних изменений, так как в классе такой подход не всегда реализуем. Поэтому ребята, которые, возможно, были обделены вниманием учителя, теперь обретают ту самую тесную взаимосвязь учитель-ученик.

Вы говорите о позитивных результатах дистанционного образования. Почему тогда столько критики в его адрес?

— В первую очередь потому, что переход на дистанционное обучение очень непросто давался учителям, особенно в первое время. Можно ли их за это критиковать? К тому, что произошло, никто не был готов. Разве заводы, предприятия или частные фирмы, магазины, кафе были готовы к новому, к такой жизни? Большое количество компаний разорилось потому, что они оказались не готовы. Если кафе не работает, а собственник не может организовать доставку на дом людям, то он разоряется. А школы не могли закрыться, они были обязаны работать. В этой ситуации учитель не всегда может организовать учебный процесс идеально, иногда часть нагрузки перекладывалась на родителей. Процесс оказался, без сомнения, очень сложным.

Но вопрос, почему такое количество проблем было перенесено на родителей, тоже важен. Учителя в тот момент не имели возможности справиться самостоятельно, они нуждались в помощи родителей. А родители, в свою очередь, тоже не всегда оказывались готовы. Ведь и для них это новая ситуация. Я считаю, что всё произошедшее совершенно закономерно. Можно опять сослаться на тот пример в производстве, который я приводила. Здесь мы наблюдаем те же самые проблемы. Мы все были далеки от полноценной готовности к ситуации, более того, никто не предполагал её возникновения.

Для каких категорий школьников дистанционное обучение может быть хорошим вариантом?

— Для некоторых детей оно подходит больше в силу физиологических или психологических особенностей. После вынужденного дистанта этой весной я не раз слышала от учителей, что ребята, прежде бывшие на третьем-четвертом плане в этих условиях раскрылись, благодаря работе один на один с учителем. Это оказались очень интересные, сильные ребята, и у них качество образования стало более высоким, чем до перехода в дистант.

Для других онлайн-обучение дает толчок к мотивации. Наш университет является координатором площадки Яндекс.Учебник — платформы, на которой размещаются индивидуальные, разноуровневые задания. Дети их получают и могут выполнять дистанционно, самостоятельно, выбирая по своему уровню и уровню подготовки задания. Очень интересно, что можно тут же проверить, как ты выполнил свое задание и на этой же платформе получить оценку. Этот пример — показатель того, как, во-первых, упрощается работа учителя, во-вторых, выстраивается собственная образовательная траектория ученика. Школьник размышляет следующим образом: «Я одно задание решил, значит, могу следующее выбрать, затем ещё одно и ещё одно».

А для старших классов хорошим вариантом будет дистанционное изучение отдельных предметов, например, для подготовки к ЕГЭ или в ситуации, когда необходимо углублённое изучение. В настоящий момент Министерство образования запускает различные проекты, направленные на профильное обучение и предполагающие дистанционную работу. Ведь не всегда ученик может обратиться к педагогу, который может в полной мере подготовить его к сдаче ЕГЭ повышенного уровня. Как и учитель лично не может добраться до каждого маленького посёлка, до небольшой школы. А дистанционный формат даёт возможность помочь в обоих случаях.

Также существует интересный проект «ТелеШкола», сегодня школы осваивают электронную платформу ЭПОС.

Наталья Горбацевич

Есть ли такие задачи и ситуации, с которыми дистанционное образование справляется лучше очного?

— Это те области, где формируется самостоятельность ребёнка, где его фактически учат принимать собственное решение, где ребёнок сам аргументирует свою позицию. В такого рода заданиях, как я считаю, дистанционное обучение даёт хорошие результаты. Когда нужно отстоять своё мнение, точку зрения, найти аргументы — для таких целей, я считаю, потенциал дистанционного обучения огромен.

Хорошим примером является технология перевернутого класса, появившаяся в последние годы. Если кратко, то сначала учитель даёт задание ребёнку по самостоятельному изучению нового материала, а на уроке ученик применяет полученные знания, решает проблемные задания, отрабатывает различные компетенции. В результате ребёнок получает большую самостоятельность, большую возможность поиска и творчества.

Сегодняшняя ситуация с дистанционным образованием подтолкнула учителя больше доверять ученику, развивать его самостоятельность. Он не должен быть ведомым, как это часть бывает на уроках. Интернет-пространство — как раз пример среды подобной самостоятельности, и зачастую ребёнок чувствует себя в ней более свободно, чем учитель. Он может найти информацию, решить проблему, которая перед ним поставлена. Он может создать свой проект, разработать его, научиться его реализовывать и защищать. Перед ним открывается море возможностей, но их нужно использовать, при этом не заменяя ими традиционное обучение, а дополняя его.

Чем дистанционное образование может обогатить или улучшить стандартную школьную практику?

— Оно расширяет горизонты и возможности самореализации. Учитель, владеющий дистанционными технологиями, может дать ребёнку возможность реализовывать определённую индивидуальную профессиональную траекторию. Ребёнок, который включается в дистанционное обучение, имеет более широкие возможности: возможности образовательного центра в любом из современных городов, при всем желании, не будут соизмеримы с мировыми. Поэтому ребёнок, который использует интернет для собственного развития и обучения, — это человек, который сможет найти себя в окружающем мире будущего.

Теоретически весной все знали, как работать дистанционно, но фактически хорошо это могли сделать только около 20 процентов образовательных организаций, в которых уже использовались дистанционные технологии. Теперь произошёл толчок. Те, кто сегодня уже имел с дело элементом дистанционного обучения, увидели его позитивные стороны, и от него уже не откажутся.

Сохранятся ли элементы дистанционного образования после окончания пандемии?

— Учителя говорят о том, что готовы продолжать работу в направлении дистанционного образования и после окончания пандемии. Конечно, школа никогда не будет исключительно дистанционной, этот режим возможен только в условиях экстренных ситуаций.

Я считаю, правильнее, если долю дистанта будет определять сама школа. В одной школе это может быть 20 %, в другой школе это может быть 50 %. В третьей школе может оказаться и 70 %. Школы настолько разные, одно дело — школа в Перми, другое — школа в дальней территории. Исходя из их возможностей, условий, уровня компетенции педагогов, от запроса родителей и детей.

Но в целом вопрос об использовании или неиспользовании дистанционных технологий в школе не стоит. Цифровая образовательная среда, помимо всех наших решений, вошла, во-первых, в жизнь, во-вторых, в образование, в-третьих, в проведение досуга, в-четвёртых, в бытовую жизнь. Наверное, можно найти и пятое, и шестое, и седьмое. И сейчас для школы самое главное — не отстать от тех детей, которые уже в этой цифровой среде живут. Не дать образованию отстать от этого тренда.

***

Читайте также:

«Ни одна школа в Пермском крае не готова». Всё, что известно о перспективах нового учебного года.

Посещаемость повысилась до 100 %. Пермские вузы рассказали, как проходит дистанционное обучение.

Как прошёл первый день дистанционного обучения у школьников.

Готовы ли пермские школы перейти на дистанционное обучение?

«Нагрузка сильно увеличилась». Права учителя во время дистанционки.

Памятка для родителей о том, какие сайты помогут в учебе из дома.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь
Стань Звездой
Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.