X

Новости

Вчера
2 дня назад
18 мая 2019
17 мая 2019
Фото: Пермская художественная галерея

Картины Якоба Йорданса из постоянной экспозиции Пермской галереи покажут в Эрмитаже и Пушкинском музее. Чем их заменят?

Находящиеся в постоянной экспозиции Пермской художественной галереи картины Якоба Йорданса готовятся к путешествию в Государственный Эрмитаж и ГМИИ им. Пушкина.

Якоб Йорданс «Павел и Варнава в Листре» Фото: Пермская художественная галерея

Картина «Павел и Варнава в Листре» была приобретена императрицей Екатериной II в составе коллекции графа фон Брюля, саксонского министра и знаменитого коллекционера. В середине XIX века картина была передана по распоряжению императора Александра II в Москву, для включения в собрание Московского публичного и Румянцевского музея. После его расформирования в 1924 году, через государственный музейный фонд картина была передана в собрание Пермской художественной галереи.

«В Эрмитаже имеется самый ранний вариант этой темы в творчестве Йорданса, датируемый 1616 годом. Картина из собрания Пермской галереи относится к середине 1640-х гг. и демонстрирует совершенно другой подход к трактовке знаменитого события из биографии апостола Павла. Можно утверждать, что наша картина — это своеобразный итог композиционных поисков художника в этой теме», — рассказал интернет-журналу «Звезда» искусствовед Пермской галереи Игорь Мартынов.

Якоб Йорданс «Пир бобового короля» Фото: Пермская художественная галрея

Картина «Пир бобового короля» находилась в собрании семьи Александра Бенуа в Санкт-Петербурге. В своей книге «Мои воспоминания» Бенуа рассказывает, как он любил в детстве воображать себя героем этого полотна.

«Введение в историю искусства нашего „Пира бобового короля“ так же связано с именем Александра Бенуа. В путеводителе по картинной галерее Эрмитажа, выпущенного в 1910 году, он упоминает картину при описании императорского собрания. Полотно было приобретено Молотовской картинной галереей в 1945 году в Ленинград у М. Н. Бенуа. Включение её в экспозицию выставки даёт возможность увидеть эволюцию образа „Пира бобового короля (другое название „Пир короля“), к которому Йорданс неоднократно обращался в 1630-х — 1670-х гг. Это своего рода визитная карточка фламандского художника, представляющая другой, отличный от Рубенса, вариант фламандского барокко в формате бытовой картины. В Эрмитаже есть самый ранний вариант этой темы у Йорданса (середина 1630-х гг.), а у нас — один из самых поздних», — рассказал Игорь Мартынов.

18 февраля в зале искусства Фландрии XVII-XVIII вв. вместо двух полотен Якоба Йорданса экспозицию украсят гобелен «Похищение Прекрасной Елены» (Фландрия, конец XVI- XVII вв.) и картина «Отдых на пути в Египет» (Фландрия, XVII в.).

Неизвестный художник «Отдых на пути в Египет» (Фландрия, XVII в.) Фото: Пермская художественная галерея
  • Выставка «Якоб Йорданс. Картины и рисунки из собраний России» будет показана в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина с 2 марта по 26 мая. На выставке одного из наиболее значительных фламандских живописцев XVII века представят произведения из коллекции Эрмитажа, Музея им. Пушкина, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Пермской художественной галереи и Художественного музея Нижнего Новгорода.
  • Якоб Йорданс (1593-1678) — фламандский художник, один из выдающихся представителей фламандского барокко. Две работы художника «Пир бобового короля» и «Павел и Варнава в Листре» представлены в зале «Искусство Западной Европы» Пермской галереи.
  • Картина «Пир бобового короля» изображает застолье в честь праздника Богоявления. В этот день в католических странах к праздничному столу подавался особый пирог, содержащий «сюрприз» в виде запечённого боба, ореха, фигурки Христа или святых, монетка. Тот, кому доставался «сюрприз», провозглашался Бобовым королём и возглавлял празднество. Одной из традиций было провозглашение Бобовым королём королевы праздника и в этот момент все присутствующие кричали «Король пьёт! Да здравствует король!» — отсюда возникло второе название картины.
  • Сюжет картины «Павел и Варнава в Листре» взят из «Деяний Апостолов» (14. 7-17). Апостолов Павла и Варнаву, проповедующих христианство в языческом городе Листре, народ принимает за богов Юпитера и Меркурия, ибо они совершили чудо: тщетно призывающих язычников остановиться и увидеть в них таких же людей, как сами жители Листры.