X

Новости

2 дня назад
15 ноября 2018
14 ноября 2018

В Перми уничтожен советский барельеф с изображением рабочих и учёных на фасаде общежития

На фасаде здания по улице Новосибирской, 15 в микрорайоне Крохалева уничтожен барельеф с изображением рабочих и людей науки, созданный в семидесятых годах прошлого столетия. Собственник здания закрыл разрушающийся барельеф сайдингом и разместил на нем баннер магазина.

Информация об утере советского барельефа была размещена в пермском телеграм-канале «Лбов». На фотографии видно, что фасад здания закрыт красным сайдингом, а поверх него натянут баннер с рекламой продуктового магазина «У Тараса».

Фото: Телеграм-канал «Лбов»

Здание по улице Новосибирская улица, 15 построено в 1974 году. В 9-этажном здании располагается общежитие. В пристрое к нему некогда работала столовая. Сейчас эти помещения сдаются в аренду, в них располагаются продуктовые магазины. Комментарии от собственника здания интернет-журналу «Звезда» получить не удалось.

Пару лет назад наш коллега Иван Козлов сделал репортаж с прогулки по микрорайону Крохалева, в том числе по улице Новосибирская.

«Это скучнейшая улица, и вообще-то нам на ней нечего делать — разве что посмотреть вот на этот барельеф около горбольницы № 1, —написал журналист. — Очень стильный барельеф был когда-то. Правда, если судить по динамике распада, то жить ему осталось от силы года полтора».

Фото: Иван Козлов

Барельеф и вправду находился в состоянии полураспада. Нижняя часть была практически разрушена. Пермский художник Рустам Исмагилов, который принимал участие в восстановлении мозаики Вадима Голубева «Комсомол» на Комсомольской площади, говорит, что реставрация — дело дорогостоящее и хлопотное.

«Объект явно не обслуживался давно. Чтобы его восстановить сейчас, нужно чуть ли не всё переделывать и восстанавливать. Многие детали отсутствуют. Но сейчас есть технологии восстановления при помощи полимерных смол», — рассказал интернет-журналу «Звезда» художник.

Кандидат искусствоведения, доцент ПГНИУ Анна Суворова считает, что утраченный рельеф является очень типичным для периода 1970-х — первой половины 1980-х годов.

«В советском искусстве этого времени образы оптимистично смотряшего в будущее „идеального человека“ — рабочего или колхозника — беззаветно строящего коммунизм, сменяются образами-предстояниями, изображающими экзистенциальное размышление современника, — рассказала интернет-журналу Анна Суворова. — Сюжеты позднего „застоя“ часто включают символические отсылки к науке, инновационным для той эпохи технологиям или высокому искусству: развевающиеся ленты перфокарт, мотивы театрального занавеса. Стилистически советское монументальное искусство 1970-х — первой половины 1980-х годов является одной из версий модернизма, в котором предметные изображения сочетаются с абстрактными в сложных, „монтажных“ композициях».

Это не первое уничтоженное произведение монументального искусства в Перми. Недавно мы писали о том, что фасад ДК «Металлист» в микрорайоне Вышка-II с советской фреской, выполненной в стиле сграффито, был закрыт облицовочной плиткой. А зимой со здания НИИУМС было снято монументальное панно Степана и Елены Колюпановых.

***