Онлайн: Мастер-класс Натальи Синдеевой

Фото: Wikipedia

Сегодня генеральный директор и основатель телеканала «Дождь», радиостанции «Серебряный Дождь» Наталья Синдеева проводит единственный мастер-класс в Перми.

Тема мастер-класса: «Развитие бизнеса в кризис. Новые подходы и ориентация на клиента. Опыт „Дождя“ как пример устойчивой бизнес-модели».

«Звезда» ведёт онлайн со встречи с Натальей Синдеевой для тех, кто не смог посетить мастер-класс лично.

Эта страница обновляется автоматически
10:29

Ну, мы начинаем. Людей на мастер-классе — как оппозиции в России — пять человек (шутка).

Наталья рассказывает о себе — про создание радио «Серебряный дождь», как ей надоело радио, и она придумала «Дождь». Рассказывает, что у нее двое детей, третий муж и все такое. Все знакомятся.

11:09

Люди пришли очень разные: владельцы большегрузной транспортной компании, оптовый продавец мягких игрушек. Приехали ребята с СТС-Березники. Журналистов немного, но есть.

Наталья рассказывает, как они открывали «Серебряный дождь»:

— Мне было 23 года. Я тогда только приехала в Москву из маленького города Мичуринск. Там было только радио «Маяк» и «Юность». Про радио я ничего не знала.

Потом они долго искали FM-частоту, которую получить очень непросто. Частоты ниже 100 были заняты военными, которые ради «дождя» проводили испытания — не падают ли самолеты, если эта частота занята коммерческим радио. Не падали.

Потом Наталья с мужем выиграли конкурс на частоту 100.1. По закону, через три месяца они должны были начать вещание.

— Ничего у нас готово не было — ни программ не было, ни журналистов. Но справились — 4 июня 1995 года радио вышло в эфир, и с того момента ни разу не отключалось.

11:18

Синдеева рассказывает, что два кризиса — 1998 и 2008 годов — радио удалось пережить благодаря прямым контактам с рекламодателями.

— Мы никогда не работали с рекламными компаниями — только с рекламодателями, которые понимают и чувствуют площадку. В кризисные годы это нам очень помогло — мы смогли пережить их, и выйти с наименьшими потерями.

11:23

Из радио Синдеева ушла, появился телеканал «Дождь».

— Одной из причин отключения телеканала стал сильный вход в регионы — ни мы, ни власти этого не ожидали. Нас подключил «Дом.ru», «Ростелеком», «Билайн» и т. д. Вчера я смотрела телевизор и поняла, почему у «Дождя» стало получаться в регионах: дело в том, что телеканал дал другую картинку, другое настроение. СМИ не должно идти на поводу у аудитории. И «Дождь» не шёл — люди сами пошли к нему.

11:57

— История телеканала изначально была очень сложной: почти полгода мы искали софт для HD-tv. Нам сказали, что готового программного обеспечения нет, все находится в разработке. Мы проехали множество специализированных выставок, и нашли его у какой-то маленькой итальянской компании.

Потом несколько месяцев этот софт внедряли и связывали с «железом».

— И тут случается коллапс внутри компании: полгода мы только строили. Когда стало понятно, что мы можем вещать, мы поняли, что у нас нет контента. Нет ни ведущих, ни идей, только визуальное оформление. Я предложила — давайте поставим камеры, и покажем, как мы здесь все строим и проводим кастинги. Нас подключили два оператора: «Окадо» и «Стрим» (ныне МТС), мы вошли в сетку и начали показывать этот «Дом-2». Потом мы в программу включили один выпуск новостей в день. В день, когда мы пытались провести первый эфир, нас отключил сначала «Окадо», потом «Стрим». Это были сигналы сверху.

Тогда Наталья начала разбираться, кто дал распоряжение прекратить вещание. След привел к Суркову, тогда «серому кардиналу» внутренней политики.

— Через несколько лет мы встретились с Сурковым — к тому моменту мы уже были знакомы. Я сказала — вы, конечно, тогда нас практически убили, но спасибо вам за то, что мы вышли в интернет.

Синдеева рассказывает, что они первыми начали работать с соцестями. Поэтому, по ее словам, у «Дождя» на данный момент самая большая группа в Facebook среди российских СМИ.

12:02

Сиднеева рассказывает про «Болотную», и последующее давление на СМИ через акционеров. Так называемая «грёбаная цепь». Напомним, тогда поменялось руководство «Ленты.ru», «Дождю» оборвали кабельное вещание и т. д.

— К концу 2013-го года мы почувствовали переломный момент — мы увидели, как у нас растет аудитория, как у нас растет рекламодатель. Это было прямо перед отключением. Я поняла, что теперь существует только бренд — телеканал, бумага или интернет — только способ донесения контента. Главное бренд.

— Сценарий удушения «Дождя» придумал Михаил Лесин — он решил сделать это не руками государства, а руками кабельных операторов, и отчасти руками народа. Нас отключили от всех операторов, ушли рекламодатели.

Ура! Началась история про кризисный момент — сейчас будут советы. У нас тут перерыв, через 10 минут вернемся.

12:23

Первый совет: в случае кризиса СМИ может рассчитывать на зрителя/читателя. Но если заработает их лояльность.

— За полгода до отключения от вещания мы первыми среди российских СМИ запустили платную подписку на контент. Тогда это был маленький ручеёк дохода, другие редакции очень негативно к этому относились. Но к моменту нашего отключения у нас было около 10 тысяч подписчиков. Когда мы исчезли из эфира, зрители стали очень активно покупать подписку. Тогда мы поняли, что главная поддержка, те, на кого мы можем опереться — это наши зрители.

Сейчас, по словам Синдеевой, подписка дает больше дохода, чем рекламодатели. Она рассказывает, что идея подписки была изначально заложена в СМИ — когда появились газеты, они зарабатывали за счет того, что их покупают читатели. Потом появились рекламодатели, которые бюджетами перебили эту историю. А сейчас, в каком-то смысле, СМИ возвращаются к этому началу.

12:34

Тут рассказ про тяжелую ситуацию на «Дожде» и выход из нее.

В первую очередь после отключения от вещания на «Дожде» на 30 % сократились зарплаты. Тогда не уволился никто.

— Прошел месяц, я поняла, что нам всё равно не хватает денег. Всех забрали, и приняли решение сокращать людей. Мы резали по живому — по тому, что является контентом.

Тогда штат сократился на 40 %.

— В тот момент мы потеряли много людей, которых мы не хотели терять. Меня убедили пойти на эти сложные меры мои же сотрудники.

— У нас бюджеты сократились, сократился штат. Нам нужен был запас прочности на несколько месяцев.

На «Дожде» устроили недельный марафон по сбору средств. За это время удалось собрать 1,5 млн долларов.

— Прошло несколько месяцев, мы собрали деньги и почувствовали, что все уже позади. Тут произошел новый удар: нас попросили съехать с «Красного октября». Мы сматывали эти километры проводов, забирали оборудование, искали новое помещение. Мы нашли крутую площадку, владелец решил посоветоваться с Кремлём. Он попросил какого-то человека, он лично пришел к Путину и спросил — не будет ли проблем у владельца помещения, если он посадит к себе телеканал. Путин сказал «нет», и нас взяли.

12:52

Потом «Дождь» переехал на «Флакон». Число подписчиков выросло, и вроде все наладилось. Но не тут то было.

— Коллектив полтора года находился в состоянии войны. Все конфликты приглушились, обо всём забыли. И тут война закончилась. Все перессорились, переругались, было очень тяжело. Я собираю 20 топовых сотрудников, вывожу их на интенсив к психологу на 10 дней с полным отрывом от работы. Стало легче, но мы все равно потеряли несколько человек, в том числе главреда Михаила Зыгаря.

— В результате мы поменяли подход к работе — теперь нам не нужен охват, нам нужна была работа на подписчика. Но те люди, которые работали у нас, не умели этого делать — вместо телека пришлось продавать digital. Пришлось перестраивать команду.

13:01

В итоге команда «Дождя» стала разноформатной. В итоге в одной редакции появилось несколько специализированных — одна редакция занимается SMM, причем в каждой соцсети говорит на разных языках. Одна телеканалом и т. д.

Позже телеканал «Дождь» начал работать с прямыми трансляциями в Facebook — поскольку группа у них одна из самых больших в России. Теперь часть программ идет на Facebook, при этом соцсеть разработала механизмы монетизации — прероллы, заставки. Пока соцсеть не просит делиться деньгами за эту рекламу.

13:07

Повествование получается немного разрозненным: Сиднеева рассказывает о том, что продвижение контента — теперь самое главное.

— Раньше редакция писала тексты, сдавала их, верстала и отдавала в печать. Потом вся редакция шла выпивать в бар. Сейчас происходит так, что все написанное нужно продвинуть, перерезать, разделить на новости: продать вместе и по-отдельности. У нас новости заканчиваются в 22:00 по Москве. Ребята, которые делают контент, работают до часа ночи — они этот контент делят, видео перерезают, думают, как сделать так, чтобы новость разлетелась.

13:15

Сейчас на «Дожде» работает 200 сотрудников в штате, плюс какое-то количество внештатников.

— К сожалению, штат у нас опять вырос, в бюджет мы не влазим. Зарплаты снова пришлось сократить на 30 %, — рассказывает Наталья Синдеева по нынешнюю ситуацию на канале.

13:24

«Медиа — бизнес, в котором невозможно расслабиться. Дима, который главный на „Серебряном дожде“, работает по 15 часов в сутки. При том, что радиостанция существует уже 21 год. Если говорить о том же фейсбуке — мы уже через час использовали новую возможность — онлайн трансляции программ. Если ты работаешь в этом, ты не можешь позволить себе расслабиться»

13:54

— Про свою аудиторию нужно думать лучше, чем она есть.

Наталья Синдеева рассказывает, как строится редакция «Дождя». Как выбирают ведущих, как работают новостийщики и т. д. Рассказывает, как не любит шоу с битьём морды.

— Если в стране когда-нибудь что-то поменяется, первые, кого посадят в тюрьму и лишат работы — руководство «Первого канала», «России» и НТВ. Они совершают преступление.

Синдеева приводит пример с Донбасом — про националистов и ополоченцев, распятого мальчика и т. д. Не будем писать об этом, вы сами все знаете

14:59

К сожалению, мастер-класс заканчивается. Что самое главное мы вынесли из этой встречи?

Очень интересно было послушать от первого лица кухню создания одних из самых интересных медийных проектов в стране — радио «Серебряный дождь» и телеканал «Дождь». Было несколько любопытных инсайдов, была технология производства... Но это всё было бы невозможно без вдохновения и без веры в то, что делаешь.

Когда напоследок мы задали вопрос о том, какие есть способы зарабатывания для медийных продуктов, которые кажутся ей перспективными, то Наталья сказал важную вещь. Нужно в первую очередь ориентироваться на ваш основной продукт. Это то, что вы умеете делать, то, для чего к вам приходят читатели.