X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
17 октября 2018

Пермяки поставили памятник «футуристу жизни» Владимиру Гольцшмидту

Фото: Иван Козлов

Вечером 12 апреля в сквере у Оперного театра состоялась церемония открытия памятника Владимиру Гольцшмидту — одному из самых неоднозначных и радикальных представителей российского футуризма.

Поэт и культурист, Гольдшмидт обладал авантюрным складом характера, большинство своих лекций и выступлений сопровождал физическими упражнениями и эпатажными выходками — в частности, нередко ломал об голову толстые доски. Фактически, он был не только одним из родоначальников перфоманса, но и едва ли не первым человеком, придавшим перфомансу тотальный характер и провозгласивший «жизнетворчество» высшей формой искусства. При этом современниками (даже самими футуристами) он оказался не понят, а потомками — незаслуженно забыт.

А между тем, для Перми он является знаковой фигурой, поскольку родился и долгое время проживал именно здесь (сохранился даже точный адрес — сегодня это здание Торгово-промышленной палаты на Советской, 24).

Фото: Иван Козлов

Именно это обстоятельство сподвигло пермского журналиста и историка Сергея Хакимова вместе с группой единомышленников отдать Владимиру Гольдцшмидту дань памяти. По словам самого Хакимова, его главным мотивом было не только желание рассказать жителям города об их удивительном земляке, но и восстановить историческую справедливость: сегодня ситуация в Перми складывается таким образом, что локальная идентичность зачастую строится вокруг фигур, имеющих к нашему городу весьма косвенное отношение, в то время как настоящие культурные герои, родившиеся и выросшие в Перми, остаются незаслуженно забытыми.

9 апреля Хакимов провёл в ЦГК лекцию, посвящённую жизни и творчеству Владимира Гольцшмидта, в 12 апреля вместе с группой единомышленников торжественно открыл первый в мире памятник «футуристу жизни». Памятник, автором которого выступил пермский культурист Митя Ткачёв, создавался на личные средства инициаторов проекта.

Фото: Иван Козлов

Церемония открытия представляла собой художественную акцию, которая практически в точности копировала перфоманс самого Гольцшмидта, проведённый им ровно сто лет назад — 12 апреля 1918 года — на площади перед Большим Театром. Автором оригинального памятника был скульптор-анималист Василий Ватагин, а Гольцшмидт устанавливал его себе сам. По задумке авторов, рядом с Гольцшмидтом была изображена кусающая его собака, олицетворявшая мещанские вкусы. Собака также была воспроизведена в памятнике образца 2018 года.

Фото: Иван Козлов

Как и оригинальный перфоманс, пермская акция не согласовывалась ни с какими официальными структурами, в связи с чем не анонсировалась широко. Однако на церемонию открытия собралось порядка 20 человек — соучастников акции и представителей местной культурной общественности. На открытии прозвучало стихотворение «Памятник Владимира жизни поставленный собственно ручно в г. Москве 12 апреля», написанное Гольцшмидтом сто лет назад.

Организаторы не питают иллюзий по поводу того, что самовольно установленный памятник простоит в сквере долго — впрочем, любой сценарий развития событий окажется приемлемым. Если памятник приживётся в городской среде, Пермь получит ещё одну интересную и важную достопримечательность. Если же нет — что ж, памятник, установленный самим Гольцшмидтом сто лет назад, и вовсе простоял несколько часов, так что две акции станут ещё ближе друг к другу в содержательном плане.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

***