X

Новости

Вчера
2 дня назад
23 августа 2019
22 августа 2019
21 августа 2019
20 августа 2019
38статей

Еженедельный проект Бориса Бейлина о пермской и не только пермской музыке

Артур Лаут: Верю, что чем хуже, тем лучше

В этот понедельник я побеседовал с Артуром Лаутом. Он рассказал мне о своих впечатлениях от музыки прошлого года и сделал прогноз на 2015 год.

Артур Лаут в прошлом музыкант (играл в группах Fab Four и Bank Holliday), диджей и продюсер спецпроектов на Радио Maximum, коллекционер винила и клубный dj-человек, отлично разбирающийся в хитрых трендах современной электроники. В середине 2000-х мы были соседями по офису Радио Maximum и вели долгие беседы о музыке, из которых впоследствии появилась программа «Деформация».

Я хотел бы первый свой вопрос посвятить твоим персональным итогам прошедшего года. Много ли ты слушал музыки? Есть ли у тебя какие-то музыкальные открытия, которые ты сделал, которые тронули тебя достаточно серьёзно? Это может быть новая музыка, может быть старая... Расскажи: каким для тебя был музыкальный 2014 год?

— 2014 год был богат на музыку, как и любой другой год. Слушал я много, читал про музыку много на самых разных ресурсах. Но были периоды, когда я совсем ничего не слушал. И были периоды, когда я доставал различные рейтинги — типа «10 главных IDM-альбомов всех времён» — и заполнял постыдные пробелы и упущения. Таким образом, кстати, открыл для себя музыканта Кристиана Феннеша (Fennesz). Альбомы «Endless summer» и «Venice» прекрасны.

Ещё в этом году, как мне кажется, наметилась некая тенденция к возвращению моды на эмбиент. И у меня возникла мысль (может, это когда-нибудь и случится?), что пора бы какие-то даб-техно-эмбиент-вечеринки проводить. Потому что музыки красивой, а именно медленной и тягучей, очень много, но её нигде не послушаешь. А пермская публика, по сетам если судить, — она категорически не понимает и не принимает подобные вещи.

Последние пару лет я ориентируюсь на Resident Advisor. Если посмотреть на лучшие альбомы, по мнению этого ресурса, или на отдельные треки, — там очень много именно медленной-медленной музыки. И я для себя эту тенденцию обозначил как «залипон». То есть всё ценное, что есть, — оно медленное. По каким причинам? По причинам, что все от всего устали. Мы, безусловно, живём в эпоху информационного пересыщения. Это во-первых. А во-вторых, наверное, потому что у всех всё есть и никому ничего, по большому счёту, не надо.

Это ты про музыку говоришь?

— Про музыку, да. Для себя я определяю это как музыку отчуждения: не активного соучастия, а именно отчуждения. Даже если это танцы, то это такие танцы... Непонятно, для кого они, зачем они?.. И, может быть, в этой связи опять же и появляются даб-техно, эмбиент, возвращение течений 1990-х... На таком фоне совершенно нелепым образом выглядит новый альбом Aphex Twin.

Почему?

— Мне показалось, что он в своём времени просто остался, и сейчас мне не интересно было его слушать.

Хорошо, что ты произнёс такое слово — «отчуждение». И то, что наблюдается возврат в 90-е. Потому что именно в 90-е, насколько я помню, появился стиль, который назывался изоляционизм. Именно в изоляционизме был в основном представлен глубокий эмбиент и даб типа Scorn. Давай тогда сразу же второй вопрос. Расскажи про какие-то конкретные, пиковые для тебя альбомы, которые ты услышал в этом году.

— Начнём с самых, наверное, неизвестных. Мне очень понравился нью-йоркский музыкант Френсис Харрис (Francis Harris) с альбомом Minutes of Sleep. У альбома совершено потрясающая обложка. Я думаю, ты её выложишь. Очень красивая! Опять же!.. Выбор альбомов по обложкам — он продолжает работать. Принцип простой: если нравится обложка, то альбом, скорее всего, хороший. Если обложка невнятная или сомнительная... Наверное, не стоит пытаться слушать.

У Френсиса Харриса есть лейбл с другом, французским диджеем Энтони Коллинсом: Scissor and Thread называется. И на нём вышел альбом You Go Girl проекта Frank & Tony. И на сольном альбоме Френсиса Харриса, и на альбоме Frank & Tony есть по одной песне, которые для меня стали танцевальными гимнами 2014 года. У Frank & Tony — это Bring The Sun, у Френсиса Харриса — You Can Always Leave.

Какие альбомы ещё понравились? Сильно понравился новый Том Йорк (Thom Yorke. Tomorrow Modern Boxes), который, кстати, вышел совершенно незамеченным, то есть шума никакого не было. Если бы это происходило пять лет назад, то было бы что-то вроде: «А-а-а-а-а!!! Пираты украли из студии новый сольный альбом Тома Йорка, и он уже в сети!!!». Ничего этого сейчас нет. У меня друзья-радиохедоманы... Я им говорю: «Послушайте нового Тома Йорка». Они: «Чё, вышел уже? Офигеть! А мы и не в курсе». Ну, то есть всем пофиг, никто ни от кого ничего уже не ждёт. А между тем альбом очень ровный, очень красивый. Люблю и уважаю Тома Йорка за то, что его всегда очень интересно слушать: как книжку читать, детали подмечать, какие-то шероховатости, неровности. Музыка у Тома всегда с многочисленными слоями и наложениями мелодий.

Понравился альбом Psychic 9-5 Club группы HTRK. Опять же из-за классного звука. Вообще, слушая HTRK и Энди Стотта (Andy Stott), новый альбом которого, Faith in Strangers, признали номером один на том же Resident Advisor, у меня возникает такое чувство, что вот нет Massive Attack, нет Portishead... Их нет, а людям нужно что-то такое, такой субститут трип-хопа, дождливой упоротой музыки. Вот был Burial — тоже ведь, по сути, такая корневая урбанистическая британская грусть.

Все эти вещи, если их рассматривать по эмоциональной шкале, — они грустные, то есть настроение этого года грустное...

— Не знаю, я не слушаю эту музыку в грустном состоянии. И я не слушаю эту музыку, потому что она грустная. Я в нормальном настроении, всё хорошо. Она просто красивая, приятная, интересная, за ней любопытно наблюдать. Ещё я бы посоветовал альбом Kettenkarussell — Easy Listening с немецкого лейбла Giegling. Он очень разнообразный: от какого-то минимал-техно до фортепьянных пассажей, довольно абстрактных. Занятно, в общем. И обложка, кстати, красивая.

Дин Блант?

— Дин Блант* очень сильно понравился. Это второй альбом, который мне у него понравился. Я бы ему медаль повесил за самобытность абсолютную. Когда слушаешь этого человека, понимаешь: он очень наслушанный, любит разную музыку... И при этом производит что-то новое. И это новое заслуживает самого пристального внимания, потому что по-настоящему нового очень мало. Всё вокруг — это реально!.. какое-то сплошное переигрывание и переосмысление чего-то. Тома Йорка опять же рекомендую, потому что у него есть свой стиль, и он его развивает. И это очень круто!

А что скажешь про отечественную сцену?

— Русская электронная музыка? Я мало её слушал в прошлом году. Новый альбом Дельфина... Считаю, что он слабый. Хоть он и позиционируется как стихи под музыку, под аккомпанемент, но мне кажется, что он слабый. Потому что его не хочется переслушивать.

Я слежу внимательно за Антоном Кривулей. Раньше он выпускал релизы под псевдонимом «Мох», сейчас выпускается под именем «Котята». Альбомы все в свободном доступе. Интересно. Мне нравится его психоделический подход к творчеству в принципе. Абсолютная свобода — никаких правил и ограничений. Снова переслушал культовых «Стук Бамбука в XI часов» из Ижевска. Снова понравилось. Снова буду переслушивать.

Давай поговорим про концерты прошлого года: много ли ходил, кого смотрел, где, что и как?

— Ходил на концерт СБПЧ в Custom House. Вообще, немного было того, на что было интересно сходить. Все фестивали пермские — полное говно. «Белые ночи» эти, на которых опять была сплошная тоска. А!.. подожди, там был какой-то ГАРАЖ ФЕСТ. POMPEYA там была, THE RIOTS. Я послушал «Окуджав», потому что с Вадиком Королёвым учился в одном классе. Специально пришёл на него посмотреть. Он играл в пермской группе «Стресс фактор», потом — в «Пилар». Сейчас вот играет в «Окуджав». Ну, потом Болта (прим. машинистки: Александр Болотов — лидер московской группы the Riots, ранее играл в пермских группах), естественно, послушал, с которым сам играл до THE RIOTS и The White Trainers Community. Ну и POMPEYA. А больше фестивалей вроде и не было. На KAMWA я не ходил, потому что больше Майкла Майера они не привозят. Что ещё было? На «Инди»* я не пошёл, потому что это тоже какое-то мертворождённое недоразумение. Вроде благие намерения, но как-то это всё глупо выглядит...

На самом деле, мне очень хочется, чтобы в Перми появились какие-нибудь милые безумцы — типа «Дереволазов». У них, я считаю, получалась настоящая корневая закамская электронная музыка, светлая и свободная.

А ты до сих пор современную музыку, которую слушаешь, которая тебе нравится, как то делишь на стили?

— Вот разделения уже нет для меня. Потому что тот же Дин Блант — это совсем не электронная музыка. Она большая, живая, живьём вся записана. Смешно её видеть рядом с техно-пластинками в одном рейтинге. А по поводу гитарной музыки, то мне кажется, что там вообще всё умерло. Есть хорошие жанровые группы гаражные и неопсиходелические (The Black Angels, The Black Keys, Tame Impala), и у них классные прикиды и ламповые усилители. Да, но блин... Нельзя войти в реку Pink Floyd и Джими Хендрикса дважды. Поэтому гитарной музыкой не увлекаюсь особо. Tequilajazzz разве что могу переслушать.

И последний вопрос. Есть какие-то ожидания от 2015 года: может, ждёшь каких-то релизов, альбомов, гастролей, концертов и прочего?

— Есть желание попасть на фестиваль Sonar в Барселоне. Это если получится. Ожидания?.. Не знаю. Мне кажется, модная пермская группа Gnoomes, которая сейчас в сторону правильного эмбиента и краута сдвинулась, будет какие-то интересные живые выступления давать. Их последний EP весьма неплох, это все отметили. Так что на «Гномов» обязательно схожу.

Особых ожиданий нет, но очень хочется, чтобы в Перми появлялись интересные музыканты, которыми можно было бы гордиться. Я очень надеюсь, что кризис поспособствует пробуждению людей и всплеску творчества. В общем, верю, что чем хуже, тем лучше.

***

Примечания машинистки

  • * Resident Advisor — одно из самых авторитетных сетевых изданий, посвящённое электронной музыке.
  • * Dean Blunt — английский музыкант, выпустивший в 2014 году альбом Black Metal, который вошёл в Top-10 почти всех музыкальных журналов.
  • * Фестиваль «Пермская волна. Инди музыка»
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+