13 июня 2019
12 июня 2019
11 июня 2019

Как вымерли динозавры: Глобальное потепление, вулканы и астероид

Фото: Mark Garlick/Getty Images/Science Photo Library RM

По словам учёных, продолжительное царствование динозавров не закончилось в одно мгновение, а длилось в течение долгих лет климатических изменений до и после того, как астероид врезался в Землю.

Падение астероида (ударный кратер Чиксулуб) в современной Мексике, безусловно, способствовало исчезновению динозавров, однако это не является единственной причиной. К такому выводу пришли учёные в исследовании, опубликованном в Nature Communication.

10 из 24 видов исчезли с одного Антарктического острова задолго до того, как комета или астероид столкнулись с Землёй около 66 млн лет назад. Другие 14 видов исчезли на второй волне вымирания, которая началась одновременно со столкновением и где исчезла почти половина живых организмов, включая всех нептичьих динозавров.

Гибель динозавров, по мнению исследователей, была вызвана двумя периодами глобального потепления. Первый произошёл из-за мощнейшего вулканического извержения на месте современной Индии, а второй из-за падения астероида. Оба явления распространяют пыль и пепел, кратковременно блокируя солнечные лучи и механизмы охлаждения. Однако важнейшее явление — это выброс огромного количества парникового газа, который послужил причиной продолжительного периода потепления на планете.

Сиерра Петерсен, соавтор исследования, Мичиганский университет:

«Мы обнаружили, что конец мелового периода был вызван двумя причинами: вулканизм и удар астероида».

Команда проанализировала химическую составляющую 29 ископаемых раковин того периода для воспроизведения температурных изменений, длившихся в течение 3,5 млн лет в конце мелового периода и начале палеогена. Ископаемые, относящиеся к периоду с 65,5 млн до 69 млн лет назад, находились в неглубокой прибрежной дельте, недалеко от северной оконечности Антарктического полуострова. В то время местность, которая сейчас покрыта льдом, вероятнее всего была хвойным лесом.

Команда Сиерры Петерсен обнаружила, что температура океана возросла примерно на 7,8 °C после масштабного вулканического извержения, которое длилось тысячи лет и выбрасывало в атмосферу ядовитые газы. Второе возрастание температуры (около 1,1 °C), произошло 150 000 лет спустя, примерно во время удара астероида. Петерсен говорит:

«Новые данные о температурах напрямую соединяют вулканизм и падение астероида с периодами вымирания динозавров, и эта связь — климатические изменения».

Учёные уже давно обсуждали причины мел-палеогенового вымирания, которое привело к возникновению млекопитающих. Одни причину видели в вулканизме, другие в падении астероида, третьи и в том, и в другом одновременно. Недавние исследования обращают внимание на роль вулканического извержения, которое произошло после, а не до падения астероида.

Потепление, произошедшее до вулканизма, «могло увеличить нагрузку на экосистемы, что сделало их более уязвимыми к разрушениями, произошедшим после метеорита».

Кроме того, в сегодняшнем мире учёные всё больше говорят о глобальном потеплении, причиной которого является деятельность человека, способствующая ещё одному массовому вымиранию, шестому за последние полмиллиарда лет. Климатические изменения вызывают повышение уровня воды в морях, вымирание видов, распространение болезней, увеличение интенсивности штормов.