X

Новости

Вчера
2 дня назад
13 сентября 2019
12 сентября 2019
11 сентября 2019
Фото: Gerda Steiner & Jörg Lenzlinger

Тотальный «Пикник»

Музей современного искусства PERMM начал подготовку к открытию выставки швейцарских художников Герды Штайнер и Йорга Ленцлингера. Выставка «Пикник» пройдёт при поддержке Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» в рамках программы «Swiss Made в России. Обмен в сфере современной культуры 2013-2015». Она откроется 2 декабря. Авторы приезжают в Пермь за месяц до открытия, чтобы осуществить свой самый масштабный российский арт-проект. Ради этого музей берёт долгую паузу и с 16 ноября по 2 декабря будет закрыт.

В феврале 2015 года Герда Штайнер и Йорг Ленцлингер побывали в Перми по приглашению Музея современного искусства. Знакомство с местом, где проводится выставка, исследование природы, истории, культуры края — основа творческого метода художников, сотрудничающих в дуэте с 1997 года. С тех пор они выставлялись в странах Европы, Японии, Бразилии, представляли Швейцарию на Венецианской биеннале в 2003 году. Для своих сложных инсталляций художники используют разного рода природные материалы локального происхождения. Они погружают зрителя в пространство, наполненное визуальными аллегориями, стремясь сблизить людей друг с другом, стирая границы между искусством и реальной действительностью.

Brainforest, Kanazawa 21st. Century Museum. 2004 Фото: Gerda Steiner & Jörg Lenzlinger

О том, как Герда Штайнер и Йорг Ленцлингер создают фантасмагорические инсталляции, какие смыслы, образы и материалы художники открыли в Перми и почему выставка называется «Пикник», мы расспросили их накануне начала работы.

With friends in Perm. Фото: Gerda Steiner & Jörg Lenzlinger

Расскажите, пожалуйста, об особенностях вашего творческого метода при создании инсталляций.

— Мы работаем в одном из направлений современного искусства — сайт-специфик (англ. site-specific — связанный с местом). Особенность этого метода в том, что произведение современного искусства создаётся в конкретном пространстве, с которым оно органично связано материально и семантически. Место задаёт тон всему остальному при конструировании наших эфемерных инсталляций. Мы всегда начинаем работу с того, что посещаем город, в котором предстоит делать выставку. Мы вдыхаем его воздух, наблюдаем за его жизнью, исследуем специфические черты, изучаем почву, флору, историю, культуру. Посещаем школы, галереи, магазины, кладбища, мусорки. Для нас важно прочувствовать, как в этом городе живут люди, к чему они привыкли. Мы не торопимся. Нам нравится просто гулять по городу, встречать людей, устанавливать связи и учиться.

Нам не интересно работать в студии, чтобы делать традиционные объекты искусства. Мы любим изучать контекст, в котором будет открыта выставка, незнакомый нам ранее. Задача создания инсталляции всегда формирует для нас новую ситуацию. Конечно, мы также черпаем идеи и из нашего 30-летнего художественного опыта, соединяя его с открытиями для новых историй. Мы уделяем внимание деталям. Конгломерат мелочей, пропитанный юмором и предубеждениями, превращается в подобие «визуального компоста».

The Vegetative Nervous System, museum kunst palast. Dusseldorf. 2006 Фото: Gerda Steiner & Jörg Lenzlinger

Как реагировали посетители ваших выставок в других странах? Например, во время инсталляции «Falling Garden» в Венеции или «The Lymphatic System» в Японии? Почему, на ваш взгляд, современным людям стоит увидеть визуальную метафору своего мозга или лимфатической системы?

— Через увеличение анатомической системы нашего тела мы можем взаимодействовать друг с другом, быть ближе, лучше понимать себя и взращивать свой внутренний сад. Наше тело необычайно красиво, и то, как мы функционируем, — само по себе чудо. Очень важно осознавать то, что находится внутри нашего тела. Своими работами мы превращаем микроскопическое в макроскопическое. И наоборот. При этом зритель может передвигаться в обоих измерениях и забыть об остальном. Например, перестать думать, хотя бы на одно мгновение. Мы создали «The lymphatic Sysatem» (инсталляция «Лимфатическая система», 2012) специально для Мито — японского города, расположенного между Токио и Фукусимой. Выставка открылась через год после ядерной катастрофы. Именно лимфатическая система в первую очередь подвергается поражению при радиоактивном воздействии. Зрители этой инсталляции могли лежать под десятиметровой «лимфатической системой», чтобы усилить знания о своей лимфатической системе и перестать бояться.

Почему для вас важно, чтобы посетитель музея стал не только наблюдателем инсталляции, но и её активным участником, частью выставочного пространства?

— Нам нравится обнажать все чувства и органы восприятия зрителя, не только глаза и мозг. Не менее важно пережить опыт, который открывает произведение искусства, всем телом, всеми возможными способами, какие доступны человеку. Гораздо интереснее быть частью чего-то, чем быть одному и наблюдать со стороны. Поэтому на выставке «Пикник» мы хотим предложить посетителям выращивать кристаллы соли, как в Кунгурской пещере, расположиться в пространстве музея, как у себя дома. Поэтому все три этажа музея мы хотим превратить в единое пространство, где можно будет жить в палатке или лодке, вкусно поесть, общаться с друзьями, спать, как медведь в берлоге, и предаваться философским размышлениям. Мы стремимся к тому, чтобы зрители стали частью инсталляции и чтобы им это нравилось.

Centre culturel Suisse. Paris, 2010 Фото: Gerda Steiner & Jörg Lenzlinger

Проект «Про Гельвеция» посвящён культурному обмену между Швейцарией и Россией. Какие идеи современной швейцарской культуры вам важно донести на пермской выставке?

— Современное искусство Швейцарии весьма разнообразно, невозможно выделить из него какой-то определённый тип или направление. Мы необычайно ценим тот факт, что все регионы нашей страны важны и нет централизованной культуры. И поэтому мы считаем необыкновенно важным, что в России современное искусство может существовать на всей территории, а не только в двух столичных городах. Во время нашей первой поездки в Пермь мы подумали, что здесь должен бы быть карнавал. Карнавал — это изящный дохристианский обряд, призванный спасти человеческий разум от безумия и депрессии в конце зимы.

Но вы выбрали другой формат — пикник. Это летняя форма проведения досуга. И весьма необычная для выставки современного искусства в зимнее время в уральском городе, где мерзлота и холод длятся полгода. Как бы вы объяснили свой выбор?

— Вдохновившись паблик-арт работами в городе, мы видим формат пикника как публичное пространство. Зимой особенно нужен пикник как акт социального взаимодействия. Он даёт возможность встретить новых людей в экзотической атмосфере. На выставке в зоне пикника расположится большой круглый стол, где вы можете устроить настоящую трапезу, с едой и напитками. После завершения этого приятного ритуала поверните стол и... пикник продолжится! В том случае, если вы устанете сидеть за столом, можно подняться на этаж выше, надеть костюм медведя и отправиться спать.

Nationalpark, Kunsmuseum Chur. 2013 Фото: Gerda Steiner & Jörg Lenzlinger

Интересно, каким вы увидели наш город, когда впервые приехали сюда? Что вас удивило и вдохновило?

— Мы полюбили широкую реку Каму и бескрайние пейзажи уральской природы. Сильное впечатление оставило знакомство с пермским звериным стилем и старинными деревянными скульптурами из коллекции Пермской государственной художественной галереи. Глубокие чувства в душе вызвала история о культурной революции в 2008-2012 годах. Какое разнообразие и изобилие искусства и культуры! Какая человеческая сила! И мы всё ещё можем увидеть некоторые современные паблик-арт работы в городе.

Безусловно, мы ощутили громоздкость индустриального города, но в то же время уловили счастье жизни в детском саду и положительную энергию молодой женщины из английской школы, которая показала нам город. Мы посетили ферму, где занимаются производством семян зерновых культур, трав. Кстати, этим летом мы тоже вырастили пермские помидоры и огурцы в нашем саду, и они фантастические!

Музей современного искусства PERMM нам показался необыкновенно живым востребованным местом. И, конечно, нас впечатлили «моржи»: мы наблюдали за тем, как мужчина и женщина окунались в ледяную воду Камы.

Чем бы вы хотели поделиться с пермяками и что бы вы хотели здесь приобрести?

— Мы выкладываемся на полную катушку — это то, что мы делаем всегда. Мы любим сюрпризы! И хотели бы привезти так много семян из садов Перми, как только получится. И, конечно, больше всего мы хотим встретить здесь зрителей с открытым сердцем.

Арт-директор Музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева рассказала, почему именно этих художников она пригласила в Пермь и что этот проект значит для пермского музея.

Наиля Аллахвердиева, арт-директор Музея современного искусства PERMM:

— Для нас было важно пригласить европейских художников, которые владеют уникальным методом, позволяющим зрителю с помощью искусства посмотреть на свою жизнь со стороны. Проект «Пикник» открыт для любых аудиторий. Сюда могут приходить дети, подростки, студенты, взрослые. Технология сайт-специфик позволяет музею превращаться в нечто большее, чем просто музей. Этот метод созвучен нашей концепции. Мы хотим, чтобы посетители приходили к нам, вживались в музейное пространство, чувствуя себя в нём комфортно.

«Пикник» — третья по счёту выставка за 2015 год, посвящённая изучению локальной пермской идентичности. Этой теме был посвящён проект Петра Белого «Форма незримого» и выставка Эскифа «Привет из Молотова». Все три этажа музея во время проведения выставки «Пикник» преобразятся и станут единым пространством. Переход музеев от стендовых экспозиций к инсталляционным выставкам — международный тренд. Пермский Музей современного искусства идёт в авангарде этой тенденции среди российских музеев.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь