18 ноября 2019
Фото: Image courtesy Marianne Hanzlik, Chemie Department, FG Elektronenmikroskopie, Technische Universität München.

Пепел сверхновой звезды обнаружили на дне океана

Пепел сверхновой звезды СверхноваяМощнейший взрыв огромной погибающей звезды. Эти взрывы видны во всех уголках Вселенной, они достаточно яркие, чтобы ненадолго затмить другие звёзды в своих галактиках. был обнаружен осадочных породах, созданных земными бактериями.

Так как окаменелости содержат различные металлы, которые, вероятнее всего являются продуктами взрыва сверхновой, произошедшего в световых годах от Земли, исследователи предполагают, что это событие сыграло роль в массовом вымирании.

Учёные уже выяснили, что сверхновая производит радиоактивный изотоп железа, известный как железо-60, который не может появиться на Земле самостоятельно. В ходе взрыва количество выбрасываемого в космос железа превышает массу Солнца в 5-10 раз.

В предыдущих исследованиях предполагалось, что сверхновая, находящаяся как минимум в 325 световых годах от Земли, превратилась в железный пепел примерно 2 млн лет назад. Для того чтобы обнаружить следы этого железа, учёные проанализировали образцы морских осадочных пород, извлечённых из Тихого океана и относящихся к этому промежутку времени.

Обнаружилось, что магнитные окаменелости, содержащие железо-60, впервые появились в этих образцах между 2,6 и 2,8 млн лет назад. Вероятнее всего, космический мусор сверхновой обрушивался на Землю примерно 800 000 лет назад.

Шон Бишоп, соавтор исследования, Мюнхенский технический университет:

«Находить в магнитных окаменелостях ещё живые атомы железа-60, выброшенные из внутренностей сверхновой звезды 2,6 млн лет назад, — потрясающе. Сейчас мы способны обнаружить один атом железа-60 в 10^16 (10 млн млрд) атомах железа, и это впечатляющие результаты».

Исследователи отмечают, что мусор сверхновой звезды посыпался на Земле примерно в то же время, когда началось массовое вымирание. Ледниковый период также случился в этот отрезок времени.

«Мы не можем ничего сказать о связи сверхновой звезды и вымирания, но это похоже на астрономическое совпадение».

Найти эту потенциальную связь помогут будущие исследования, отмечает учёный.