X

Citizen: скоро

29 апреля, 3:00
29 апреля, 12:00

Онлайн: Мастер-класс Натальи Синдеевой

Фото: Wikipedia

Сегодня генеральный директор и основатель телеканала «Дождь», радиостанции «Серебряный Дождь» Наталья Синдеева проводит единственный мастер-класс в Перми.

Тема мастер-класса: «Развитие бизнеса в кризис. Новые подходы и ориентация на клиента. Опыт „Дождя“ как пример устойчивой бизнес-модели».

«Звезда» ведёт онлайн со встречи с Натальей Синдеевой для тех, кто не смог посетить мастер-класс лично.

Эта страница обновляется автоматически
10:29

Ну, мы начинаем. Людей на мастер-классе — как оппозиции в России — пять человек (шутка).

Наталья рассказывает о себе — про создание радио «Серебряный дождь», как ей надоело радио, и она придумала «Дождь». Рассказывает, что у нее двое детей, третий муж и все такое. Все знакомятся.

11:09

Люди пришли очень разные: владельцы большегрузной транспортной компании, оптовый продавец мягких игрушек. Приехали ребята с СТС-Березники. Журналистов немного, но есть.

Наталья рассказывает, как они открывали «Серебряный дождь»:

Мне было 23 года. Я тогда только приехала в Москву из маленького города Мичуринск. Там было только радио «Маяк» и «Юность». Про радио я ничего не знала.

Потом они долго искали FM-частоту, которую получить очень непросто. Частоты ниже 100 были заняты военными, которые ради «дождя» проводили испытания — не падают ли самолеты, если эта частота занята коммерческим радио. Не падали.

Потом Наталья с мужем выиграли конкурс на частоту 100.1. По закону, через три месяца они должны были начать вещание.

Ничего у нас готово не было — ни программ не было, ни журналистов. Но справились — 4 июня 1995 года радио вышло в эфир, и с того момента ни разу не отключалось.

11:18

Синдеева рассказывает, что два кризиса — 1998 и 2008 годов — радио удалось пережить благодаря прямым контактам с рекламодателями.

Мы никогда не работали с рекламными компаниями — только с рекламодателями, которые понимают и чувствуют площадку. В кризисные годы это нам очень помогло — мы смогли пережить их, и выйти с наименьшими потерями.

11:23

Из радио Синдеева ушла, появился телеканал «Дождь».

Одной из причин отключения телеканала стал сильный вход в регионы — ни мы, ни власти этого не ожидали. Нас подключил «Дом.ru», «Ростелеком», «Билайн» и т. д. Вчера я смотрела телевизор и поняла, почему у «Дождя» стало получаться в регионах: дело в том, что телеканал дал другую картинку, другое настроение. СМИ не должно идти на поводу у аудитории. И «Дождь» не шёл — люди сами пошли к нему.

11:57

История телеканала изначально была очень сложной: почти полгода мы искали софт для HD-tv. Нам сказали, что готового программного обеспечения нет, все находится в разработке. Мы проехали множество специализированных выставок, и нашли его у какой-то маленькой итальянской компании.

Потом несколько месяцев этот софт внедряли и связывали с «железом».

И тут случается коллапс внутри компании: полгода мы только строили. Когда стало понятно, что мы можем вещать, мы поняли, что у нас нет контента. Нет ни ведущих, ни идей, только визуальное оформление. Я предложила — давайте поставим камеры, и покажем, как мы здесь все строим и проводим кастинги. Нас подключили два оператора: «Окадо» и «Стрим» (ныне МТС), мы вошли в сетку и начали показывать этот «Дом-2». Потом мы в программу включили один выпуск новостей в день. В день, когда мы пытались провести первый эфир, нас отключил сначала «Окадо», потом «Стрим». Это были сигналы сверху.

Тогда Наталья начала разбираться, кто дал распоряжение прекратить вещание. След привел к Суркову, тогда «серому кардиналу» внутренней политики.

Через несколько лет мы встретились с Сурковым — к тому моменту мы уже были знакомы. Я сказала — вы, конечно, тогда нас практически убили, но спасибо вам за то, что мы вышли в интернет.

Синдеева рассказывает, что они первыми начали работать с соцестями. Поэтому, по ее словам, у «Дождя» на данный момент самая большая группа в Facebook среди российских СМИ.

12:02

Сиднеева рассказывает про «Болотную», и последующее давление на СМИ через акционеров. Так называемая «грёбаная цепь». Напомним, тогда поменялось руководство «Ленты.ru», «Дождю» оборвали кабельное вещание и т. д.

— К концу 2013-го года мы почувствовали переломный момент — мы увидели, как у нас растет аудитория, как у нас растет рекламодатель. Это было прямо перед отключением. Я поняла, что теперь существует только бренд — телеканал, бумага или интернет — только способ донесения контента. Главное бренд.

— Сценарий удушения «Дождя» придумал Михаил Лесин — он решил сделать это не руками государства, а руками кабельных операторов, и отчасти руками народа. Нас отключили от всех операторов, ушли рекламодатели.

Ура! Началась история про кризисный момент — сейчас будут советы. У нас тут перерыв, через 10 минут вернемся.

12:23

Первый совет: в случае кризиса СМИ может рассчитывать на зрителя/читателя. Но если заработает их лояльность.

За полгода до отключения от вещания мы первыми среди российских СМИ запустили платную подписку на контент. Тогда это был маленький ручеёк дохода, другие редакции очень негативно к этому относились. Но к моменту нашего отключения у нас было около 10 тысяч подписчиков. Когда мы исчезли из эфира, зрители стали очень активно покупать подписку. Тогда мы поняли, что главная поддержка, те, на кого мы можем опереться — это наши зрители.

Сейчас, по словам Синдеевой, подписка дает больше дохода, чем рекламодатели. Она рассказывает, что идея подписки была изначально заложена в СМИ — когда появились газеты, они зарабатывали за счет того, что их покупают читатели. Потом появились рекламодатели, которые бюджетами перебили эту историю. А сейчас, в каком-то смысле, СМИ возвращаются к этому началу.

12:34

Тут рассказ про тяжелую ситуацию на «Дожде» и выход из нее.

В первую очередь после отключения от вещания на «Дожде» на 30 % сократились зарплаты. Тогда не уволился никто.

Прошел месяц, я поняла, что нам всё равно не хватает денег. Всех забрали, и приняли решение сокращать людей. Мы резали по живому — по тому, что является контентом.

Тогда штат сократился на 40 %.

— В тот момент мы потеряли много людей, которых мы не хотели терять. Меня убедили пойти на эти сложные меры мои же сотрудники.

— У нас бюджеты сократились, сократился штат. Нам нужен был запас прочности на несколько месяцев.

На «Дожде» устроили недельный марафон по сбору средств. За это время удалось собрать 1,5 млн долларов.

Прошло несколько месяцев, мы собрали деньги и почувствовали, что все уже позади. Тут произошел новый удар: нас попросили съехать с «Красного октября». Мы сматывали эти километры проводов, забирали оборудование, искали новое помещение. Мы нашли крутую площадку, владелец решил посоветоваться с Кремлём. Он попросил какого-то человека, он лично пришел к Путину и спросил — не будет ли проблем у владельца помещения, если он посадит к себе телеканал. Путин сказал «нет», и нас взяли.

12:52

Потом «Дождь» переехал на «Флакон». Число подписчиков выросло, и вроде все наладилось. Но не тут то было.

— Коллектив полтора года находился в состоянии войны. Все конфликты приглушились, обо всём забыли. И тут война закончилась. Все перессорились, переругались, было очень тяжело. Я собираю 20 топовых сотрудников, вывожу их на интенсив к психологу на 10 дней с полным отрывом от работы. Стало легче, но мы все равно потеряли несколько человек, в том числе главреда Михаила Зыгаря.

— В результате мы поменяли подход к работе — теперь нам не нужен охват, нам нужна была работа на подписчика. Но те люди, которые работали у нас, не умели этого делать — вместо телека пришлось продавать digital. Пришлось перестраивать команду.

13:01

В итоге команда «Дождя» стала разноформатной. В итоге в одной редакции появилось несколько специализированных — одна редакция занимается SMM, причем в каждой соцсети говорит на разных языках. Одна телеканалом и т. д.

Позже телеканал «Дождь» начал работать с прямыми трансляциями в Facebook — поскольку группа у них одна из самых больших в России. Теперь часть программ идет на Facebook, при этом соцсеть разработала механизмы монетизации — прероллы, заставки. Пока соцсеть не просит делиться деньгами за эту рекламу.

13:07

Повествование получается немного разрозненным: Сиднеева рассказывает о том, что продвижение контента — теперь самое главное.

Раньше редакция писала тексты, сдавала их, верстала и отдавала в печать. Потом вся редакция шла выпивать в бар. Сейчас происходит так, что все написанное нужно продвинуть, перерезать, разделить на новости: продать вместе и по-отдельности. У нас новости заканчиваются в 22:00 по Москве. Ребята, которые делают контент, работают до часа ночи — они этот контент делят, видео перерезают, думают, как сделать так, чтобы новость разлетелась.

13:15

Сейчас на «Дожде» работает 200 сотрудников в штате, плюс какое-то количество внештатников.

К сожалению, штат у нас опять вырос, в бюджет мы не влазим. Зарплаты снова пришлось сократить на 30 %, — рассказывает Наталья Синдеева по нынешнюю ситуацию на канале.

13:24

«Медиа — бизнес, в котором невозможно расслабиться. Дима, который главный на „Серебряном дожде“, работает по 15 часов в сутки. При том, что радиостанция существует уже 21 год. Если говорить о том же фейсбуке — мы уже через час использовали новую возможность — онлайн трансляции программ. Если ты работаешь в этом, ты не можешь позволить себе расслабиться»

13:54

Про свою аудиторию нужно думать лучше, чем она есть.

Наталья Синдеева рассказывает, как строится редакция «Дождя». Как выбирают ведущих, как работают новостийщики и т. д. Рассказывает, как не любит шоу с битьём морды.

Если в стране когда-нибудь что-то поменяется, первые, кого посадят в тюрьму и лишат работы — руководство «Первого канала», «России» и НТВ. Они совершают преступление.

Синдеева приводит пример с Донбасом — про националистов и ополоченцев, распятого мальчика и т. д. Не будем писать об этом, вы сами все знаете

14:59

К сожалению, мастер-класс заканчивается. Что самое главное мы вынесли из этой встречи?

Очень интересно было послушать от первого лица кухню создания одних из самых интересных медийных проектов в стране — радио «Серебряный дождь» и телеканал «Дождь». Было несколько любопытных инсайдов, была технология производства... Но это всё было бы невозможно без вдохновения и без веры в то, что делаешь.

Когда напоследок мы задали вопрос о том, какие есть способы зарабатывания для медийных продуктов, которые кажутся ей перспективными, то Наталья сказал важную вещь. Нужно в первую очередь ориентироваться на ваш основной продукт. Это то, что вы умеете делать, то, для чего к вам приходят читатели.