Битва мнений: Школьное или семейное образование?

Об этом выборе говорят всё чаще. Одни утверждают, что только в школе ребёнок научится быть полноценным «винтиком» общества и получит качественное образование. Другие считают, что в школе ребенок теряет не только индивидуальность, но и уйму лишнего времени, подстраиваясь под самых неуспевающих. Свои противоположные мнения на этот счёт высказали два неслучайных человека. Преподаватель гимназии Анна Шарнина и Наталья Панова — мать троих детей, старший из которых обучается дома.

18
26

Анна Шарнина

Учитель истории и обществознания

Домашнее образование может быть скорее исключением, чем правилом

Можно бесконечно перечислять минусы нынешней российской школы, но я хочу остановиться на том, что не может дать домашнее обучение, но обязательно даст школа, пусть и не самая лучшая.

Если из школы сделать систему муштры и зазубривания информации, а не самостоятельного получения знаний, то ни к чему хорошему это не приведёт. Из ребёнка вырастет не критически мыслящая — а значит мыслящая вообще! — личность, а лояльный наёмный работник, конформист, «к добру и злу постыдно равнодушный».

Что даёт современная школа подросткам, которые только-только на пути к становлению личности? Она даёт им главное — социализацию, возможность проявить себя в качестве человека, реализовать свой потенциал в коллективе. За всеми вычетами, которые неизбежны сегодня в «традиционном», если угодно, образовании, — это главное.

Школа — это целая жизнь и система поведения в коллективе. В современном обществе достаточно сложно отобрать нужную информацию, отфильтровать ту, которая благотворно скажется на развитии личности. Благодаря профессионализму педагогов и делению на предметы, это удаётся. Школа дисциплинирует и формирует правильный режим дня ребёнка. Благодаря расписанию, урокам физкультуры и правильному питанию, всё это удается получить ребёнку в школе. В школе ребёнок усваивает современные программы, которые значительно облегчат поступление в университет.

Может ли дать ребёнку домашнее обучение умение общаться со сверстниками, быть частью целого, чувствовать и осознавать себя необходимым звеном коллектива, понимать логику тех общественных отношений, которые сложились в сегодняшней России?

Мне могут возразить: «А разве домашнее обучение помешает ребёнку общаться со своими сверстниками?». Закончились уроки — общайся с друзьями сколько угодно. Но будут ли понимать друг друга такие дети, ведь значительную часть времени они проводят в совершенно разной социальной среде, и если у школьников круг их общения включает в себя всю школу — от одноклассников до директора, то у тех, кто получает образование дому, — только учителя и родители. Какие интересы, кроме образовательных, могут быть у подростка и учителя? Вряд ли они будут интересны друг другу за этими рамками, поскольку педагог, который преподаёт на дому, заинтересован лишь в предоставлении образовательной услуги.

Нынешнюю школу вполне оправданно ругают за то, что она не занимается воспитанием детей: мол, есть родители, пусть и воспитывают. Такая позиция, конечно, абсурдна, потому что ребёнка воспитывают все — и родители, и учителя, и улица, и случайный прохожий. Человек формируется, становится личностью через тысячи общественных связей.

Правильно организованное обучение в коллективе идёт только на пользу, так как дети в процессе учёбы объясняют друг другу и разбираются вместе. Это эффективнее, чем индивидуальное обучение.

Конечно, может быть и такое, что ребёнок учится в школе, но родители настолько лишают его самостоятельности, что он всё равно становится инфантильным, несамостоятельным — из-за чрезмерной опеки. В будущем это грозит тем, что подросток вырастет «белой вороной» и будет просто не приспособлен к самостоятельной жизни в социуме, его будет постоянно кто-то «опекать».

Прекрасное образование подрастающий человек может получить и на дому, и есть ситуации, когда так будет действительно лучше и для ребёнка, и для его родителей, но это вовсе не значит, что знания усваиваются лучше при индивидуальном обучении. Я понимаю, что сегодня гонка за так называемым «индивидуальным подходом» доводится до абсурда, но так можно вообще дойти до удивительных умозаключений.

Я нисколько не против домашнего обучения, но это может быть скорее исключением, чем правилом. Проблема современной школы — это общественная проблема, которую нужно решать общественными средствами, а не отмахнуться рукой и сказать: «Мой ребёнок и дома сможет получить хорошее образование».

18

Наталья Панова

Мать троих детей, старший из которых обучается дома

Я нашла только два минуса семейного образования

Мы переехали из города в деревню три года назад. В деревне нет школы, а ближайшая находится в 10 километрах от нас. Школьный автобус забирает детей в 7 утра и привозит в 16 часов. Так что семейное обучение (СО) стало для нас хорошим выходом из сложившихся обстоятельств.

Но. Меня как-то спросили, выбрали бы мы СО, если бы жили в городе и рядом с хорошей школой. Скорее всего — да. Потому что к первому классу наш сын (на тот момент ему было 7,5 лет) уже хорошо читал и считал. И мы, с одной стороны, не хотели потерять темп в получении знаний, а с другой стороны опасались, что на уроках ему будет скучно, когда другие дети проходят то, что он давно знает, и поэтому его учебная мотивация может снизиться. На семейном обучении у нас есть возможность пропускать из школьной программы то, что ребёнок и так знает, и подтягивать до хорошего уровня то, что давалось с трудом.

Плюсами домашнего обучения для нас стали:

  • Экономия времени. Полчаса-час в день достаточны для освоения программы первого класса — против трех-четырёх часов, которые ребёнок проводит в школе. Специалисты подсчитали, что из 40 минут урока только 10-15 минут приходится на учебную деятельность, остальное время «съедает» дисциплина, опрос пройденного материала, ожидание отстающих учеников и т. д.
  • Индивидуальность. К единственному ученику легче найти подход. Используя его сильные стороны, легко подтянуть слабые. Родители, хорошо знающие увлечения своего ребёнка, смогут быстрее найти тему или способ обучения, способный увлечь ребенка и принести хороший результат.
  • Гибкость графика. При СО остаётся больше времени для посещения музыкальных и спортивных школ и кружков. Есть возможность ездить в командировки с родителями, устраивать каникулы в удобное время. И не нужно вставать в школу в 7 утра.
  • Сохранение здоровья. Правильное домашнее питание, возможность сохранять комфортный режим дня, отсутствие стрессов позволяют ребёнку сосредоточиться на образовании.
  • Сохранение привязанности внутри семьи. Родителям совсем не нужно становиться злыми надсмотрщиками. При хорошо выстроенном образовательном процессе внутри семьи родители и дети становятся союзниками, вместе изучают и обсуждают новое и интересное, планируют и готовятся к экзаменам и тестам, занимаются делами по дому, посещают работу родителей. В дальнейшем всё больше ответственности за учёбу перекладывается на ребёнка, родители лишь помогают составить учебные планы и вести переговоры со школой о сдаче тестов и экзаменов.
  • Качество образования. Низшая планка задаётся ежегодными аттестациями. Верхней планки практически нет — все зависит от желания ребенка и родителей, от возможностей спланировать и обеспечить желаемый уровень образования. Если есть силы и желание, можно сдавать хоть два класса за год.
  • Социализация. Каждый понимает её по-своему. Для кого-то — это умение ходить строем и подчиняться, быть частью большого коллектива и «не возникать». Для кого-то социализация — это изучение отношений между людьми и умение реагировать на разные жизненные ситуации. В любом случае, у домашнего школьника возможностей социализироваться ничуть не меньше, а иногда и больше, чем у ребят, посещающих школу. Подобие школьного класса можно встретить в кружках, секциях, музыкальных и художественных школах. Помимо этого, встречи со взрослыми, окружающими родителей, бытовые дела (поход на почту, банк, магазин), возможность ближе познакомиться с жизнью и работой родителей — «семейный школьник» получает возможность видеть взаимодействие людей в разных ситуациях.

Минусы семейного образования. Я смогла найти только два:

  • Ответственность за образование собственного ребёнка полностью лежит на родителях. В случае «провала» (например, плохой результат на ЕГЭ) винить будет некого.
  • Полная вовлечённость взрослого в учёбу ребенка. Хотя бы один из родителей должен обладать временем и желанием заниматься семейным образованием.

Семейное обучение требует больше труда и родителей, и детей, больше ответственности, в сравнении с обучением в школе. При этом качество семейного обучения может быть гораздо выше школьного, но это полностью зависит от физических и моральных сил родителя, посвятившего себя своему ребёнку.

26