X

Новости

Сегодня
Вчера
20 сентября 2019
19 сентября 2019
Фото: Антон Завьялов

Дневник X Дягилевского фестиваля. День 8 — «День исканий». Балет «Лебединое озеро» А. Мирошниченко

Фото: Антон Завьялов

Чтобы попасть в этот вечер на балет «Лебединое озеро», нужно было, как минимум, отказаться от концерта Антона Батагова в Органном зале. Кто-то уже был на новом «Озере» в декабре, а кто-то побоялся не успеть на вечернюю премьеру «Тристии» и не пришёл. Остальные люди идут сюда, потому что спектакль, потому что это классика, а не просто «в рамках Дягилевского фестиваля».

Императорский театр без императорских денег

На пресс-конференции Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер театра, несколько раз намекал на нехватку бюджетных средств и два раза говорил об этом прямо. Для того чтобы получать ещё больше «Золотых масок» и удерживать высокий уровень, требуется бюджет — на продление лицензии, на декорации и костюмы и другие театральные нужды. В частности, на новую сцену, потому что на существующей не поставить довольно много мировых балетов и опер, без которых театр рискует откатиться в средневековую провинцию.

Сейчас Алексей Мирошниченко старается балансировать на том, что есть. Например, «Спящая красавица» не гастролирует в ведущие театры страны, хотя и приглашают — уникальность хореографии она сочетает с несочетаемыми с уровнем хореографии сценографией и костюмами. Балетмейстер ставит «Лебединое озеро», «Золушку» и другие классические постановки, обновляя их и превращая в актуальные произведения искусства, вместо того чтобы разоряться на что-то большее и масштабно-помпезное. Как раз на встречу он прибежал с репетиции «Золушки», которую, как он сказал, лишь «нащупывает» (премьера назначена на декабрь).

Фото: Антон Завьялов

Алексей Мирошниченко:

— В следующем сезоне репертуар возвращается к тому репертуару, который должен быть: по крайней мере, три разных названия в неделю. Я давно мечтал к этому вернуться. Со всем классическим репертуаром, который есть у нас, нужно делать то, что я сделал с «Лебединым озером»: спектакли требуют либо авторской редакции, либо капитального обновления. На это нужны и время, и деньги, — это очень скрупулёзная и серьёзная работа.

В народном сознании «Лебединое» — балет, который существовал от сотворения мира.

Мирошниченко находит повод пошутить и говорит иронично, постоянно цитируя что-нибудь из «классического»: будь то советский кинематограф, Фаину Раневскую или классику мировой литературы. Встреча проходит живо и динамично, но мы понимаем: не всё так просто в мире театра, бюджета и «Золотых масок», и не так просто постоянно находить компромиссы с безликой бюрократической системой.

Фото: Антон Завьялов

О новом

Лёгкий гул общающихся начинает затихать очень медленно. Опускается темнота. Поднимается занавес. На сцене несколько арт-хаусная обстановка: за дымкой прозрачного вуального занавеса стоит одинокая кровать в пустоте. Зигфриду снится тревожный сон — в этот момент происходит первая встреча принца и тёмной стороны в лице Ротбарта, желающего заполучить душу юноши. Эта сцена-пролог вводит зрителя в нужную эмоциональную атмосферу противостояния, её и ещё несколько изменений ввели в новой редакции постановки.

«Лебединое озеро» — легендарный классический балет, который требует особого отношения. Мирошниченко говорит о том, что с тех пор, как был показан премьерный балет, прошло столько времени, что изменились не только контекст, традиции, костюмы, нравы, но и тела: балетмейстер — сторонник идеи написания либретто неразрывно от процесса постановки, потому что «процесс вносит свои правки».

Фото: Антон Завьялов

Вообще, в результате спектакль процентов на семьдесят получился с моей хореографией.

Время, технические возможности, бюджетная основа тоже вносят правки. К примеру, Мирошниченко решил избавиться от волн, бури, в которой тонул принц из-за банальных технических ограничений на сцене Пермского театра.

Алексей Мирошниченко:

— Я бы не назвал то, чем я занимаюсь, «аутентичным балетом». Как ни странно, это самый главный классический балет всех времён и народов, но в это же время он самый «переставляемый», самый редактируемый и так далее.

О красоте. Лирическое отступление

«Вы будете писать о „Лебедином озере“?», — спросили меня дважды в день балета. На самом деле логика сюрреалистичного присутствия этого знаменитого спектакля открылась только на последней сцене, когда хотелось заплакать от цветовой гармонии на сцене.

Программа Дягилевского фестиваля буквально состоит из слёз (счастья): плакать от красоты музыки здесь почти привычное дело. На «Лебедином» кто-то плакал не только от звуков сочинения П. И. Чайковского, ностальгически-сладкого, но и от воссоединения этой красоты с визуально-идеальной сценографией, цветами, движениями. «Красота — это смысл», — говорит Теодор Курентзис. Красота учит, напоминает о существовании свободы и лёгкости.

Фото: Антон Завьялов

Цветочный шторм

«Лебединое озеро» так понравилось публике, что букеты стали швырять на сцену ещё в середине второго действия — Одиллии, чёрному лебедю. В финале закидали Одетту чем-то красным, наверное, до синяков, и кажется, это были розы.

Алексей Мирошниченко говорит о кадровой проблеме в театре. Многие танцоры уходят заниматься бизнесом, семьёй и жизнью. Однако главный балетмейстер и здесь умеет балансировать.

Основа моей концепции — «ковыряться в ногах» и растить собственных пермских солистов. Я никого не приглашаю на гастроли.

Несмотря на проблемы «текучести» кадров, нехватки материальных средств и современной оснащённой сцены, цветы продолжают летать через оркестровую яму.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь