X

Новости

2 дня назад
18 января 2018
17 января 2018
16 января 2018

«Если вы объедините пять нищих, одного богатого вы не получите». Теоретики и практики обсудили преобразования районов в городские округа

Фото: Максим Артамонов

В пермском политехническом университете политологи, депутаты и чиновники обсудили трансформацию российской модели местного самоуправления. Поводом стали новости о том, что Краснокамск, Чайковский, Кизел и Гремячинск планируют объединить с районами и сделать их городскими округами. К единому мнению о необходимости такого процесса никто не пришёл, но риски обозначили.

Депутат Законодательного собрания Пермского края и экс-глава городского округа Губаха Александр Борисов сравнил устройство в территории с семьёй, считая, что эффективнее распределять ресурсы и ответственность централизованно, а не по «двухуровневой» системе. Однако в объединении есть и минус — выпадающие доходы:

«В Пермском крае поменялись правила финансирования территорий, и у городских округов выпало около 5 % доходов — а это порядка 35-35 млн руб». Правда, потом, по его словам, этот разрыв уменьшился примерно на половину, но остался всё равно.

С ним поспорил политолог и член Всероссийского совета МСУ Александр Широков:

«Продолжу вашу логику до конца. Если нужна концентрация финансов — надо отобрать деньги у городских округов, потому что они будут эффективнее распределяться в регионах. А потом вообще все деньги перевести в Москву, чтобы они распределялись централизованно. Вот что получается по этой логике», — считает Широков.

Экс-председатель думы Лысьвенского городского округа Виктор Комаренко, наоборот, сказал, что перераспределение средств позволило им снять лишние функции с сёл и повысить зарплату специалистам. При этом он отметил, что «выпадающих доходов» при объединении у Лысьвы с районом было порядка 20 млн руб., но с помощью сокращения управленческих расходов они эту потерю практически не заметили.

Профессор Академии социального управления, экс-мэр города Шлиссельбурга в Ленинградской области и бывший зампредседателя Законодательного собрания Ленинградской области Светлана Юркова высказалась, что Россия постепенно уходит от местного самоуправления, хотя именно в органах МСУ находится власть, наиболее близкая к людям. В пример Светлана Юркова привела Московскую область, где начались укрупнения территорий, что стало удобным решением для власти выше:

«Удобно, когда нужно договориться с одним человеком, а не с десятью. Происходит жёсткая централизация ресурса. Только не транслируйте миф о том, что укрупнение даёт серьёзный экономический эффект. Если вы объедините пять нищих, одного богатого вы не получите».

И другие эксперты тоже согласились с тем, что укрупнение территорий — федеральный тренд на сегодня.

Алла Чирикова, главный научный сотрудник Института социологии РАН, объяснила это тем, что в условиях кризиса все хотят упрощений, а не сложностей и затрат. При этом, по её словам, для чиновников апелляции к тому, что людям стало лучше или хуже жить, не работают, их интересуют только протестные настроения.

Политолог Константин Сулимов считает, что местное самоуправление должно быть, так как это условие способности общества самоорганизовываться. При этом, если укрупнение неизбежно, то в этом процессе важна публичность, открытость. Власти Пермского края, по его мнению, могли бы обозначить свою позицию и объяснить цели укрупнения. «Все понимают, что это делает региональная власть, но она скрывается».

В итоге очередь вернулась к «практикам», которые призвали политологов не рассматривать укрупнение как неизбежное зло. По словам Александра Борисова, после создания городского округа в Губахе появилась туристическая инфраструктура, в удалённых посёлках появилась вода и отопление. Виктор Комаренко тоже видит изменения в Лысьве в лучшую сторону, но признаёт, что подойдёт модель укрупнения далеко не всем территориям — это не универсальное решение.