19 сентября 2019
18 сентября 2019
Фото: Science Magazine

Учёные впервые создали искусственную бактерию с минимальным набором генов

Команда под руководством американского исследователя Крейга Вентера создала полусинтетическую бактерию, которая имеет менее 500 генов и остаётся при этом стабильно живой.

Бактерия Syn 3.0 с 473 генами Фото: Science Magazine

Таким образом, удалось создать живой организм, в котором существует самое маленькое в природе количество генов.

Учёные считают, что это открытие позволит существенно расширить границы фундаментальной науки, а также поможет в создании новых лекарств и прочих химических соединений.

— Наша глобальная задача — разработать и построить синтетический организм, в который мы смогли бы добавлять различные функции и предсказывать, что может получиться на выходе, — приводит BBC слова Дэниэла Гибсона, одного из участников команды, создавшей уникальную бактерию.

Идею минимального генома доктор Вентер и его коллеги разрабатывали в течение двадцати лет. Их самые первые исследования показали, что возможно достичь цифры в 300 генов, но в дальнейшем всё же это значение пришлось увеличить.

В созданной бактерии количество необходимых для её существования генов составило 473. При этом 149 генов оказались для учёных загадкой — они до сих пор не знают, за что отвечают эти гены. Поэтому эксперименты продолжаются.

***

• Для сравнения, человек имеет около 20 000 генов. Самый изученный микроб E. coli — около 4 000 генов. Рекордно низкое же количество генов у живущих в природе организмов имеет миокплазма, обитающая в половых органах человека — 525 генов.
  • Есть, конечно, и меньшее количество генов — 125. Столько содержит Tremblaya. Проблема лишь в том, что этот организм не может выживать за пределами пробирки.
  • Фактически учёным под руководством доктора Вентера впервые удалось создать живой искусственный организм.