22 июня 2019
21 июня 2019
20 июня 2019
19 июня 2019

Предписание антибиотиков: необходим анализ крови

Фото: Freestockphotos.biz

За несколько часов простой анализ крови может обнаружить разницу между вирусной и бактериальной инфекцией.

Эта информация исключительно важна для врачей, которые выписывают антибиотики людям с бактериальными инфекциями. Однако они не должны делать этого, если инфекция вирусная, например, простуда или грипп (антибиотики не действуют против вирусов).

По данным исследования, опубликованном в Science Translational Medicine, чрезмерно частое предписание антибиотиков пациентам, которые в них не нуждаются, ведёт к возникновению устойчивости к антибиотикам. Тем не менее, зачастую врачам сложно определить, что делает человека больным: бактерия или инфекция.

Тимати Суинни, ведущий автор исследования, врач и научный сотрудник института инфекций, иммунитета и трансплантологии Стэнфордского университета:

«Когда человек приходит в больницу, бактериальная и вирусная инфекция могут выглядеть абсолютно одинаково».

Например, больное горло может быть как симптомом ангины, вызываемой бактериями стрептококками, так и вирусной инфекцией верхних дыхательных путей.

В ходе исследования учёные разработали новый способ анализа крови на основе их предыдущей работы, где было обнаружено, что иммунная система по-разному реагирует на вирусные и бактериальные инфекции.

В ходе анализа рассматривается активность семи генов в теле человека. Эти гены ответственны за производство определённых молекул, которые иммунная система использует в качестве ответной реакции на инфекцию. В зависимости от типа инфекции, эти гены будут работать по-разному, что может обнаружить анализ крови.

Для того чтобы убедиться в точности исследования, учёные использовали образцы крови 96 детей, страдающих от сепсиса — тяжёлого заболевания, подавляющего иммунный ответ на инфекцию и вызывающий обширный воспалительный процесс. С помощью нового анализа крови удалось правильно определить 90 % детей, чей сепсис был вызван бактериальной инфекцией, 55 % с вирусным заболеванием.

Однако понадобится большее количество исследований, прежде чем данный тест станет доступным врачам в клиниках. Кроме того, исследователи планируют сделать проведение анализа крови более быстрым. Сейчас он требует от 4 до 6 часов, что «слишком медленно для использования в больницах. Вероятность смертельного исхода при бактериальном сепсисе увеличивается на 8 % за каждый час, отложенный перед принятием антибиотиков», отмечают исследователи.

Исследователи надеются объединить этот тест с другим, разработанным ими до этого, который позволяет определить, является ли вообще данный человек носителем инфекции.

«Объединяя два теста, у врачей будет схема принятия решений», — говорит Суинни. Используя старый тест, они смогут определять наличие инфекции. Например, пациент может иметь симптомы, указывающие на инфекцию: воспаление, лихорадка, высокая частота сердечных сокращений, однако те же симптомы могут быть вызваны и другими причинами. Если же пациент является носителем инфекции, то следующий шаг будет определять, является ли она вирусной или бактериальной.