X

Citizen: скоро

29 апреля, 3:00
29 апреля, 12:00

5 советов от «Журналиста года»

Фото: Галина Сущек

В Пермь заглянул специальный корреспондент «Медузы» Даниил Туровский. Он провёл многочасовой семинар для школы журналистов-расследователей «Точка доступа» и на последнем издыхании пришёл на встречу с благодарными пермскими читателями.

Самое важное из того, что говорил «Журналист года 2015» по версии GQ, автор нашумевших расследований про секс скандал в «Лиге школ», «Исламское государство» и проблемы представителей ЛГБТ сообществ, мы публикуем здесь.

1. Учиться журналистике нужно в редакциях

Если вы решили связать свою жизнь с журналистикой, и у вас есть склонность к литературе и творчеству, то среди факультетов нужно выбрать филологический: больше интересных предметов, расширяющих кругозор, больше приятных сложностей. К журфакам в российских вузах у Даниила Туровского отношение, мягко говоря, скептическое. Собственно, учиться писать журналистские тексты нужно в редакциях — так быстрее и качественнее. Например, Даниил работал в ИД «Коммерсант», где нужно писать заметки чётко и быстро, суховатым языком. Затем сотрудничал с журналом «Афиша», в котором его научили делать материал красочно и «перепридумывать».

Фото: Галина Сущек

2. Выбирайте для себя «хорошую редакцию»

Это должно быть место, где не «издеваются» над профессией. Не нужно идти в «зашкварную» редакцию и пытаться менять её изнутри — это плохая идея. Вот, например, на «Первом канале» работает много умных людей. А ещё там работает цензура. Если вы готовы к компромиссам, то это ваш личный выбор. Как понять, что это «хорошая» редакция? Достаточно читать материалы. По мнению Даниила Туровского, в России не так много «хороших» — Медуза, Сноб, The Village, Дождь, РБК.

3. Работайте над языком

В материалах стоит использовать простой человеческий язык — без «литературщины», но и без канцелярита. Хороший пример — язык Чехова. Кроме того, забудьте всё, чему вас учили (если учили) по советской программе на журфаках, ощутите магию слов «сторителлинг», «feature writing», «нарратив» и «документальный рассказ». Прочитайте «Антологию новой журналистики» Тома Вулфа, пролистайте журнал The New Yorker. И учитесь.

Фото: Галина Сущек

4. Держите границу между доверием и дружбой

Герой должен испытывать доверие к журналисту, чтобы рассказать ему свою историю. Можно объяснить герою, что ему стоит разговориться хотя бы ради терапевтического эффекта. Лучше, чтобы у вас был общий знакомый, который может дать рекомендацию. При этом нужно понимать, насколько здесь важна репутация — ваша и вашего издания. Вообще же, во взаимоотношениях с героями помните об одном негласном правиле врачебной деятельности — доктор не может лечить своих близких. Также и для журналиста нежелательно делать героя своим другом, иначе у героя могут быть какие-то особые ожидания. Даниил Туровский особо подчеркнул, что влияние героя на материал заканчивается после того, как вы закончили разговаривать с человеком.

Фото: Галина Сущек

5. Будьте готовы к подводным камням «хорошей» журналистики

Да, быть хорошим журналистом-расследователем в России небезопасно. Нужно заранее быть готовым к обыску в квартире, к судам, к угрозам некоторых читателей, особенно если в обществе существует неоднозначное восприятие твоего «хорошего издания». Внимательно хранить записывающую технику, брать с собой блокнот и несколько карт памяти для фотоаппарата. Если интервью или событие проходит далеко от места работы — в другом городе, лучше сохранить информацию где-нибудь на «облаке». Главное — принять это как данность и перестать беспокоиться.

Фото: Галина Сущек

***