15 июля 2019
13 июля 2019
12 июля 2019
Фото: Joel Sartore, National Geographic Photo Ark

Учёные: Ледниковый период стал причиной появления новых видов птицы киви

Фото: Joel Sartore, National Geographic Photo Ark

Новозеландская киви может считаться одной из самых странных птиц — обладательница длинного клюва с ноздрями на самом кончике, неспособная летать, ведущая ночной образ жизни. Но национальный символ Новой Зеландии также может многое рассказать миру об эволюции во времена последнего ледникового периода.

По данным исследования, опубликованного в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences руководителем команды ученых, Джейсоном Вейром, профессором биологии Торонтского университета, нынешние киви — гораздо более современные птицы, с генетической точки зрения, чем думали ранее. И вместо пяти известных видов этой птицы, Вейр говорит, что существует 11 видов и подвидов, живущих сейчас и 6 вымерших.

Ранее проводимое исследование, которое основывалось на методе проверки ДНК по одному генетическому маркеру, показало, что разные виды киви появились до плейстоценовых оледенений, которые начались 2,6 миллиона лет назад и закончились примерно 11 000 лет назад. Многие другие животные по всему миру были классифицированы подобным образом с использованием этого метода.

Но с помощью новых и гораздо более сложных технологий изучения ДНК, которые отслеживают тысячи генетических маркеров в геноме, исследование Вейра показало, что птица подверглась «взрывному» периоду генетического разнообразия, эволюционируя в новые виды и подвиды, в течение среднего и позднего Плейстоцена.

Как только на Южном острове Новой Зеландии началось оледенение, киви стали искать убежище на свободных ото льда землях западного побережья. Там они постепенно эволюционировали в течение десятков тысяч лет. Вейр обнаружил, что скорость появления разнообразных генов увеличилась в пять раз во время ледникового периода.

Вейр одним из первых пользуется новой техникой изучения ДНК для измерения эволюционных изменений. Он ожидает, что учёные пересмотрят свои исследования многих птиц и животных, существовавших в ледниковый период:

«Новые методы будут широко использоваться в течение следующих 10 лет. Старая система теперь совершенно неактуальна».