
Подкасты

Рассылка
Стань Звездой

«Родители могут не пускать учителя домой». Пермский омбудсмен по правам ребёнка — о «проверках классными руководителями холодильников»
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края разработала постановление, по которому классные руководители должны посещать квартиры школьников. При посещении учителя должны составлять «акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, в которой проживают и воспитываются несовершеннолетние дети». У родителей этот документ вызвал негодование
В акте есть такие позиции, как совокупный доход семьи в месяц, жилищные условия (количество комнат, размер жилплощади, сколько человек зарегистрировано и проживает на данной площади), домашние условия (наличие необходимой мебели, спального места, игровой зоны у детей, игрушек, книг, спортивных принадлежностей), характеристика состояния жилья (соблюдение санитарно
Анна Зуева на своей страничке Facebook написала, что на собрании родителям школьников раздали анкету, в которой среди прочих был вопрос «Разрешаете ли с инспекцией жилищных условий посетить Вашу квартиру (дом)?» На вопрос, кто будет этим заниматься и с какой целью, Анне ответили, что каждого ребёнка будет посещать классный руководитель с целью выявления семейного неблагополучия.
«У нас замечательный учитель, у неё два класса
— около 60 детей. Школа в Закамске, в нашем классе многие дети живут далеко: к примеру, до нашего дома 20 минут на машине. Получается, каждый день в 7 вечера учитель, отведя уроки, должен посещать по одной семье. А когда ей проверять уроки, заполнять электронный дневник? И закончит она посещение всех детей через 3 месяца в лучшем случае, если будет ходить каждый день, и мы берём в расчёт рабочие дни. Второе— с какой целью. Вот тут самое интересное: выявление семейного неблагополучия! Это классный руководитель, а не социальный педагог и даже не психолог»,— пишет она.
Второй момент, который волнует Анну Зуеву,
«Судя по анкете
— доход каждого родителя. Непонятно, как этот показатель влияет на семейное неблагополучие в среднестатистической семье, а проверка предусматривает каждую семью! Вспомним весну и школу № 127, там оба молодых человека были из семей с нормальным достатком. Дальше— больше: оценка ассортимента продуктов питания. Я с собрания приехала в 21:00, у меня дома пустой холодильник, и что это показывает? Это же полностью субъективный критерий. Как и следующие: как педагог может на глаз оценить психологический климат в семье за один визит?»— считает она.
По её мнению, проверять каждую семью
«Как потом будут храниться данные о доходах семьи и о том, что обнаружено в квартире? При этом выводы будут субъективными, а критерии непонятны. Я понимаю, что в последнее время в Перми случилось много страшных трагедий. Но впадать в крайности, загружать людей бессмысленной работой, пугать родителей
— не выход. Почему нельзя обучить людей? Педагогов— выявлять неблагополучие, родителей— обращать внимание на соседей. Нет. Мы сделаем красивые отчёты с большими цифрами. И да, наш класс единогласно написал заявление против проверки наших квартир»,— возмущается Анна Зуева.
В документе также прописаны другие индикаторы при выявлении риска попадания семьи и детей в социально опасное положение. Каждому индикатору присвоен балл. Например, попытка суицида
Один из индикаторов
Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Светлана Денисова опубликовала на официальном сайте свой комментарий. В аппарат уполномоченного уже стали поступать обращения от родителей, которые просят разъяснить законность недавно принятого и широко обсуждаемого Постановления КДНиЗП о Порядке работы субъектов профилактики по раннему выявлению детского и семейного неблагополучия. По её мнению, документ нуждается в доработке.
«Задача ранней профилактики семейного неблагополучия стоит уже не первый год, и этот документ по своему смыслу не нов, в нем уточнен механизм взаимодействия субъектов профилактики с семьей,
— пишет Светлана Денисова.— При этом важно пояснить как родителям, так и напомнить педагогам, что школа— и есть тот самый субъект профилактики, поэтому ее работа по выявлению детского неблагополучия законна и обоснована. Согласно ФЗ-120 все субъекты профилактики обязаны выявлять факты детского неблагополучия и устранять их. Другое дело, что алгоритм действий и терминология Порядка должны быть законны и понятны для всех. Сама жизнь и частые случаи детского неблагополучия, о которых мы так часто читаем в СМИ, продиктовала необходимость более плотной работы с семьей, и это правильно— ранняя профилактика гораздо эффективнее».
Светлана Денисова соглашается с мнением родителей, что ряд положений Порядка имеют риски вторжения в частную и семейную жизнь, то есть они избыточны
«Считаю невозможным объективно оценить психологическую атмосферу в семье за одно посещение в год,
— пишет она.— Поясню, что если родители откажутся пускать учителя в свой дом— это их конституционное право. Считаю, что документ нуждается в доработке. В том числе, в вопросе перекладывания функций социальных работников на классного руководителя. Выходы в семью— одна, но не единственная возможность увидеть неблагополучие ребенка. Когда есть основания полагать, что есть угроза жизни и здоровью ребенка, его благополучие все равно проверят— только уже специалисты комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Главное, чтобы сигнал о неблагополучии ребенка поступил вовремя, и не обязательно от классного руководителя— это могут быть соседи, родители одноклассников».
***
- Утром 15 января в школе № 127 Мотовилихинского района Перми двое подростков напали на учительницу и других школьников. Пострадали 15 человек, сильнее всех
— учительница. После инцидента в Пермском крае проверили системы безопасности всех образовательных учреждений. Следственный комитет России признал инцидент в школе № 127 нападением, одного из подростков, которые в нём участвовали, отправили в психбольницу, второй находится в СИЗО. - Читайте также: Нападение на школу № 127 в Перми. Что известно спустя сутки после трагедии.
- Комментарий психиатра Александра Вайнера о трагедии в пермской школе № 127.
- Битва мнений: Нужно ли усиливать меры безопасности в школах?
- Неудобный ребёнок. Как устроена система работы с детьми, имеющими психические отклонения
- «С детьми надо разговаривать». Как взять в семью «трудных» подростков и не пожалеть об этом.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+
Программирование - Веб Медведь