X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
20 сентября 2019

Дневник X Дягилевского фестиваля. День 11 — «Резонансный день». Круглый стол

Накануне волнительного вручения премии «Резонанс-2016» в фестивальном клубе прошёл круглый стол с участием «старшего» и «младшего» поколения музыкальных критиков. Обсудили апокалипсис, мешки с нотами, эмоциональное половодье и фейсбук.

Участники: музыкальные критики Юлия Бедерова, Алексей Парин, Илья Овчинников, музыковед Владимир Раннев, журналист Алексей Мунипов и молодые критики, попавшие в шорт-лист премии.

Фото: Мария Столярова

О жизни

Лейтмотивом круглого стола стала тема «письма о жизни». Жюри премии «Резонанс», прочитав 139 текстов, увидели необходимость попытки анализа реальности через критические статьи.

Владимир Раннев:

Музыкальная критика не о музыке, она о жизни, но на материале музыки.

Юлия Бедерова:

Предмет музыкальной критики — не только событие и высказывание о том, хорошо это было или плохо, но и контекст, его выстраивание. И этот контекст начинает представлять реальность уже не только через текст, но через редакцию, взаимоотношение с читателем. Критика не будет существовать, если она не осознаёт себя не только частью, но и сотворцом это реального котекста.

Далее речь заходит о самих работах: мнения собравшихся почти совпадают в том, что уровень работ упал — 139 текстов, которые «оставили в печали и грусти». Однако Алексей Парин находит среди массивов «плохих» — тексты, которые «заставляют думать». Он говорит о том, что отрасль музыкальной критики существует, развивается и способна говорить важные слова. Появляется новое поколение критиков, имеющих свою точку зрения и совершенно иные взгляды на искусство.

Фото: Мария Столярова

Если поле немножечко подзавяло, то ваш красивый лютик точно заметят.

Алексей Мунипов

О проблемах

На протяжении дискуссии выявилось несколько проблемных моментов в сфере музыкальной критики. В основном они связаны с тем, что эта профессия требует постоянного поиска, изучения, анализа и кропотливой работы над собой и своим мастерством, ремесленными навыками.

  • Молодому критику негде работать. То есть такой профессии, как «обозреватель академической музыки», просто нет.
  • Молодое поколение не ориентируется на ролевые модели, как, например, 15 лет назад. Тогда 90 % студентов журфака хотели стать музыкальными критиками. Сегодня этого не происходит. Отчасти из-за отсутствия «живых» ориентиров большинство даже не подозревает о существовании такой профессии в сфере журналистики.
  • Проблема ограниченного количества вузов, где преподают специальность. У молодых критиков нет знаний и хорошей теоретической основы.

Алексей Мунипов:

Нужно много знать. Нельзя выйти с помощью одних животных ощущений. Это сложная, требующая разнообразных знаний профессия.

Фото: Мария Столярова

Илья Овчинников:

Они [студенты] это делают, как люди учатся говорить и учатся ходить. Что мы посмотрели и послушали — для них очень сложные вопросы.

Как писать

Критики советовали писать хорошие тексты, писать много, не увлекаться эмоциями и не нравоучать. Поучительный тон не привлечёт читателя в театр, а излишняя фамильярность непрофессиональна. Ещё нужно писать так, чтобы «писать о музыке, но на самом деле писать о жизни» — словами одного из участников круглого стола.

Илья Овчинников привёл в пример идеальную «критическую платформу» — фейсбук. В этой социальной сети объясняют музыку на пальцах, при помощи образов, апокалиптических картинок. Навыки приходят через практику, возможно, фейсбук может стать отличным помощником не только для самих начинающих критиков, но и для привлечения аудитории в театр и в диалог.

Дальше — полемика по поводу эмоций. Руководствоваться ли ими при написании критической статьи? Если они есть, как с ними обращаться?

Фото: Мария Столярова

Премия «Резонанс — 2016»: результаты

Чьи-то красивые лютики, а может быть и пионы «на фоне завядшего поля» заметили. Однако не все: первое место осталось вакантно.

Лучший критический текст:

• Премия I степени — не вручена;
• Премия II степени — Сурнина Наталия;
• Премия III степени — Ая Макарова

Лучшее СМИ, пишущее об академической музыке и музыкальном театре, — не вручена

Почетная премия за вклад в развитие театрально-музыкальной критики — Людмила Григорьевна Ковнацкая

Пишите хорошие тексты!

Алексей Мунипов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь