21 июня 2019
20 июня 2019
19 июня 2019
Фото: ESA/Hubble & NASA; Acknowledgement: Judy Schmidt

Физики говорят о существовании пятой силы природы

Фото: ESA/Hubble & NASA; Acknowledgement: Judy Schmidt

Недавние исследования, говорящие о возможном наличии до этого неизвестных субатомных частиц, могут указывать на существование пятой фундаментальной силы природы, сообщается в статье, опубликованной в журнале Physical Review Letters физиками-теоретиками из Калифорнийского университета, Ирвайн.

Джонатан Фенг, профессор физики и астрономии:

Если это правда, то грядёт революция в науке. В течение десятилетий мы знали четыре основные силы: гравитацию, электромагнетизм, сильные и слабые ядерные взаимодействия. Если мы убедимся в существовании пятой силы, то это открытие совершенно изменит наше понимание Вселенной, что впоследствии может помочь нам понять взаимодействие сил и темной материи.

Учёные Калифорнийского университета обнаружили прошлогоднее исследование в области ядерной физики Венгерской академии наук, где была произведена попытка обнаружить «тёмные фотоны», частицы, которые могли бы обозначить невидимую тёмную материю, составляющую примерно 85 % массы Вселенной. В работе венгерских учёных была выявлена аномалия в радиоактивном распаде, указывающая на существование лёгких частиц, которые тяжелее электрона всего в 30 раз. Фенг отмечает:

«Экспериментаторы не могли заявить о существовании новой силы. Они просто увидели избыток, указывающий на новую частицу, но они не знали, была ли она частицей вещества или частицей-переносчиком взаимодействий».

Команда из Калифорнийского университета изучила материалы венгерских учёных и предыдущие эксперименты в этой области, а затем показала, что результаты не говорят о наличии частиц вещества или тёмных фотонов. Они предложили новую теорию, которая совмещает все существующие данные и определяет, что находка может свидетельствовать о существовании пятой фундаментальной силы.

Учёные говорят, что вместо тёмного фотона новая частица может быть протофобным Х-бозоном.

Тимоти Тейт, соавтор исследования, профессор физики и астрономии:

Не существует других бозонов, у которых мы наблюдали подобные характеристики. Иногда мы называем эту частицу Х-бозон, где Х означает неизвестное.

Фенг отметил, что дальнейшие эксперименты сыграют решающую роль:

«Частица не очень тяжёлая, и у лабораторий была энергия, чтобы произвести её с 50-60-х годов. Однако причиной, по которой её было трудно обнаружить, являются исключительно слабые взаимодействия частицы. Но теперь многим экспериментаторам, работающим в небольших лабораториях по всему миру, известно, куда смотреть».

Сейчас интерес Фенга вызывает возможность объединения потенциальной пятой силы с электромагнитными, сильными и слабыми ядерными взаимодействиями как «проявление одной, более фундаментальной силы».