X

Новости

Сегодня
Вчера
20 сентября 2019
19 сентября 2019

Дневник X Дягилевского фестиваля. День 6 — «День контрастов». Концерт Liederabend

Фото: Эдвард Тихонов

«Вечер песен» — тёплый, камерный. Уравновешивая эмоциональное состояние зрителей, он почти противоположен всему, что есть в программе до и после.

Liederabend изначально был лёгким для восприятия. Это формат камерного концерта, салонных встреч, на которых играли новые небольшие по длительности произведения — Шуберт начинал с них. «Вечер песен» родом из Германии XVIII века, времён, когда светлые залы заполняли шуршащие платья, камзолы и трости. Liederabend (дословно — «вечер песен») состоит из романсов, объединённых смыслом, музыкой или личностью автора. Такие камерные концерты (по-русски — «квартирники») посещались прогрессивной молодёжью — может быть, поэтому Liederabend ассоциируют с романтизмом, вольнодумием, мечтательностью.

Романтизм

Liederabend, как и романтические направления в литературе, взял за основу личность, героя, с которым происходят влюблённости, думы, приключения. Поэтому короткие и очень концентрированные романсы одновременно сосредоточены на конкретном человеке и понятны каждому, так как содержат романтически-универсальные и понятные всем мысли.

Liederabend — своего рода моноспектакль. Исполнитель-актёр в нём играет двойственную роль — граница между личностью музыканта и героем очень хрупкая, и не скатиться в лирический акционизм не так просто. Андре Шуэн (баритон) — герой нашего вечера: плавными летящими движениями рук он удерживал в зале дух XVIII-XIX столетий, всё время мечтательно вскидывая глаза вверх и прижимая обе руки к груди.

Искренне лиричный

Такой получился концерт. На невероятно музыкальном немецком были воспеты жизнь и смерть, чувства, жажда жизни. Романтический, но вместе с этим близкий каждому присутствующему, до наивности личный и эмоциональный, лидерабенд очень близок к тому, что чувствует человек в моменты переживания приключения жизни. Короткие песни, собранные в Liederabend, — концентрат человека, погружённого полностью в жизнь.

Андре Шуэн и Даниэль Хайде умело работали с аудиторией: ненавязчиво вглядываясь в глаза сидящих, они тонко улавливали атмосферу в зале, не позволяя тишине быть неудобной. Формат Liederabend непривычен для неподготовленной аудитории, но здесь таких нет: хлопали чётко по авторам — Шуман, затем Вольф, потом — Мартен.

После «вечера» музыканты в интервью пресс-службе Дягилевского фестиваля, объяснили, каким образом строится логика программы:

Андре Шуэн:

На контрасте строится вся программа. Три композитора, три поэта — Гейне, Гёте, фон Гофмансталь, и три характера — юноша, зрелый мужчина, обречённый на смерть в годы своего расцвета, и старик. Это трилогия в трёх разных плоскостях: музыкальном, литературном и драматическом. Конечно, наше движение от Шумана к Мартену обусловлено исторически. И этот приём работает: между Шуманом и Мартеном был бы слишком сильный контраст, и Вольф его сглаживает. Это очень важно с музыкальной точки зрения. Шуман очень нежный, лиричный, мелодичный, за ним идёт Вольф с хроматизмами, который ведёт нас к шероховатой, грубой, очень ритмичной музыке Мартена.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь