X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
16 ноября 2019
Фото: Иван Козлов

«Русские поделки»: дизайнер Полина Соколова — о своём исследовании ЖЭК-арта

В последнее время ЖЭК-арт (этим ироничным термином принято называть разные поделки, которыми люди украшают свои дворы — лебедей из шин, грибы из старых тазов и так далее) наконец-то перестал быть просто причудливым феноменом и превратился в объект серьёзных культурологических исследований, которых он заслуживает по праву. Про него уже пишут диссертации, ему посвящают публикации и статьи. А совсем скоро появится и полноценная книга. Мы поговорили с московским дизайнером Полиной Соколовой, которая создала эту книгу и теперь собирает средства на небольшой тираж.

Полина Соколова родилась в городе Воскресенск, после девятого класса поступила в московский колледж «на рекламщика» и каждый день наматывала в электричке по 200 километров. После колледжа она поняла, что хорошую рекламу придумывать легче, чем реализовывать её визуальную часть, и решила поступить в Школу дизайна НИУ ВШЭ. Книга «Как воспринимать ЖКХ-арт?» стала её учебным проектом, однако она не ограничилась прикладным дизайнерским интересом к теме. Книга, которая позволяет познакомиться с этим явлением, причинами его возникновения, классификацией, географией и историей его создателей, вышла вполне самодостаточной и интересной не только как дизайнерский продукт, но и как культурологическое исследование. Поэтому Полина решила отдать книгу в тираж и запустила для этого краудфандинговую кампанию на «Планете». Возможно, после прочтения интервью вам захочется поддержать этот проект — мы будем этому только рады.

Ваша книга состоит из полевых исследований и авторских фотографий или это скорее попытка аналитической работы с материалом, имеющимся в публичном доступе? Как вы работали над книгой?

— Это мое первое учебное исследование: я учусь на дизайнера и работу делала в рамках задачи по подготовке визуального исследования-книги, чтобы попрактиковаться в подборе информации, верстке и печати. Это работа с уже имеющимся материалом и добавление моей личной позиции по тому или иному вопросу.

Пилотный экземпляр книги Фото: Полина Соколова

Перед тем, как писать книгу, вы наверняка изучили поле уже имеющихся работ и исследований. Много ли их? Почему, на ваш взгляд, сегодня есть такой всплеск интереса к этому явлению (если он есть)?

— Да, моя работа основана на уже имеющихся исследованиях. Самое крупное из них —статья о результатах исследовательского семинара в рамках курса Антона (Мэйка) Польского по уличному искусству и прикладной урбанистике в РГГУ. И да, такой всплеск действительно есть. Удивительно большой ажиотаж я сейчас наблюдаю вокруг понятия ЖКХ-арт: раньше такого не было, да и термин этот появился много позже возникновения самого явления. Мне кажется, для последних пяти лет вообще характерен огромный интерес молодого поколения ко всему русскому. Даже не русскому, а «расеянскому». Мы вдруг стали обращать внимание на привычные аспекты русской жизни: фотографируем на пленку людей в электричках, пишем обзоры на шаурму, читаем русские СМИ, предпочитаем русские бренды, советскую архитектуру, VHS, музыку и стиль 90-x. Мы знакомимся с этим и удивляемся: перекидываем друг другу смешные видео из TikTok и странные дворовые композиции — ЖКХ-арт.

Пермский жэк-арт Фото: Иван Козлов

А чем, как вы считаете, продиктован этот всплеск интереса ко всему «расеянскому»? Почему оно оказалось в тренде и так активно осмысляется?

— Я думаю, что просто выросло поколение, не видавшее будни России в 90-е годы. Не видавшее бедности, разочарования и волн эмиграции. Поколение, которое выросло и полюбило Россию. Нет, это не громкие слова, и я действительно так считаю. Повлияло ещё то, что за последние 30 лет поменялось очень много тактик. Я уже говорила о видео в TikTok: объясню, что я имела в виду. Раньше не было возможности вот так просто заглянуть за шторы чужой жизни. А если и были, то люди всегда боялись откровенничать и выставлять все напоказ. Сейчас стоит просто зайти в приложение OKLive или TikTok, чтоб познакомиться с русским народом поближе. И из-за всех этих возможностей грех не интересоваться русскими, которые вдруг открылись с другой стороны. Появился феномен «расеянства» именно в нашем поколении, в наше время. И сразу оказался в тренде.

Пермский жэк-арт Фото: Иван Козлов

Вы тоже чувствуете тягу к этой эстетике или подходите к ней с холодных позиций исследователя? Какие ещё явления такого рода, кроме ЖЭК-арта, вам интересны?

— Я обожаю эту эстетику, но все же осторожно наблюдаю со стороны. Анализирую, изучаю, удивляюсь. Год назад я сделала еще один проект про своих бывших одноклассников. Помимо ЖКХ-арта, мне нравятся и другие красочные штуки-дрюки на улицах. Недавно я нашла паблик Бессознательное искусство и окунулась в него где-то на час.

Топ-5 пабликов «ВКонтакте» по версии Полины Соколовой:

  1. АВАНГАРД СТИЛЯ
  2. Soviet Experimental
  3. Советский дизайн
  4. Советский леттеринг
  5. Привет из 2010

Кажется, принято считать, что ЖЭК-арт — чисто русское явление, но география вашего исследования шире. То есть это интернациональный жанр? И есть ли всё же российская специфика?

— Это чисто русское явление. В отдельной главе книги я рассказываю о зарубежных явлениях, по каким-либо критериям схожих с ЖКХ-артом. Это, например остров погибших кукол в Мексике, детская площадка из турбин и лопастей самолета в Нидерландах, парк скульптур Вейо Рёнккёнена из Финляндии и двор Бодана Литнянского из Франции. Они все между собой похожи. Но термином «ЖКХ-арт» можно назвать только русские поделки.

Мусорная вилла Литнянского Фото: humor.fm

А почему так? В чём специфика?

— А почему у нас жёлто-белый пешеходный переход? Почему дома строят из разных по цвету кирпичей? Почему завешивают разваливающиеся дома красочной шторкой? Почему граффити закрашивают краской не в цвет зданию? И что чувствует работник ЖКХ, когда краской и кисточкой рисует на доме? Включает ли он в это акт творчества или просто выполняет свою работу? Я не знаю точного ответа на эти вопросы, как и на ваш. Но я думаю, что у русского народа сейчас есть огромное желание творить. Поэтому всё у нас так удивительно.

Очень интересно про классификацию ЖЭК-арта — на каких принципах она строится?

— Я классифицирую его по типу, авторству и используемым материалам. Типологию я брала с ресурса, о котором говорила выше.

Парк скульптур Вейо Рёнккёнена Фото: indibrod.ru

Вы помните момент, когда и почему вообще эта тема стала вас интересовать? Это ведь было раньше, чем возникла необходимость сделать учебную работу?

— Конечно, раньше. Я родилась и выросла в маленьком сером подмосковном городе, где все дворы украшены ЖКХ-артом. Каждый раз, проходя путь от дома до электрички, я наблюдала разные поделки из бутылок, шин, дерева. Я знаю в лицо каждую женщину, создающую эти работы у себя во дворе. И мне всегда была интересна их фантазия, их творческий потенциал. Потому что это то, с помощью чего они борются с серостью вокруг, а мне всегда хотелось бороться с этой серостью.

В аннотации на «Планете» вы поминаете Жана Дюбюффе Жан ДюбюффеФранцузский художник и скульптор, основоположник ар брют. В чём, по-вашему, схожесть ЖЭК-арта с искусством аутсайдеров и в чём различие? Выделяете ли вы его в отдельный жанр или это скорее поджанр ар брюта?

— Этому посвящена отдельная глава в моей книге (смеюсь). А ответ на последний вопрос кроется в выводах моего исследования. Вот характерная короткая цитата: «...можно сделать вывод, что ЖЭК-арт больше принадлежит к социокультурной сфере, хоть и тесно граничащей с паблик-артом, стрит-артом и ар брютом. По крайней мере, до тех пор, пока деятели искусства не обратят внимание на данный феномен или отдельных его представителей».

На острове погибших кукол Фото: nastiyasvillage.com

Для понимания наивного и аутсайдерского искусства крайне важна личность автора и его история. Справедливо ли это для ЖЭК-арта? В рассмотренных вами случаях, помимо стремления «скрасить серость», просвечивали ли личные истории и мотивы?

— Это спорный вопрос. Сложность его в том, что назвав ЖКХ-арт, собственно, «артом», мы сразу подставляем его под удар критериев, определяющих искусство. Например, важность личности автора. Но дело в том, что сами ЖКХ-артисты редко знакомы с термином «ЖЭК-арт» и в большинстве своем не воспринимают себя художниками. Тут и возникает вопрос: это все же социокультурный феномен или искусство? Обнаружить за домохозяйкой, использующей пустые бутылки от молока для создания лучей у солнца, художницу с интересной историей — задача социолога. Увидеть в этом солнце объект искусства — задача культурного зрителя. Соединить историю автора и его произведение было моей задачей в главе «Невыдуманные истории». Там представлены 4 автора, 4 истории. У каждого из них есть свои мотивы: сделать площадку для внука, скрасить действительность и так далее.

Можете привести какую-нибудь историю в пример?

— Особо запомнилась мне история Марии Шишкиной — единственной жительницы села Вострижанье. Она одна, но это совсем не значит, что ей одиноко. Каждый день около её дома останавливается несколько машин: дети, издалека завидев красоту под её окнами, умоляют родителей позволить им поиграть со Змеем Горынычем, поездить на Сивке-Бурке, побыть в роли пилота, съехать с горки, посидеть под пальмой или заглянуть в избушку Бабы Яги.

Двор Марии Шишкиной Фото: Из архива Полины Соколовой

А в целом, какой социальный портрет создателя ЖЭК-арта у вас сложился?

— К сожалению, это в большинстве своем одинокие люди, у которых по обстоятельствам возраста/здоровья/одиночества есть много свободного времени и большая фантазия.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь