X

Новости

2 дня назад
19 сентября 2019
18 сентября 2019
Фото: Мария Столярова

Дягилевский фестиваль. День 5 — День «Человеческого»

Сегодня вечером в Органном зале Пермской филармонии в исполнении хора MusicAeterna под дирижёрским руководством Теодора Курентзиса прозвучит поэзия заключённых, на которую французский композитор Филипп Эрсан написал музыку.

Об истории

Идея хорового произведения на стихи заключённых прибыла из северной Франции, аббатства Клерво. Проект фестиваля «Свет и тени» посвящён 900-летию аббатства, где на протяжении веков заключённые отбывали свои сроки. Анн-Мари Сале, автор идеи проекта и создатель «поэтической лаборатории», предложила композиторам написать музыку на стихотворные произведения, авторами которых стали изолированные от общества люди.

Фото: Мария Столярова

О внутреннем устройстве

Для хорового исполнения «Тристия» непривычна — это череда небольших произведений, объединённых общей тематикой. Каждое — завершённое, со своей историей и своими эмоциями. «Тристия» состоит из двух частей — французской и русской. В основе первой — поэзия французских заключённых, Филипп Эрсан очень любит рассказывать о них, об их непосредственной радости встречи с композитором. Вторая часть основана на поэзии русских заключённых. Вдохновлённый «Записками из Мёртвого дома» Достоевского, «Божественной комедией» Данте и тюремными историями Мандельштама и Шаламова, художник делает эту часть кульминационной и крупнее, чем первую. Звучат фанфара, аккордеон, перкуссия.

Филипп Эрсан представляет произведение на примере «Ада» Данте и его шести кругов. Каждый круг объединяют эмоции, тема, звуки. Финальный круг, стоящий в самом конце пути плача, надежд, радости и мечт, — искупление, выраженное строками одного из французских невольников, увлёкшегося японской культурой и прямо в тюрьме выучившего японский, и, кажется, наконец обретшего покой.

О трудностях перевода

Хормейстер Виталий Полонский на пресс-конференции рассказал, что композитор очень точно услышал настроение, ритм, мелодику русской поэзии, несмотря на то что читал её в подстрочнике.

Фото: Мария Столярова

Виталий Полонский:

Я счастлив, что в моей биографии появился такой художник, как Филипп. Это музыкант, который невероятно чувствует поэтический текст. Мировая музыкальная культура встречает случаи, когда музыка поднимается гораздо выше, чем поэтический текст. Филипп — редкий автор, который чувствует русское слово. Если вам не говорить, что это написал француз, — не поверите.

Об объединении Человеческого

За решёткой время движется не так, как мы привыкли, — оно невероятно тягучее, повторяющееся и длительное. Заключённые не только сидят в четырёх стенах из бетона, они отбывают срок внутри темницы времени. Именно поэтому они ищут опоры, которые помогут им устоять и не упасть в пучину нечеловеческого безвременья. Ритм и образы становятся спасителями и проводниками в мир Человеческого.

Фото: Мария Столярова

Филипп Эрсан:

Я думаю, что для всех этих мужчин и женщин поэзия явилась спасительной силой, таинственной властью, удерживающей их от исчезновения. Потому что, как сказала русская писательница Нина Гаген-Торн, дважды арестованная по политическому обвинению и отсидевшая более десяти лет, время в тюрьме, как вода, утекает сквозь пальцы, потому что там ты не замечаешь пространства и пространственных впечатлений. «Можно: или выйти таким же, как вошёл, или, не выдержав, свихнуться... если не научишься мысленно передвигаться в пространстве, доводя мысль-образ почти до реальности. Заниматься этим без ритма — тоже свихнёшься. Помощником и водителем служит ритм».

Именно поэтому поэзия — основная тема «Тристии», а не страдания, через которые проходят узники. С помощью поиска ритма, представления образов, арестанты находят портал в другую реальность, где всё ещё живо Человеческое в человеке. Сила желания и мечты, стремление к духовной свободе объединяет заключённых всего мира. Поэтому тюремная поэзия так часто обращается к образу птицы. Здесь Филипп Эрсан вспоминает «Щегла» Мандельштама и стихотворение корсиканского происхождения, посвящённое маленькой птичке.

Можно говорить, что «Тристия», использующая в себе вкрапления поэзии разных времён и миров, целостна. Филипп Эрсан сравнивает её с мозаикой, состоящей из сотен кусочков, каждый из которых — отдельная бесконечность, не существующая без единой вселенной.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь