X

Новости

Вчера
17 августа 2019
16 августа 2019
15 августа 2019
Фото: Тимур Абасов

Марина Вершинина: Важно понимать и прислушиваться к другому

В киноцентре «Премьер» 27 октября стартовал фестиваль французского кино, который идёт всю эту неделю — по 1 ноября. На фестивале представлены лучшие авторские фильмы последних лет, созданные во Франции.

Это международный проект, который представляет Посольство Франции в России, Французский институт и «Альянс Франсез-Пермь». Перед началом фестиваля мы поговорили с директором «Альянс Франсез-Пермь» Мариной Вершининой о программе кинофестиваля, сложностях и необходимости международного сотрудничества.

Марина, раньше уже что-то такое у нас проходило? У фестиваля такое общее название, что трудно найти какую-то подробную информацию.

— Раньше это называлось «Неделя французского кино» или «Передвижная неделя французского кино». Может быть, поэтому вы и не могли найти информацию. Вообще это ежегодное мероприятие. «Альянс Франсез» в Перми существует 11 лет, а французское кино мы показывали с Центром французского языка в Перми, наверное, ещё лет пятнадцать назад. Тогда это были бобины, которые в ящиках путешествовали из города в город. Поэтому фестиваль и называли «Передвижная неделя французского кино».

Получается, всё очень плотно завязано на Франции. Программу готовили французские специалисты?

— Эту программу всегда готовят французские специалисты, потому что права выкупает МИД Франции, вернее, государственное агентство — Французский Институт, которое служит для того, чтобы нести французскую культуру за рубеж. Они выкупают права, и поэтому я могу сразу ответить на вопрос: почему фильмы не 2015 года выпуска, а немного пораньше? Это связано с французским законодательством об авторском праве.

Фестиваль с этой же программой идёт в других регионах России?

— Естественно.

В тех городах, где есть «Альянс Франсез»?

— Больше. Есть опорные точки — это Москва и Санкт-Петербург, где есть отделения Французского Института и другие партнёры. Это могут быть кинотеатры или университеты. Всего городов 30, по-моему.

Вы в курсе, какой принцип лежит в основе отбора?

— Это всегда одни и те же принципы. Французское правительство обычно закупает так называемые авторские фильмы, учитывая разнообразие жанров и тематики. Обычно эти два основных принципа лежат в основе программы.

Действительно, в программе можно увидеть очень разные по тематике картины: от конного спорта до актуальнейшей сегодня темы ислама в Европе. Получается, что это своеобразный срез современной Франции?

— Это о современной Франции, о современном французском киноискусстве, которое является отражением взглядов на современное общество. Как обычно...

А почему россиянам, пермякам важно это увидеть, узнать, как живёт современная Франция?

— Я не знаю, важно ли это всем пермякам и всем россиянам, но я считаю, что для современного человека, живущего в обществе, где информация в долю секунды пересекает земной шар, важно понимать и прислушиваться к другому человеку. Может быть, оттого, что мы это делаем редко, не всегда и не все умеем это делать, и происходят все наши проблемы. Это такой наш маленький вклад в дело будущего.

Фото: Тимур Абасов

Получается такое расширение границ, толерантности и дружбы между народами, что так актуальны сейчас...

— Для понимание другого. Мне кажется, что это актуально. Некоторым кажется, что это неактуально. Кто-то хочет закрыться и уйти в свою «особенность».

Фестивалю 15 лет. Как давно вы сотрудничаете с «Премьером»? Были и другие площадки?

— По-моему, «Премьера» 15 лет назад не было. Когда-то был кинотеатр «Триумф» на улице Ленина, в нём всегда проходили международные фестивали. Сначала показы были там. Когда «Триумф» закрыли, мы стали искать другую площадку. «Премьер» — это логично, потому что наша концепция вписывается в концепцию киноцентра «Пермская синематека».

Я читал на сайте, что у центра вообще довольно много разнообразны культурных проектов. А для чего они языковому центру?

— Начнём с того, что понятие «языковой центр», наверное, не совсем отражает нашу статусную сущность, потому что «Альянс Франсез» — это сеть организаций (они есть во всём мире), которая существует с конца XIX века. По-французски это ассоциация, по-русски — общественная организация, которая основывается на местном праве. Организации создаются по местной инициативе, которая рождается в том или ином городе, в той или иной стране. Устав филиалов должен соответствовать основным базовым принципам Фонда «Альянс Франсез» в Париже. Это такая «праматерь» всех наших организаций. Поэтому у нас две основные миссии, как и у любого «Альянса» — в Гваделупе, Канаде, Перми или где угодно — это содействие международному сотрудничеству, взаимопониманию, взаимопроникновению культур при сохранении их особенностей... И с изучением французского языка. То есть это два основных вида деятельности «Альянса» — культура и язык. Язык — это курсы и международные экзамены. Мы являемся аккредитованным центром международных экзаменов по французскому языку. А культура — это все наши мероприятия. У нас проходит до сорока мероприятий в год. 29-го числа открывается новая выставка в галерее. Сейчас там идёт выставка с нашим участием, на которой представлены материалы из Музея Сопротивления Гренобля.

То есть, несмотря на то что это мощная сетевая организация, она напрямую зависит от того, что происходит на местном уровне?

— Конечно, это же просто насаждение французской культуры. Или шире — франкофонной. Это движение навстречу, поэтому есть разные проекты. С одной стороны, предложения турне Посольства Франции, выгодные даже с экономической точки зрения. Допустим, то же кино... Скоро оно сможет охватить ещё больше городов — фильмы с русскими субтитрами будут на общей платформе.

Запускается один общий интернет-портал?

— Он уже запущен. Французский Институт в Париже создал такую платформу, где размещены фильмы, на которые они выкупают права. Причём хорошие фильмы. Там есть технические условия, ограничивающие возможности пиратства. И мы уже потихоньку снабжаем этот ресурс, как и каждая страна, субтитрами, чтобы можно было показывать ЭТО КИНО на том или ином языке. Я хочу сказать, что в случае с кино экономические затраты, по сравнению с охватом аудитории, достаточно небольшие. Точно так же, как турне какого-то музыканта, спектакля, выставки. Принцип турне соответствует идее широкого охвата аудитории и политике продвижения образа современной Франции. Это одно направление. С другой стороны, французские коллеги прислушиваются к пожеланиям наших партнёров на местах. Конечно, с учётом финансовых ограничений — в Европе тоже кризис. Бюджеты сокращаются.

Фото: Тимур Абасов

У нас в России одна система работы с культурой, а во Франции — совершенно другая. У нас, по научному определению, в отношении финансирования культуры государство — «диктатор», у них государство — «патрон». Трудностей не возникает?

— Во-первых, у нас, слава богу, не везде государство диктатор. Я хочу сказать, что когда мы предлагаем какие-то проекты, то в Министерство культуры РФ не обращаемся. Мы обращаемся непосредственно в «Театр-Театр», филармонию, галерею и так далее. Или участвуем на общих основаниях в конкурсах. До сих пор проблем не возникало.

Особенно последние полтора года в нашей стране возникают огромные проблемы с международным взаимодействием — сотрудничеством, финансированием. Вы как-то это почувствовали?

— Мы это, конечно, почувствовали. Почувствовала вся сеть «Альянс Франсез» в России. Два года назад, в 2013 году, была тотальная прокурорская проверка всех «Альянсов». Нас это выбило из колеи где-то на полгода, потому что это временные, финансовые и эмоциональные затраты.

Это было очень тяжело для вас?

— Конечно. Это же общественная организация, у нас всего три человека работает на постоянной основе. Деньги мы зарабатываем только курсами. Французский язык, к сожалению, пока не самый востребованный. А финансовые нагрузки такие же, как и у любой другой организации или предприятия: аренда, зарплата и так далее. Если полгода ты занимаешься тем, что отвечаешь на запросы и готовишься к судебным заседаниям, это сильно выбивает из колеи. В 2013 году мы выиграли два суда, в том числе федеральный арбитраж. Тьфу-тьфу-тьфу... Я не знаю, что будет дальше. Мы — организация, которая по определению не занимается политикой, но в одном из «Альянсов» России снова идёт проверка, на сей раз проверяют на предмет наличия признаков иностранного агента.

Вы базируетесь в ДД (Ю) Т. Значит, у вас и работа с детьми идёт в рамках допобразования?

— Так это и есть допобразование, потому что мы не занимаемся по государственной школьной программе. У нас курсы французского языка для всех желающих — как для детей, так и для взрослых. У нас занимаются школьники, студенты, люди работающие. Это курсы в течение года и специальные предложения на каникулы. Во время «Умных каникул» дети к нам приходят на весь день и занимаются утром языком, а во второй половине дня у них игры, приятные и полезные развлечения. И для взрослых есть подобное предложение — франко-русский лагерь летом. Туда приезжают наши студенты, чтобы учить французский, и французы, изучающие русский язык.

Фото: Тимур Абасов

Насколько известен этот лагерь?

— Нельзя пока сказать, что очень известен. Французов бывает человек пять. Наши ребята приезжают из разных городов — из Перми, Екатеринбурга, Москвы.

Вернёмся к кинофестивалю. Вы сами эти фильмы видели или нет ещё?

— Я не все фильмы видела. Я обычно люблю ходить на сеансы, поэтому старюсь не просматривать всё заранее, смотрю анонсы, критику читаю, хорошо знаю те фильмы, к которым перевожу субтитры.

Ну а что, по-вашему, самое интересное в программе?

— Мне трудно сказать, они очень разные. То есть то, что может быть интересно мне, может быть менее интересно другому. Мне интересны фильмы, которые говорят о каких-то общественных проблемах, в том числе о взаимодействии разных религиозных сообществ. Или литературные реминисценции — история взаимоотношений Симоны де Бовуар и Виолетты Ледюк — фильм «Виолетта».

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+