X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Тимур Абасов

Улицы Перми начали обрабатывать реагентами. Почему горожане недовольны, и что с этим делать

Что произошло: В Перми возобновилась дискуссия по поводу содержания пешеходных частей улиц в зимнее время, в частности, применения реагентов. Татьяна Татаринова опубликовала у себя в «Фейсбуке» фото, на котором видно, что на бульваре Компроса используют реагенты.

«Как показывает опыт гуляния по аллее при -3, плитка очень скользкая. Есть и хорошие новости. Её активно посыпают реагентами. Открытым остается вопрос — её так и будут всю зиму посыпать или просто народ ходить перестанет? А есть ли такой материал, который не такой скользкий, как плитка?» —задаётся вопросами Татьяна.

Татьяна делает вывод, что либо на новой плитке «все будут биться об лёд головой», либо её будут засыпать большими объёмами реагентов.

Сегодня, 17 ноября, во время пленарного заседания Пермской городской думы депутат Надежда Агишева спросила у замглавы Перми Анатолия Дашкевича о содержании бульвара:

«Ко мне не раз обращались и сообщали, что реагенты используются на объектах озеленения. Недавно мы наблюдали как „Бионорд“ (реагент нового поколения) использовался на бульваре Комсомольского проспекта, где уже сложилась небольшая экологическая катастрофа, связанная с вырубкой лип. Там сейчас посажены молодые и дорогие саженцы, под корни которых будут сгребать снег с реагентами. Кто будет нести ответственность и возмещать ущерб природе?»

Дашкевич подтвердил, что это нарушение правил благоустройства и пообещал разобраться.

«Если мы зафиксируем нарушения, то накажем подрядчика», — сказал заместитель главы города.

Что говорят власти: В пресс-службе мэрии Перми сообщили, что бульварная часть Компроса — улица первой категории и её содержание прописано в Правилах благоустройства. Так как бульвар является объектом озеленения, здесь запрещено использовать химические реагенты. В 6.5.1 Правил благоустройства говорится, что при осуществлении содержания обособленных пешеходных зон должны быть выполнены следующие требования: обеспечены чистота, наличие урн, очищенных от мусора; по мере появления зимней скользкости должна производиться обработка противогололёдными материалами. В данном случае песком или гранитной крошкой.

Отдельным пунктом прописано, что «при уборке в зимний период дорог в парках, садах, скверах, в городских лесах, на бульварах и в других зонах отдыха допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, в места, заранее определённые для этих целей, при условии сохранности зелёных насаждений и обеспечении оттока талых вод».

За что пермяки критикуют химические реагенты: Так как в Перми не налажена система вывоза, то смесь снега и «Бионорда», убранная с проезжей части, складируется на газонах. При таянии «химия» попадает в малые реки. Кроме того, снегосвалки в городе не оборудованы должным образом, нет очистных сооружений. Поэтому даже вывезенный туда снег после таяния загрязняет почвы и воду.

Жители города жалуются на химические реагенты на тротуарах. Люди, которые гуляют с собаками, просто не могут перейти улицу — все переходы и подходы к ним засыпаны реагентом. Собаки после прогулки обжигают лапы.

Например, Елена Плешкова рассказывает, что около её дома на Подлесной разрешено использовать только песчаную смесь. Но подрядные организации всё засыпают реагентами.

Фото: Елена Плешкова
Фото: Елена Плешкова

«Причём сыплют безо всяких ограничений, — поясняет Елена. — А потом всем этим летом будут дышать люди: это источник как раз тех частиц РМ2,5 и РМ10, которые вызывают заболевания сердечно-сосудистой системы и рак».

Как содержатся улицы в Москве: Руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова говорит, что в дискуссии о содержании улиц нужно выделить три важных момента: 1) скользкая плитка; 2) применение реагентов; 3) грязь.

Климентова поясняет, что плитка бывает разной и ссылается на московский опыт. Например, рядом со станцией метро Баррикадная раньше была красная мелкая плитка. Передвигаться по ней было невозможно — она становилась скользкой даже в дождь. Но после того как плитку у метро поменяли на серую с шероховатой поверхностью, ходить стало безопасно и летом, и зимой.

«Во многих странах, в том числе зимних (Норвегия, Финляндия, Канада), на многих пешеходных зонах, особенно на центральных улицах, лежит плитка. Любые пешеходные зоны, в плитке они или нет, необходимо чистить до поверхности. Большой поток людей усугубляет процесс образования льда — даже при стабильном минусе люди утрамбовывают снег и способствуют тому, чтобы поверхность подтаяла и образовалась корочка льда. Что делать? Убирать снег до того, как он утрамбовался».

Анна Климентова считает, что для плитки лучше применять комбинированные материалы — смесь реагентов с мраморной крошкой — как это делают в Москве. «Таким образом, вы и снег/лёд уберёте, но у людей будет под ногами дополнительное сцепление в виде небольших камушков. Просто сыпать отдельно камушки без реагентов не поможет. Песок тоже не подходит — он слишком мелкий и будет ещё больше грязи», — объясняет она.

Второй момент, на который обращает внимание руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог, — применение химических реагентов.

«При любых противогололёдных материалах, реагенты это или пескосоляная смесь, нужно помнить две вещи: дозировка и уборка талого снега после применения. Это касается любых противогололёдных материалов. То есть рассыпал, убрал. Тогда будет чисто и сухо.»

Третий момент касается грязи на улицах. Основной протвогололёдных материалов для тротуаров в городе является пескосоляная смесь. Её в Перми применяли десятилетиями и доля её остаётся существенной.

«Москве понадобилось 10 лет, чтобы полностью запретить песок — основной источник грязи — и перейти на реагенты (и на дорогах, и на тротуарах), чтобы в городе более или менее стало чисто, — говорит Климентова. — И то, машины с области всё равно несут грязь, да и сам транспорт вносит загрязнение на дороги — истёртыми шинами и асфальтом. Поэтому даже если Пермь полностью перейдёт на реагенты, понадобится время, чтобы вымыть город, привести в порядок бордюры, поставить мойки колёс на стройках. Это комплекс вопросов. Небольшим количеством реагентов не решить».

Впрочем, научное сообщество обращает внимание на пагубное влияние химических реагентов на экологическую ситуацию в столице. С целью независимого изучения вопроса о влиянии противогололёдных реагентов, применяемых на территории Москвы, на кафедре инженерной и экологической геологии геологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова были проведены исследования.

Учёные сделали вывод, что применение противогололёдных материалов ведёт к ухудшению эколого-геологических условий на территории Москвы. Поэтому нужно существенно сократить объёмы их применения, ужесточить контроль за соблюдением технологий и объёмами применения, пересмотреть нормы их использования; полностью запретить применение технической соли, даже в составе смесей, для посыпки дорог в Москве. Кроме этого, власти должны обеспечивать быстрое и своевременное удаление дорожных осадков с остатками противогололёдных реагентов с дорог, не допуская появления жижи и проявления её агрессивных свойств.

***

Читайте также:

#ПроектFAQ: Чем посыпают дороги и тротуары в Перми?

#ПроектFAQ: Что делать со снегом с городских улиц?

Противогололёдное дело. Бизнесмена Рустама Гильфанова, учредителя ООО «Уральский завод противогололёдных материалов», выпустили на свободу

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь